Тип урока: сообщение новых знаний.
Цель: создать условия для формирования образовательных компетенций (учебно-познавательных, коммуникативных) учащихся в предметной области “Русский язык. Обучение грамоте (чтение) по теме “ Новая работа знакомых букв”.
Учебные задачи,
Направленные на достижение личностных результатов обучения:
- создать условия для развития положительного отношения к учебной деятельности;
- мотивации к занятиям по обучению грамоте;
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
учащиеся должны уметь:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- понимать знаки, символы, модели, приведённые в учебных пособиях;
- осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий;
- участвовать в разных формах работы (индивидуальной, фронтальной, в парах, группах)
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
учащиеся должны уметь:
- наблюдать за названиями букв “е ё ю я”, за “превращением” слов при изменении позиции этих букв;
- наблюдать, сравнивать и делать обобщение о новой “ работе” букв “ е ё ю я”
- понимать утверждение “одна буква - два звука”
- обозначать звуки буквами “е ё ю я”
Оборудование: учебник, мультимедиапроектор, презентация, экран, карточки для работы в центрах, индивидуальные карточки для составления звуковых моделей слов.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. Организационный момент. | ||
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парту дружно сели. И на доску поглядели И открыли поскорей, Очень много букварей. - С каким настроением вы пришли на урок? |
Показывают цветовыми
сигнальными карточками. Пришли на урок. (Зелёный - хорошее настроение, жёлтый - что-то беспокоит, красный - тревога, плохое настроение |
Личностные: интерес к занятию |
2. Актуализация знаний, выход на тему, учебные задачи в сотворчестве с учащимися | ||
Презентация (слайд 2) Назовите буквы, которые пришли на урок. (Е е, Ё ё, Ю ю,Я я) Расскажите, что вы знаете о работе этих букв? Определим задачи урока. |
Игра “Эстафета”(дети по очереди
говорят, повторяя высказывание предыдущего) Выбирают из предложенных учителем: - читать слова, - наблюдать, - делать выводы, - составлять звуковые схемы слов, - петь, - бегать, - работать в паре, - работать в группе |
Предметные: - уметь применять ранее полученные фонетические знания. Познавательные: - осознавать познавательную задачу, слушать учителя, одноклассников. Коммуникативные: - участвовать в обсуждении; - строить монологические высказывания Личностные: интерес к занятию |
3.1. Создание проблемной ситуации. | ||
Презентация. (Слайд 3) Прочитайте слова. (Ягода моряк). - Какая буква нас интересует? (Я) Правильно, она есть и в том, и в другом слове. Определите количество букв в слове ягода? (5), в слове моряк? (5) Количество букв в словах одинаковое. А сейчас обратим внимание на звуковые схемы слов. - Сколько звуков в слове ягода? (6) - Сколько звуков в слове моряк? (5) Как же так? Почему? |
Фронтальная работа | Предметные: - понимать звуковые модели слов. Познавательные: - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Коммуникативные: - участвовать в обсуждении; - строить монологические высказывания Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале. |
3.2. Поиск решения | ||
Попробуйте найти решение самостоятельно, поработав в паре. | Работа в статичных парах. Ребята произносят предложенные слова, составляют звуковые схемы, обращают внимание на позицию выделенных букв в словах. План работы на на партах. (Приложение 1. Приложение 2) |
Предметные: - уметь моделировать схемы слов, “читать их”, сравнивать слова и схемы. Познавательные: - осуществлять сравнение сравнение изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии; Коммуникативные: - учиться работать в паре - принимать другое мнение и позицию; Регулятивные: - понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале. |
3.3. Обобщение о новой работе знакомых букв. | ||
Назовите слова с буквой я? - Cколько звуков передаёт буква я в слове ряды? (1) Назовите. - В слове язык? (2) Назовите. Аналогичная работа проводится со словами юбка утюг енот леса ёлка сёла Обратите внимание, в одном из слов выделенная буква передаёт два звука. В какой позиции стоит эта буква. Вывод: Буквы “е ё ю я” в начале слова передают два звука. Вернёмся к словам. - Почему в слове ягода 5 букв, но 6 звуков Работа с букварём. - О какой работе знакомых букв хочет рассказать учёный? |
Фронтальная работа
Делают вывод, опираясь на схему в букваре. |
Предметные: - уметь характеризовать звуки изучаемых букв, соотносить звуки и обозначающую их букву; - понимать утверждение “одна буква - два звука”. Познавательные: - понимать звуковые модели слов; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - осуществлять сравнение, обобщение изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии. Коммуникативные: - строить монологические высказывания; - принимать другое мнение и позицию. Регулятивные: - понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале. |
4. Физкультминутка | ||
5. Закрепление. Оргнизация деятельности учащихся в центрах активного обучения. | ||
5.1. Презентация, работа в центрах активного обучения. | ||
Я предлагаю вам выбрать центры
для дальнейшей работы. Они у нас сегодня такие: “Математики” (задания первого и второго уровня сложности для индивидуальной и парной работы) “Чтения” (задания второго уровня сложности для работы в паре) “Науки” (задания третьего уровня сложности для групповой работы) Отдельная группа учащихся работает с учителем (у них на партах эмблема) |
Ученики расходятся по центрам, выбирают задания, распределяются по парам и группам выполняют задания. По сигналу заканчивают работу. (Приложение 3) | Предметные: - обладать первичным умением обозначать звуки буквами е ё ю я, читать эти буквы в словах. Познавательные: - понимать звуковые модели слов; - анализировать изучаемые факты языка; - осуществлять сравнение, обобщение изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии. Коммуникативные: - учиться работать в паре, группе; - принимать другое мнение и позицию. Личностные: интерес к занятию |
6. Отчёт о работе в центрах активного обучения. | ||
Расскажите о своей работе в центрах. | Ученики отчитываются о работе в центрах. | Предметные: - понимать утверждение “одна буква- два звука”. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение; - строить монологические высказывания; - принимать другое мнение и позицию |
7. Подведение итогов. | ||
Слайд 4 - Какую новую работу выполняют буквы “Е е Ё е Ю ю Я я” Теперь мы грамотные люди, |
Заполняют листы достижений. (Приложение 4) Делятся впечатлениями об уроке. |
Предметные: - обладать первичным умением обозначать звуки буквами е ё ю я, читать эти буквы в словах. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение. Регулятивные: - оценивать результат своих действий |