Дорога к храму "Святыни Земли русской"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

А) образовательные:

  1. Дать представление о нравственных и духовных ценностях православия;

Б) развивающие:

  1. Развивать у ребят нравственное мышление;
  2. Формировать способности учащихся к аналитическому мышлению через работу с текстом, умения сопоставлять, делать обобщения и выводы;

В) воспитательные:

  1. Формировать у ребят систему духовно-нравственных ценностей и научить с их позиций оценивать свои действия и поступки;
  2. Воспитывать любовь к отечеству.

Задачи:

А) образовательные:

  1. Познакомить учащихся с историей Рыжковского храма и иконы Успения Пресвятой Богородицы;
  2. Показать схожесть судеб русских храмов;

Б) развивающие:

  1. Развивать личность, способную самостоятельно открывать для себя новые знания, основываясь на изучении материала по истории родного края;

В) воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к наследию родного края.

Предварительная работа: подготовить сообщения о появлении чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы, прочитать тема 9 с.135-137, тема 13 с.180, тема 17 с.219-221 учебника «Духовное краеведения Подмосковья»

Оборудование урока:

  1. Учебное пособие. Духовное краеведение Подмосковья. Автор: Шевченко Л.Л. Под редакцией Антоновой Л.Н.
  2. Компьютер
  3. Мультимедийный проектор
  4. Презентация POWERPOINT
  5. Выставка книг «Храмы Южного Подмосковья»
  6. Раздаточный материал «История Рыжковского храма»

Основные понятия: Молитва, икона, чудотворная икона, храм, духовные ценности, святыня.

Тип урока: комбинированный.

План занятия: СЛАЙД 2

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели и задач занятия. Актуализация знаний
  3. Определение темы занятия. Постановка проблемного задания
  4. Изучение нового материала
  5. Выполнение проблемного задания
  6. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент.

Создание обстановки, способствующей усвоению новых знаний.

II. Постановка целей и задач занятия. Актуализация знаний.

СЛАЙД 3:

«Любовь к родному краю, взлелеявшему и вырастившему нередко целые поколения дедов и прадедов наших, только одна эта ЛЮБОВЬ способна выработать того настоящего гражданина, который нам был всегда желателен, а теперь прямо необходим»
Е.Н. Клетнова

– Как вы считаете, какая главная идея этого высказывания?

Да, речь идёт о том, что, не зная истории своей страны, своего родного края, нельзя стать настоящим гражданином. Эти слова очень актуальны сегодня. Чтобы возродилась Россия нужно понять, что мы – наследники страны великой культуры, истории, что русский народ внёс большой вклад в мировую науку и культуру.

«Без духовно-нравственного воспитания мы Россию не спасём», - сказал Алексий II. Чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь на нашей планете, надо многое менять. Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг к другу и к окружающему миру. Мы не можем переделать весь мир. Но мы можем изменить в лучшую сторону себя, тем лучше и радостнее будет наше общество. Итак, жизни по заповедям Божьим надо учиться. Нравственность не отделима от понимания Бога и Его промысла о человеке и о его назначении. Недаром говориться, где нет Христа, там нет и нравственности.

Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ в далёком прошлом: усвоить душой высокие идеалы добра, красоты, любви к людям, к своему родному дому и краю.

III. Определение темы занятия. Постановка проблемного задания.

На уроках обществознания мы изучали классификацию ценностей.

– Какие виды ценностей вы знаете? (материальные, духовные).

– Как вы думаете, о каких ценностях мы будем говорить на уроке? (о духовных)

– Что относится к духовным ценностям? (Монастыри, храмы, иконы, мощи святых)

Очень много людей живёт сегодня, ориентируясь на материальные ценности. Во главу угла жизни таких людей поставлен поиск удовольствия и стремление избежать временных земных страданий. Но приходит час, минута, когда и эти люди обращаются к Богу и меняют свой образ жизни.

– Как вы считаете, какие знания нужны человеку, чтобы он стремился следовать требованиям добра, жить по заповедям, определённым Богом, служить Отечеству, людям?

Правильно. Надо знать православную картину мира, историю православной религии и культуры, духовные традиции и идеалы России. В каждом уголке нашей Родины есть святыни, которыми мы должны дорожить, сохранять их для наших потомков.

– А что такое святыни? (Это святые места или предметы, связанные с жизнью святого, мощи, т.е. останки почившего христианского святого)

Тема нашего занятия: «Святыни земли Русской. Дорога к храму»

Сегодня мы совершим путешествие в далёкое прошлое нашего края, а именно в деревню Рыжково, в храм Успения Пресвятой Богородицы.

Проблемное задание: СЛАЙД 4

По словам митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, мы живём в «трудное, но и благодатное время – время духовного возрождения нашего Отечества»

– Что имел ввиду митрополит Сергий? Постараемся ответить на этот вопрос по ходу нашего занятия.

IV. Изучение нового материала.

Для активизации познавательного интереса учащихся им было предложено провести исследование:

Ученики нашей школы провели опрос. Они задали один и тот же вопрос ученикам, учителям и родителям: «Что такое храм?» и получили следующие ответы: СЛАЙД 5

  1. Храм – это памятник русской культуры, который надо бережно сохранить.
  2. Храм – это дом Бога.
  3. Храм – это один из символов христианской веры.
  4. Храм – это место, где священник совершает богослужение.

– Как вы считаете, какой из ответов правильно и точно отражает смысл и значение храма в русской православной культуре?

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что все представленные ответы верны. Варианты должны быть записаны на доске под темой урока, чтобы в течение всего занятия быть перед глазами учащихся и мотивировать их к размышлению.

– Как христиане по-другому называли церковь? (храм, собор)

– Почему «собор»? (Собирались все вместе молиться)

Отсюда и слово «соборность» - единство всех со всеми. Это чувство возникает из ощущения общности духовных стремлений и переживаний. В храм идут все: и убогий, и богатый, и хворый и крепкий телом, и старый, и младенец. В горе и в радости: крестины, венчание, отпевание усопшего. Соборность – это духовная жизнь народа. Когда человек участвует в соборной службе, его душа глядит в вечность.

Предварительная работа с учебником дома:

Прочитать текст учебника «Духовное краеведение Подмосковья» тема 9 с.135-137, тема 13 с.180, тема 17 с.219-221 и ответить на вопросы: СЛАЙД 6

  1. Что общее есть в судьбе храмов? (многие были разрушены, использовались под складские помещения и др.)
  2. Почему храмы были разрушены?
  3. Какую потерю ощутили русские люди и культура?
  4. Какое значение сегодня имеет возрождение храмов?

СЛАЙД 7:Посмотрите внимательно на фотографию храма Успения Пресвятой Богородицы.

– Какие чувства вы испытываете, глядя на это фото. Можете выйти к доске и написать, какие это чувства. Учащиеся пишут: вера, радость, любовь, умиротворение.

СЛАЙД 8(демонстрируется фото разрушенного Успенского храма)

– Какие чувства испытываете, глядя на это фото?

Учащиеся пишут: стыд, скорбь, печаль, надежда.

– Скажите, так что же двигало людьми при разрушении храмов? (ответы детей)

Учитель: Забытая, заброшенная церковь . Истерзана душа и у тех, кто служил в ней, кто ходил на богослужения, и у тех, кто смотрит на нее и не может ничего сделать, и, наверно, у тех кто, разрушая эту церковь, разрушал себя, как Человека.

Учитель просит детей ещё раз вспомнить результаты опроса «Что такое храм?» и зачитать их. (Можно вернуться к слайду)

– Из курса истории вспомните, какое место на Руси выбирали для строительства храма? (место на возвышенности)

– Почему?

Учитель: Храм в Рыжково был построен в красивом месте, на возвышенности и напоминал местность Иерусалима. Село Рыжково также расположено между двумя ручьями, сливавшимися в один поток, который впадает в реку Нару, как и Иерусалим, раскинувшийся между долиной Иосафата, по которой течёт поток Кедрон, и долиной Еннома, где тоже есть ручей. Они сливаются недалеко от Силоамской купели, местоположение её подобно нашему колодцу при въезде в село. На запад от Рыжковской церкви Успения, по другую сторону пруда, возвышался лесок аналогично Гефсиманскому саду в Святом городе. На востоке от церкви был когда-то курган (теперь неприглядный карьер). На его плоской вершине всегда отмечали всем селом языческие и православные праздники. Курган был подобен Сионской горе.

Учитель: Познакомимся с историей создания Успенского храма в деревне Рыжково.

Работа с текстом в группах.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Текст 1:

В ….. году Наталья Кирилловна Нарышкина стала женой царя Алексея Михайловича. Она повелела поставить в …….., где была родовая усыпальница её предков, новый великолепный храм…………. с приделом в честь вознесения Господня. С именем молодой царицы и её братьев связано возникновение на Руси выдающихся произведений архитектуры – храмов, которые по облику своему были так своеобразны и выразительны, что историки выделили их в особый стиль, называемый…………. Замечательным образцом этого стиля и был храм в Рыжкове. Его выстроили из красного большемерного кирпича с украшениями из белого камня. Он имел пять глав и………. кокошников по верху и выглядел очень нарядно. Храм был бесстолпным.

Ключевые слова (1671, Рыжкове, Успения Богородицы, «нарышкинское барокко», три ряда)

Текст 2:

С храмом связано много ………….. Стольник Андрей Ильич Безобразов (1614-1690) построил храм в селе по …….., который он дал по смерти отца своего, Ильи Осиповича в 1670году. Заготавливали материал для строительства здешние …….. Камень-известняк брали с берегов……….., металлические связи, лопаты – на Угодском и Истьинском заводах. Строили московские мастера с 1680 по 1684 года. Руководил строительством ………..из стрельцов. В нашей церкви были и дары Безобразова: наперсный серебряный – вызолоченный крест.

Ключевые слова (исторических имён, обету, крестьяне, Нары, Иван Кузнечник)

Текст 3:

Известны и дары храму Натальи Кирилловны Нарышкиной (1651-1694) – …… Петра I. Это…….. с её надписью, две шитые золотом …….. с двенадцатью праздниками, евангелие в серебряном вызолоченном окладе чеканной работы. Здесь, по преданию, погребались её …….. Два паникадила были пожертвованы её отцом, Кириллом Полуэктовичем Нарышкиным (1623-1691). В церкви хранились и дары………. Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича: 2 колокола и 12 миней месячных.

Ключевые слова (матери, сосуд, иконы, предки, царевичей)

Проверка текста путём чтения вслух.

СЛАЙД 9: Изображение иконы Успения

– Что изображено на этом слайде? (икона)

– Как называется эта икона? (ответы детей)

Учитель: Это икона Успения Пресвятой Богородицы

– Что такое икона?

– А вы знаете, что с иконой можно разговаривать?

– Каким образом можно разговаривать с Господом? (через молитву)

– У вас дома есть иконы?

– Чтобы вы попросили в данный момент у Господа перед иконой? (ученики пишут на листочках, а затем по желанию зачитывают).

Учитель: С историей создания Рыжковского храма связано красивое поэтическое предание о явлении чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы. К сожалению, рыжковская икона не сохранилась.

В начале занятия мы говорили о том, что храмы на Руси строили на возвышенных и красивых местах. Нельзя не сказать об изрядных красотах избранного чудотворной иконой места своего пребывания. Как в старину говорили: «Место пре нарочито и красно вельми», а святые отцы учили, что «видимые красоты страны являются знаком силы и мощи, и благополучия государства, а духовные украшения (знамения и чудеса) означают святость тому, что мы получили от Природы и Бога»

Выступление учеников с легендой об иконе.

Задание для групп: Слушая выступления, подготовить по 2 вопроса, которые затем нужно задать одной из групп. 

Ученик 1:

Крестьянин Феофан из деревни Сядрино как-то отправился в лес и там, в чаще, на месте, которое называлось Рыжково, вдруг увидел светящийся столп, идущий «от земли до неба». Через какое-то время, прейдя в себя от страха, Феофан медленно приблизился к источнику света и увидел на рябине икону. Несколько раз он протягивал руки, чтобы взять образ, но тот «не дадеся ему». Феофан пошел позвать своего духовного отца, священника Игнатия Васильева. Они вернулись вдвоем к чудесному месту, но и о.Игнатий образ взять не смог. И тогда к месту явления иконы отправился многолюдный крестный ход, на который собрались жители всех окрестных селений, уже прослышавшие о чуде. С молебным пением люди преклонили колени, воссылая хвалу Господу, и чудотворный образ был принят на руки священником. Икона была перенесена в соседнюю Троицкую церковь. И сразу от нее начались исцеления.

Ученик 2:

Но на третий день явленный чудотворный образ Успения Богоматери вновь удалился на прежнее место в лес. И вновь отправился туда крестный ход. Во время молебна послышался громовой глас, возвестивший: «Здесь подобает быти Пресвятыя Богородицы Честнаго Ея Успения образу». О необыкновенном событии поспешили сообщить боровскому воеводе Афанасию Нефедьеву. К чести воеводы, он был истинно верующим человеком и, как бы мы сказали сегодня, не был бюрократом. Он быстро сам приехал в Рыжково (а это от Боровска более 70 км). Поклонился с молитвой чудотворному образу и повелел воздвигнуть на месте явления часовню. В то же время незамедлительно послал гонца в Москву к Вели- кому князю Василию III.

Ученик 3:

Великий князь пожелал перенести образ в Кремлевский Успенский собор и отправил в Рыжково посольство – священников и знатных бояр, чтобы они «со всею подобающей честию и благоговением принесли чудную икону». Пока везли икону, по дороге тоже случилось несколько исцелений. Благоверный Великий князь с многолюдным крестным ходом и священным собором вышел навстречу святыне. Икона торжественно была поставлена в Успенский собор. И здесь, по молитвам страждущих, тоже свершилось много чудес: «Всякая немощь от болящих бежаша, токмо бы чудный образ приходяще с верою». Но опять на следующий день после литургии чудный образ исчез. Это принесло страх и печаль. Однако вскоре пришло известие, что икона вновь объявилась в часовне на прежнем месте. Тогда Великий князь повелел построить на том месте храм и основать девичий монастырь. Игуменье и двенадцати сестрам было положено годовое жалование. При монастыре возникло сельцо. С тех пор, с первой трети XVI века было установлено празднование явления образа Царицы Небесной 1 июля (по ст. стилю). 

Ученик 4:

Перед угрозой польского нашествия в 1609 году рыжковский священник Иов перенес чудотворную икону в Успенский собор в Кремле. Поляки сожгли и разрушили храм и монастырь в Рыжкове, да и само село. Но пришел день освобождения от захватчиков – 22 октября 1613 года. По ликующей столице бродил один опечаленный человек – священник Иов. Сохраняемой им явленной святыни в Успенском соборе не было. Прошло немало времени, но все же икона нашлась. Она была вновь обретена в поселке Успенском на камнях разрушенной поляками Успенской церкви в 20 км от Рыжкова. Вскоре, в неделю Жен Мироносиц икона вновь была поставлена в Рыжкове. И появился обычай праздновать еще один день явления чудотворного образа – в неделю Жен Мироносиц. 
Сказание обо всех этих событиях было написано на специальной доске и много лет хранилось в храме.

Проверка задания по группам.

В каких случаях русский человек обращался к иконе с молитвой?

– Приведите примеры из истории, собственного опыта, когда по молитвам приходила помощь

Чудеса исцеления происходили во все времена существования рыжковской иконы.

Инсценировка о воскрешении умершего мальчика.

Автор: Летом 1510 года простолюдин вёз больного сына к чудотворному образу иконы Успения в Рыжково. По пути мальчик внезапно умер. Оказавшись у иконы, простолюдин пал на колени и со слезами обратился к иконе

Простолюдин:

Привёз я сына в храм для исцеленья,
Но по пути случилось тела тленье.
Господь, раба усопшего к себе прими!
Остались с матушкой теперь одни.

Автор: Посмотрев в последний раз на своё чадо, простолюдин замер от изумления. Он увидел своего сына живым и здоровым, а рядом с ним ангела.

Ангел:

Чудо из чудес! Чудо из чудес!
Наш мальчик воскрес!
Радостно поёт скворец,
Что мальчик воскрес!
Наш мальчик воскрес!
Воспоём хвалу и честь!
Исчезла ночь и мгла.
Сияет светом свод небес,
Поют колокола.
Поют о празднике любви,
О чуде из чудес!

Автор: Тогда простолюдин возвратился в церковь и воздал хвалу чудотворному образу.

Простолюдин:

Понял я теперь прекрасно,
Что свершилось чудо вновь,
Только вера и любовь
От страстей нас исцеляют
И друг с другом примиряют.
Я и сам отныне буду
Верить, что возможно чудо!

Учитель: Данная инсценировка показывает, чудеса исцеления рыжковской чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы. Известен факт, что в последней четверти XVII века Н.К.Нарышкина привозила к иконе своего сына-царевича, будущего императора Петра I. Он бывал здесь и после смерти матери. Молился у чудотворной иконы, пил воду из святого источника у въезда в Рыжково. Источник существует и сейчас, он обихожен – над ним маленькая часовенка и листочки с мемориальным текстом. СЛАЙД 10

Чудотворная икона и драгоценные дары исчезли сразу после революции, а храм был разрушен в 50-е годы XX века. Мастерство строительства зодчего Ивана Кузнечика было отменным. Остатки стен рыжковского храма перенесли все невзгоды. Именно остатки стен высотой около 9 метров стоят нерушимыми и сейчас. СЛАЙД 11

Верующие мечтают восстановить храм. Он очищен от мусора. В отличие от многих заброшенных храмов здесь царит чистота и порядок. Для дальнейших работ нужны деньги, но и их пока нет. Жители деревни и окрестных населённых пунктов надеются на возрождение храма.

V. Выполнение проблемного задания.

Почему митрополит Сергий назвал наше время не только трудным, но и благодатным? (ответы детей)

Вывод:

Сегодня, когда в каждом доме висят иконы, когда открыто можно носить крестик, ходить в церковь, молиться, не верится, что в России было другое время, когда рушили храмы, расстреливали священников, жгли костры из икон. И это происходило по всей стране. СЛАЙД 12

Да, были богоборческие времена, когда само слово Бог запрещали произносить. Дико. Правда? Но Бог поругаем не бывает, и сегодня Россия выходит из пелены беспамятства, просыпается интерес к своим корням, вере своих отцов и дедов. СЛАЙД 12

VI. Домашнее задание.

Маршрутами духовного краеведения подготовить сообщение о судьбе соседней Троицкой церкви.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Выпуск 5/сост. С.В.Хохлова; под ред. Адаменко. – М.: Илекса; народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006. – 336с.
  2. Педагогические чтения «»воспитание духовно-нравственной культуры детей в семье и школе». Методические материалы. Педагогический лекториий для учителей и родителей «Духовное краеведение Подмосковья». Часть III/ Под ред. д.п.н. Шевченко Л.Л. – М.: ООО «Диона», 2008. – 204с
  3. Тагиева А. Святыни Земли Боровской. О судьбе двух чудотворных икон/Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря - №25, 2005.
  4. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. Учеб.пособие/ Под ред.Л.Н. Антоновой – 2-у изд. – М,2077. – 256с.
  5. Щёголев В. Сказание о селе Рыжково/Жуковский вестник - №5, 2005.