Рост количества машин на улицах городов нашей страны, увеличение скорости движения – одна из причин дорожно-транспортных происшествий. Зачастую виновниками являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Происходит это потому, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна и взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать, что-то новое зачастую ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующий решения при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем – школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди.
Большое внимание в детском саду должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах, с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
Предложенные рекомендации для родителей помогут в обучении детей дошкольного
возраста безопасному поведению на дороге.
Рекомендации для родителей.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ?
Ежедневно взрослые просто напутствуют своего ребенка: "Будь осторожным и аккуратным на дороге". А вот, как вести себя зачастую не разъясняют. Уважаемые родители!
Чтобы избежать дорожно-транспортные происшествия с участием Ваших детей, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:Если Вы взяли ребенка с собой на улицу: 1. Приберегите резерв времени, чтобы не торопиться. Ребенок не обучится правильному поведению в спешке. 2. Перед тем, как сойти с тротуара, остановитесь и заставьте ребенка осмотреться на дороге. Начинайте переходить дорогу уверенно, но так, чтобы и ребенок мог идти (а не бежать!) рядом с Вами. Дойдя до островка безопасности (середины проезжей части), “зафиксируйте” пребывание здесь. 3. Если на другой стороне дороги – Ваш автобус, троллейбус или трамвай, не спишите, особенно не стоит– бежать к нему. Научите ребенка быть хладнокровным в таких ситуациях и превыше всего ставить безопасность и соблюдение правил движения. 4. На проезжей части прекратите обычные разговоры с ребенком: он должен привыкнуть, что, ступив на проезжую часть, уже ничем нельзя отвлекаться. Исключение делается только для нескольких фраз, с помощью которых можно обратить внимание ребенка на те или иные машины, сигналы и т.п. 5. Даже при отсутствии машин стойте на тротуаре или островке безопасности, когда в светофоре горит красный или желтый сигнал. 6. При переходе и во время остановок на проезжей части держите ребенка достаточно крепко за руку. Приучите его не вырываться, что является частой причиной несчастных случаев на дороге. 7. Как бы это ни казалось удобно, откажитесь от перехода дороги в необозначенных местах, если в пределах досягаемости есть место для перехода, указанное дорожным знаком или разметкой типа “зебра”. Помните, что ребенок обучается безопасным правилам и навыкам в первую очередь не на Ваших словах, а на Вашем личном примере. 8. Комментируйте ребенку неправильное поведение нарушителей правил перехода улиц. Обратите внимание и на то, что есть водители разные: внимательные и невнимательные, думающие о пешеходах и “забывающие” о безопасности окружающих людей. Как учить ребенка наблюдать за дорогой? 1. Выход из подъезда, двора. 2. Ходьба по тротуару. 3. Нерегулируемый пешеходный переход. 4. Регулируемый пешеходный переход. 5. Посадки в автобус. 6. Ситуация, когда на другой стороне улицы появляется что-то,
побуждающее ребенка забыть об осторожности. Помните! Ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге. Берегите ребенка! Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить его от несчастных случаев на дороге! |
Литература:
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возроста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007 – 144с.
- Данилова Т.Н. Программа “Светофор”. ПДД для дошкольников. Издательство: Детство Пресс, 2011.
- Усачев А. Правила дорожного движения., Издательство: Лабиринт Пресс, 2007.