Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе недоразвитие интеллекта, во многом задано качеством психолого-педагогического воздействия на процесс развития речи. Опыт работы в школе более тридцати лет (из них пятнадцать лет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида), позволяет сделать вывод, что продуктивность этого процесса в известной степени определяет умение ребенка пользоваться речью как средством общения, в различных видах деятельности. “Формирование письменной речи вызывает чрезвычайно сложные циклы развития таких психических процессов, как память, внимание” (Л.С.Выготский).
Формирование и развитие речевых умений происходит при выполнении целого ряда упражнений, в частности на основе восприятия произведений живописи. Картина служит одним из эффективных средств развития речи у умственно отсталого школьника и формирования у них коммуникативно-речевых умений. Она активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание и память, наблюдательность, воображение, эстетический вкус. Эти упражнения позволяют обогатить опыт речевой деятельности учащихся с недоразвитием интеллекта при правильной методической организации на всех этапах.
Таким образом, цели работы:
- создание системных средств педагогической коррекции психических функций на занятиях учителя-дефектолога у детей с ОВЗ;
- разработка и выполнение на занятиях целого ряда упражнений на основе восприятия картин, которые направлены на процесс развития устной речи, коррекции психических функций.
В соответствии с целью поставлены задачи:
- подбор методов развития памяти, внимания и внимательности;
- разработка особенностей формирования и развития навыков устной связной речи школьников с ОВЗ;
- определение основных методов и средств коррекционно-развивающей работы на занятиях по развитию связной устной и письменной речи (на основе восприятия картин);
- развитие связной речи школьников с ОВЗ через проведение нетрадиционных уроков.
Для эффективной реализации поставленных задач используются следующие методы и приемы:
- разделение упражнений на составные части;
- сравнение (сходства и различия) предлагаемых картин;
- система изоляции материала;
- наглядные опоры в обучении;
- развитие умений выполнения различных упражнений;
- дидактические игры (например, “Времена года”; “Найди героя по описанию”);
- нестандартные задания (игра “Я знаю”; “Дополни меня”; “В музее осени”; “Подбери костюм герою”);
- упражнения в стихах;
- упражнения на сосредоточение внимания на нескольких объектах;
- создание в классе картинной галереи;
- упражнения на нахождение отличий;
- использование средств сравнения изображаемого предмета в живописи, музыки по началу середине или концу.
При выполнении этих упражнений используются игровые приёмы подачи материала, опыт личного творчества учащихся. Это способствует развитию показателей активности, развитию связной речи, развитию памяти, внимательности.
Проводятся уроки с изменяемыми способами организации:
- театрализованный урок;
- музейный урок (урок-экскурсия);
- урок-соревнование;
- игра-путешествие.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что проведение занятий с использованием элементов театрализованного представления, музейных занятий, выполнение коллективных упражнений на основе восприятия произведений живописи находит подкрепление и в повышении показателей обучения школьников с ОВЗ по предметам (русский язык, литература и т.д.).
Объектом экспериментального исследования является речевая деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья с пятого по девятый год обучения.
В классе обучаются 10 человек, степень тяжести нарушений варьируется в большом диапазоне: от грубейших нарушений до минимальных. Психические расстройства, так же как и речевые, имеют разную степень выраженности и многообразие сочетаний. Большинство учащихся имеют сопутствующие синдромы: церабрастенический, астено-невротический, невротический, соматические заболевания.
В течение всего обучения велись карты психолого-педагогического наблюдения (Приложение №1, 2), уровня развития внимания (Приложение №4), карта наблюдений за динамикой учащихся по уровню обучения, карта уровня воспроизведения содержания текста в сочинениях (Приложение №5).
Основываясь на положении Н.И. Жинкина о том, что процесс письменной речи “во всей его внутренней сложности, невозможно проследить, опираясь только на анализ изложений и сочинений”, было проведено исследование состояния наиболее значимых для формирования, развития готовности и овладения письменной связной речи психических процессов. Исследование проводилось на основе следующих психологических тестов А.В. Ануфриева и С.Н. Костроминой: “Оперативная память”, “Запомни пару”, “Корректурная проба”, “Красно-черная таблица”. (Приложение № 2, 3, 4)
Результаты диагностики памяти показали низкую готовность учащихся к воспроизведению изучаемого материала. Исходя из результатов диагностики, были выделены следующие этапы развития памяти.
Развитие и корректировка нарушения памяти:
5, 6 класс
- эмоциональной
- двигательной
- образной
- зрительной
7, 8, 9 класс
- смысловой
- слуховой
- речевой
Дети, имеющие в анамнезе умственную отсталость, обычно используют непроизвольное запоминание. В работе с такими детьми используются такие методы и средства, которые приближают память к произвольной памяти. Для этого применяются следующие приемы:
- разделение текста на составные части;
- сравнение (сходства и различия) предлагаемых картин;
- систематизация материала;
- наглядные опоры в обучении;
- развитие умения пользоваться памятками для выполнения различных упражнений
- обобщение, наглядность;
- дидактические игры (“Времена года”, “Найди героя по описанию”, прогулки по Третьяковской и картинным галереям);
- нестандартные задания (игры “Я знаю”, “Дополни меня”, “ В музее осени”, “Подбери костюм герою”, “Войди в картину”);
- графическое моделирование;
- викторины.
Диагностика уровня внимания умственно отсталых детей проводилась по следующим критериям: объем внимания устойчивость, переключаемость, распределение и целенаправленность. Результаты диагностики внимания в пятом классе в 2000 - 2001 учебном году показали низкий уровень произвольного внимания, неспособность распределения внимания между различными объектами. Исходя из диагностики, были выделены блоки, по которым по которым проводилась работа над коррекцией внимания школьников с умственной отсталостью:
5, 6, 7 класс
- работа над распределением, активностью, переключением внимания, коррекция внимания
8, 9 класс
- расширение объема внимания, переход к более устойчивому вниманию, отработка навыков распределения внимания на несколько объектов.
В ходе работы были намечены пути развития внимания. С этой целью использовались следующие приемы:
- графические (карты, схемы);
- упражнения в стихах;
- упражнения на сосредоточения внимания на нескольких объектах;
- создание в классе картинной галереи;
- упражнение на нахождение отличий;
- использование средств сравнения изображаемого предмета в живописи, музыке, литературе.
По мере формирования и коррекции психических функций обозначалась проблема развития письменной связной речи у школьников.
В ходе работе используется система упражнений по развитию связной речи умственно-отсталых школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства, в том числе с применением метода возврата к раннее изученному материалу на качественно новом уровне развития. Упражнения объединены общей целью, соотносящейся с коммуникативно-деятельностным подходом к речевому развитию умственно отсталых учащихся. В их основу положены речевые умения, основным из которых является умение создавать речевое высказывание.
По характеру учебных действий учащихся упражнения, используемые при работе с картинами, разделены на следующие виды:
- рассматривание картин с заданием обнаружить то или иное явление, изобразительное средство, в том числе тесно связанное с содержанием и композицией произведения;
- сопоставление тематически сходных произведений изобразительного искусства, сравнение эмоционально однородных или контрастных картин, соотнесение литературных, музыкальных и живописных произведений;
- беседа по картине и её анализ;
- работа по обогащению словарного запаса учащихся;
- восприятие, воспроизведение и переконструирование учащимися текста - образца, связанного с содержанием картины, с историей её создания, жизнью и творчеством художника;
- создание сочинения, основанного на восприятии картины, по образцу, моделям, опорным компонентам, по заданному началу, середине или концу;
- написание сочинения по заданной теме или основной мысли в соответствии с жанром речевого высказывания.
При выполнении этих упражнений используются игровые способы обучения, занимательные способы подачи материала, опыт личного творчества учащихся. Это способствует развитию показателей активности, развитию связной речи, развитию памяти, внимания, творческой активности.
В ходе коррекционной работы наряду с традиционными занятиями, как уже говорилось выше, проводятся уроки с измененными способами организации:
- театрализованный урок (способствует развитию памяти, внимания развитию познавательной, эмоциональной сфер, развитию связной речи, творческих способностей, а также социализации детей); (Приложение №6);
- музейный урок (урок-экскурсия). Урок с использованием музейных экспонатов в качестве наглядного материала. Подлинность музейного экспоната - важный источник познания и эмоциональных впечатлений учащихся, источник процесса получения знаний в музее - коммуникативные особенности экспозиции, создающие условия для получения новой информации, дополнения и углубления знаний, обобщения полученных сведений, контакт с музейным предметом, не опосредованным никакими техническими средствами, определяет специфику осуществления в музее важнейшего дидактического принципа - наглядности, как и театрализованный урок, способствует развитию памяти, внимания, эмоциональной сферы) (Приложение № 3, 6);
- урок-соревнование (способствует проявлению активности, развитию памяти, внимания, развитию связной речи);
- игра-путешествие (способствует формированию умения воспроизводить художественное описание природы, натюрмортов, сюжетных ситуаций с элементами оценки действительности, данный урок способствует также развитию связной речи, творческого воображения, развитию чувств и эмоций умственно отсталых школьников).
Чем раньше ребенок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, искусства, сочувствовать переживаниям авторов произведений музыки, живописи, слова, тем ярче, чище и уникальней как личность будет он сам.
Система упражнений, описанная выше, активно используется, в том числе и на занятиях с изменёнными способами организации. Материалом для выполнения и отработки упражнений являются картины русских художников.
Фрагмент занятия по картине В. Васнецова “Алёнушка”.
Перед занятием этим детям дается задание представить Аленушку, её внешний облик, подобрать слова, характеризующие девушку, нарисовать рисунки. Оформляется выставка детских рисунков.
На уроке учащимся даётся рад заданий:
1. Вслушайтесь в слова старинной народной песни:
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит
То мое, мое сердечко стонет
Как осенний лист дрожит.
2. Ответьте на вопросы:
Настроение какой картины она тебе напоминает? Посмотри на картину В. Васнецова “Алёнушка”.
Это полотно — не иллюстрация к известной сказке. Придумай свою живописную сказку. В этом тебе помогут вопросы и твои внимательные глазки:
Нам кажется, что на картине девочка одна. Но это не так. Посмотри, кто сочувствует девочке, переживает за нее?
Найди в изображении природы, те линии, которые вторят её движению, передают её состояние. Передай состояние девочки движением. Злая ведьма подкрадывается к беззащитной девочке. А как ты думаешь, кто-нибудь может предупредить девочку об опасности?
3. Фрагмент занятия по картине В. Васнецова “Три богатыря”.
При рассмотрении картины В. Васнецова “Три богатыря” ребятам предлагается ответить на ряд вопросов:
С кем бы из богатырей ты сегодня пошел бы в бой, если бы потребовалось защитить родину? Что объединяет этих былинных героев? Как ты думаешь, о чем предупредил конь, Добрыни Никитича? Докажи!
Посмотри и скажи. А кто из богатырей самый младший? В облике кого из богатырей спрятаны портреты художника?
1. Картина В. Васнецова “Иван-царевич на Сером волке”.
При работе с картиной, учащимся даётся задание написать сочинение, основанное на восприятии картины, по заданному началу, середине или концу:
“В некотором царстве в некотором государстве жил был царь, у него было три сына”.
Из русской народной сказки.
“Мчится Серый Волк с Иваном-царевичем и с Еленой Прекрасной домой. Синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает ”
Из русской народной сказки.
2. Фрагмент занятия по картины И. Левитана “Над вечным покоем”, В.Поленова “Золотая осень”, “Московский дворик”, Ф. Малявина Вихрь”.
Еще один вид упражнений, составление тематически сходных произведений изобразительного искусства, сравнение эмоционально однородных или контрастных картин.
Представь себе, что ты вместе с художником приезжаешь в те места, которые изображены на картине.
А ты бывал в этих местах? Что объединяет эти картины? А в чем различие? Что заставляет грустить, а что наоборот радует?
Обучающимся предлагается подобрать одно из нескольких музыкальных произведений, которые соответствует этим картинам:
- траурный марш (“Героическая симфония Бетховена”);
- танец шмеля;
- восприятие, воспроизведение, перконструирование учащимися текста;
- образца, связанного с содержанием картины, с историей ее созданием, жизнью и творчеством художника.
Одним из последних ребятам даётся задание сравнить эмоционально однородные или контрастные произведения изобразительного искусства, создать тематически сходные картины (нарисовать рисунок).
3. Фрагмент занятия по картине И. Шишкина “Утро в сосновом бору”.
Данное произведение может быть проиллюстрировано упражнениями на восприятие, воспроизведение, перконструирование учащимися текста-образца, связанного с содержанием картины, с историей ее созданием, жизнью и творчеством художника.
“Пошел однажды Шишкин в лес посмотреть, как всегда, на всякие маленькие и большие чудеса: на деревья-великаны, цвета да разных обитателей. Шел-шел, и не заметил, как забрел в глухую непролазную чащу. Вдруг видит: впереди просвет. Глянул Шишкин сквозь ветки, да и обомлел! Кувыркаются на полянке, на поваленных стволах, три медвежонка карабкаются вверх, рычат, друг друга покусывают, а если свалятся и ударятся побольней, то начинают жалостно пищать, ну совсем, как ребятишки.
Стоит Шишкин, любуется, пошевелиться боится, чтобы не спугнуть лесных шалунов. И вдруг кто-то ему на плечо, словно руку тяжелую положил. Оглянулся Шишкин и аж присел от неожиданности - стоит позади него громадная медведица”.
“Сказка о лесном художнике” Г. Ветрова.
4. Картины И. Левитана “Золотая осень”, А. Пластова “Первый снег”.
Блок упражнений на соотнесение литературных, художественных и музыкальных произведений отрабатывается при работе с картинами И. Левитана “Золотая осень”, А. Пластова “Первый снег”.
Учащимся даётся задание соотнести картины И. Левитана “Золотая осень”, А. Пластова “Первый снег”, стихи Ф. Тютчева и произведение П.И. Чайковского “Времена года”.
“Есть в осени первоначальное
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустально
И лучезарны вечера”.
Ф. Тютчев
Ответить на вопросы:
Какое время года изобразил художник в картине, поэт в стихотворении, а композитор в музыке? Есть ли общее в настроении стихотворения, картин, музыки?
“Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса,
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло”
Ф. Тютчев
Детям предлагаются для выполнения различные творческие задания:
- создай свой пейзаж (использование компьютерных программ);
- воссоздай картину художника по разрозненным элементам;
- состав устное сочинение от имени героя;
- из предложенных музыкальных произведений подбери то, которое по твоему мнению наиболее точно передает настроение данной картины, объясни свой выбор.
Опиши свое впечатление о картине в стихах или в прозе.
Исследование в области художественной педагогики говорят о том, что искусство оказывает положительное влияние на детей. Ученые, педагоги отмечают, что искусство является важнейшим средством воспитания, влияющим на формирование мышления, воображения, эмоций и чувств.
Для гармоничного развития ребенка необходимо создать вокруг него развивающее пространство, социально-культурную среду, оптимальные условия для развития личности.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что реализация модели ведения уроков с использованием элементов театрализованного представления, музейных уроков, выполнение комплексных упражнений находит подкрепление и в повышении показателей обучения предмету. Па примере 7, 8, 9 класса. Результаты мониторинга динамики развития обучающихся за пять лет отражены в приложениях.
Из карт наблюдения за динамикой учащихся по уровням обучения видно, что все десять человек повысили результативность обучения на один уровень. Благодаря коррекционной работе 90% учащихся имеют по русскому языку отметку “4”, успешно учатся на уроках трудового обучения, что позволит им по окончании девятого класса продолжить обучение в профессиональных училищах. Что позволит им влиться в современное общество, найти свое место в жизни, реализовать свои возможности.
Приложения, указанные в статье, находятся у автора.