Средством интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации работы учителя является интерактивная доска, которая позволяет создавать и демонстрировать материалы к урокам [1]. Для проведения уроков с применением такой доски, заранее создаем флипчарты (рабочие области с материалами для уроков). На страницах флипчарта пишем текст, создаем рисунки, используем рисунки из других программ, воспроизводим фильмы. Так же интерактивную доску используем для написания примечаний, пометок, для решения задач. Панель инструментов стандартных геометрических фигур (которая есть на интерактивной доске) позволяет более быстро и правильно выполнять рисунки и графики.
Научить учащихся анализировать движение, строить и читать графики является важной задачей учителя. Интерактивная доска позволяет более эффективно решать поставленные цели и задачи. На примере урока в 9 классе «Анализируем движение и строим графики» покажем применение отдельных возможностей интерактивной доски.
Этапы урока:
- Обобщение знаний учащихся.
- Выполнение тренировочных заданий.
- Решение теста с целью проверки знаний учащихся.
1. Обобщение знаний учащихся
Открывается флипчарт 1. «Опорные знания» (на флипчарте нарисована таблица «Опорные знания», написаны формулы, нарисованы линии, перемещая которые можно быстро нарисовать графики). Урок начинается работой с таблицей «Опорные знания» по кинематике прямолинейного движения. На предыдущем уроке ученики получили домашнее задание заполнить обобщающую таблицу по теме «Равномерное и равнопеременное движения». Для проверки правильности выполнения домашнего задания к доске приглашаются 2 ученика, которые заполняют таблицу, перемещая заранее написанные формулы и начерченные линии в соответствующую клеточку таблицы (1 ученик – равномерное движение, второй –равнопеременное). После выполнения учащимися задания, проверяем правильность выполнения. Дополнительные вопросы позволяют выявить понимание учащимися материала. Например, вопрос: «Как изменится вид графика зависимости координаты от времени для равномерного движения, если скорость тела будет больше?». Ученик, используя «перо», рисует примерный вид нового графика и объясняет его.
2. Выполнение тренировочных заданий
Задание 1. По графику зависимости проекции скорости от времени нужно описать картину движения и нарисовать графики зависимости координаты и пути от времени, перемещая заранее нарисованные соответствующие линии.
Задание 2. Используя график зависимости проекции ускорения от времени и рисунок, поясняющий движение, описать картину движения, перемещая синий квадрат, которым условно обозначаем движущееся тело. Вычислить скорости движения тела через каждые 2 секунды, используя инструмент «перо». (Линии на рабочем поле позволяют писать ровно).
Открывается флипчарт 2. «Зависимости координаты от времени (рисование графика в записи)». При решении графической задачи используется заранее записанное поэтапное рисование графика.
Задание 3. Ученикам предлагается в рабочих тетрадях начертить график зависимости координаты от времени для следующего движения: «В течение первых 2 секунд тело двигалось равномерно, затем в течение следующих 2 секунд движение происходило равномерно с меньшей скоростью, в течение следующих 2 секунд тело двигалось ускоренно, последние 2 секунды движение было замедленным». После выполнения учениками задания проверяем: по «щелчку» на доске появляются линии графика.
Открывается флипчарт 3. «Работа с графиками». Это флипчарт содержит 2 задания: 1) по заданному графику определить ускорение, скорость, координату и путь, пройденный телом; 2) заполнить таблицу и нарисовать графики. На флипчарте также заранее нарисована таблица с ответами и графики. На поле флипчарта – сетка для более удобного рисования графиков. Во время выполнения учащимися заданий материал для проверки правильности выполнения заданий закрыт «шторкой». При проверке нужный материал открываем, перемещая «шторку».
3. Решение учащимися проверочного теста
Программное обеспечение «Виртуальная школа» позволяет создавать тесты для проверки знаний учащихся и осуществлять автоматическую проверку и оценку ответов учащихся [1]. Заранее создается список пользователей (учеников, которые решают тесты). После выполнения учащимися теста, проверяем правильность ответа на вопросы каждым учеником, анализируем допущенные ошибки. Заканчивается работа с тестом обобщенной таблицей, в которой каждый ученик видит свой процент решения теста.
Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод: «Новые информационные технологии с использованием интерактивной доски открывают большие возможности для повышения качества образования".
Литература
- Компьютерные материалы по виртуальной школе и интерактивной доске (методические материалы и руководства), 2007