Содержание.
Цели занятия.
- Образовательная : “Знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования”.
- Воспитательная : “Воспитание любви и преданности Родине, понимание учащимися военно-патриотической деятельности”.
- Развивающая : “Расширение знаний по истории профессионального образования, способствующее развитию творческой личности”.
Объяснительная записка.
Итогово-обобщающее занятие по теме “Прошлое, настоящее и будущее профессионального образования” в форме открытого урока:
I. Подготовительный – предполагает работу преподавателя с учащимися по истории профессионального образования:
В течение подготовительного периода проходит работа преподавателя с учащимися над определением количества заданий по самостоятельным работам из истории профессионального образования:
- До 1917 года.
- 1917-1941 года.
- 1941-2012 года.
- Современное состояние профессионального образования.
II. Проведение итогово-обобщающего занятия.
План:
- вводное слово преподавателя - 5 мин;
- представление самостоятельных работ – рефератов - 17 мин;
- показ презентации - 20 мин;
- заключительное слово преподавателя - 3 мин.
Ход проведения занятия
Преподаватель:
- отмечает отсутствующих;
- выступает с вводным словом;
- объявляет план работы на данном занятии;
- объясняет цели занятия:
образовательная – “Знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования”;
воспитательная – “Воспитание любви и преданности Родине, понимание учащимися военно-патриотической деятельности”;
развития – “Расширение знаний по истории профессионального образования, способствующее развитию творческой личности”;
72 года назад - 2 октября 1940 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О государственных трудовых резервах".
С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих.
Этот момент - принятие указа - хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее, он является поворотным в истории профессионального образования.
Давайте окунёмся в историю и подойдём к этапу создания единой системы подготовки трудовых резервов постепенно.
Россия умельцев рождала без меры,
Щедра на талантливый, смелый народ.
Обилие сфер, где прослыл пионером
Старатель, что корни отсюда ведёт.
Блоху подковать или ниву взлелеять
Душа широка, а умелость легка.
Способен мечтать, но, мечтая, – и делать
И сам воплотить совершенство в руках.
К началу прошлого века Россия подошла преимущественно аграрной страной
К 1917 году в общественном сознании населения нашей страны сложилась следующая ситуация:
До 17 года трудовая рать народа
Проживала жизнь в тревоге:
Что опять обуть на ноги?
Чем исподнее прикрыть?
Чем детей своих кормить?
Скучно, грустно, братцы, жить...
Где же ум свой применить?
Стало ясно, несомненно,
Что назрели перемены
Залп "Авроры" грянул" Да!"
Праву вольного труда.
С этого события и пошло развитие.
В результате гражданской войны и ряда других причин в стране царили разруха и голод. Требовалось, в первую очередь, восстановить хозяйство и ликвидировать позорное положение в области грамотности: безграмотность большей части населения была вопиющая.
А ведь новые перспективы требовали совсем иных людей, прежде всего – грамотных.
И в свете этих требований были открыты при предприятиях школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Они выполняли 2 задачи: обучали необходимой на этом предприятии профессии и давали общее образование.
По всей стране строились предприятия неразвитых прежде отраслей (тяжёлая промышленность), а кадров для этих заводов не было
Да, не легче год от года.
Власть задумалась: “Забо-о-ота...
Строим фабрики, заводы,
А кому на них работать?
Кто хозяин будет им -
Этим кузницам большим?”
Вспомнили о тех, кто в сёлах, -
Вот, где множественна рать!
Их и горожан решили взять и... мобилизовать.
Вот так наша страна и подошла к моменту принятия Президиумом Верховного Совета СССР указа "О Государственных трудовых резервах".
Страна гигантскими шагами
Свою наращивала мощь.
И ФЗО выпускниками
Смогло успешно ей помочь.Школ было создано немало -
Ковало кадры ФЗО…
Война всем планам помешала –
Не пощадила никого…
Но не сломила, не согнула,
А лишь оформила в кулак
Всю мощь, рождённую не всуе,
И стало так.
27 июля 1941 года принято решение Государственного Комитета Обороны СССР о переключении производственно-трудовой деятельности учебных заведений трудовых резервов на выполнение военных заказов.
Срок обучения в училищах сократился до одного года.
Многие выпускники училищ и школ ФЗУ уходили добровольцами на фронт. Более 780 воспитанников трудовых резервов были удостоены звания Герой Советского Союза. Трудовые резервы стали не только школой труда, но и школой подлинного мужества и героизма, школой жизни.
Ну как же не воздать нам тризну
Ребятам, что ковала мать -
Та, что привыкли чтить Отчизной
И нежно Родиною звать.
Им закалила дух и нервы,
Трудом их сплавила в резервы,
В сознанье знания вложив,
Их удостоила на жизнь.
Война суть честно обнажила -
У ног их голову сложила...
И даже те, кто сгинул в ней
И нынче всех живых живей...
После войны решение новых задач потребовало создания новых типов учебных заведений и школ: были созданы ремесленные училища механизации сельского хозяйства, художественно-ремесленные училища. Появились и заведения, совсем не ориентированные на нужды промышленности, - училища и ФЗО морского флота, школы мореходного обучения.
Открывались специальные ремесленные училища с 4-х летним сроком обучения для детей, окончивших начальную школу в возрасте 12-13 лет, родители которых погибли на войне. Содержание таких детей и подростков государство полностью взяло на себя.
Конечно, горю нет предела -
Родителей не заменить,
Но всё же Родина сумела
Сирот с любовью сохранить.
Ребята окунулись в дело
И горе медленно редело.
Достойно выросли сыны
Тех, не вернулся кто с войны...
Послевоенные задачи
Им оказались по плечу
Их пробудили жить не плача -
Равнять румянец кумачу...
На средства, заработанные в учебных мастерских – 20 млн. рублей – по решению Государственного Комитета обороны страны были построены и переданы в Красную Армию: эскадрилья боевых самолётов, танковая колонна “Трудовые резервы”, торпедные катера “Московский ремесленник”, “Ремесленник Татарии”, “Морской истребитель фашистов”.
За успешное выполнение заданий правительства по подготовке квалифицированных рабочих и отличное выполнение специальных заданий для нужд фронта в октябре 1943 года многие училища были награждены орденами Трудового Красного знамени и орденами “Знак почёта”.
Военно-физическое воспитание и спортивно-массовая работа в учебных заведениях трудовых резервов, начатые ещё до начала войны, получили широкое развитие.
Ничто не могло заглушить в сердце нового, светлого и здорового стремления к творчеству.
Художественная самодеятельность тоже была в чести, пробуждала оптимистический настрой и бодрость. В годы войны почти в каждом ремесленном училище было от 5 до 15 самодеятельных коллективов.
В 1943 году был проведён Всесоюзный смотр художественной самодеятельности трудовых резервов.
Творили, дерзали,
Учились, любили.
И жизнь продолжалась -
Дышалось, моглось.
Страну сохранили.
Врага победили.
И сердце при этом не надорвалось!
В истории вечно – их имена,
Свершилось: закончилась, всё же, война…
И мир наступил,
Звонче: “ Слава труду!”
Для радости время – прогнали беду!
Послевоенное время поставило свои задачи, и трудовые резервы живо и достойно отреагировали на их насущность.
Трудно сейчас однозначно оценить те преобразования, которые проводились в стране: БАМ, объекты Западной Сибири, Дальнего Востока, нечернозёмной зоны РСФСР. Одно можно сказать с достоверностью: ребята из трудовых резервов проявили себя на них очень достойно – были в первых рядах и являли собой пример добросовестного и качественного отношения к порученному делу.
Даже взять один лишь БАМ –
Хилым он не по зубам:
Тут трескучие морозы,
Никаких тут пап и мам.
Летом гнус и комарьё,
Но уж, коль взялись за дело –
Позабыли про нытьё
И работа закипела.
Такой трудовой подвиг был невозможен без хорошей физической подготовки. Спортивное общество “Трудовые резервы” было прекрасно оснащено стадионами, плавательными бассейнами, лыжными базами и учащиеся профтехучилищ имели возможность активно пользоваться этим спортивным богатством.
Широкое распространение получили всесоюзные конкурсы профессионального мастерства. Изобретательство и рационализаторство, техническое творчество – всё это получило дальнейшее и очень бурное развитие среди учащихся.
Лучшие работы были даже представлены на ВДНХ в павильоне “Профессионально-техническое образование”.
За всю историю существования системы профессионально-технического образования выросла целая плеяда людей, ставших государственными деятелями (Черномырдин В.С.), учёными (Королёв С П.), военачальниками (Астафьев А.Р., Ватутин Н.Ф.), деятелями искусства и литературы (Войнович В.Н., Симонов К.С.) и многие другие.
Какой же на сегодня можно сделать позитивный вывод? Сложившаяся система профтехобразования – это бесценнейшая сокровищница возможностей для творческой, активной и желающей практически участвовать в осуществлении своих идей молодёжи.
И системе надлежит соответствовать этому устремлению. У системы трудовых резервов – огромные, невостребованные, не раскрытые ещё во всей полноте, но истинно неисчерпаемые возможности.
Жизнь продолжается!
Бесспорно, теория путь намечает
И искру зажжёт, а её воплотив,
Отраду на сердце любой получает,
Хоть ты одиночка, а хоть – коллектив.
Простор для новаторских, смелых решений
Дерзайте, резервы, за вами – народ.
Пусть каждый на месте своём будет первым!
И жизнь к процветанию приведёт!