Цели:
закреплять количественный счет до 9;
Материалы и оборудование: книга “Бременские музыканты”; музыкальный инструмент барабан; мягкие игрушки зверей музыкантов (ослик, собака, кот, петух); куклы, переодетые под разбойников; кукольный домик (где сидят разбойники); фланелеграф, отрез ткани голубого цвета (река); 2 доски (длинная и короткая).
Демонстрационный материал: лист А1 с изображением замка. Карточки для фланелеграфа с изображением берез и елей, карточки с изображением музыкальных инструментов: балалайки и скрипки.
Раздаточный материал: карточки с цифрами 1-9, счетные карточки с кругами, счетные палочки.
Предварительная работа: чтение книги “Бременские музыканты” Братья Гримм.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, подскажите мне, как называется книга, которую я держу в руке? (Дети отвечают, что это - сказка “Бременские музыканты”). Молодцы ребята. А когда мы ее читали? (Дети отвечают, что читали эту книгу вчера).
Воспитатель. А какой день недели был вчера? Какой день недели сегодня? Какой день недели будет завтра? С какого дня начинается неделя? А каким заканчивается? Сколько дней в недели? Давайте назовем их по порядку (Дети отвечают на вопросы).
Воспитатель. Сегодня в четверг мы отправимся в путешествие по следам бременских музыкантов. Вспомним сказку. Назовите зверей-музыкантов из сказки “Бременские музыканты”?
Дети. Осёл, собака, кот, петух.
Воспитатель. А сколько их всего?
Дети. 4
Воспитатель. На каких инструментах они играли? (Дети отвечают). Скажите, на какую геометрическую фигуру похожа балалайка?
Дети. На треугольник.
Воспитатель. На какую геометрическую фигуру похоже донышко барабана?
Дети. На круг.
Воспитатель. Какую цифру напоминают гитара и скрипка?
Дети. 8.
Воспитатель. Смычок?
Дети. 1.
Воспитатель. Сидят наши музыканты грустные, потому что злые разбойники похитили их друга – сказочного принца. А во дворце его ждет прекрасная принцесса. Поможем музыкантам освободить своего друга. В пути мы встретимся с препятствиями.
Встаньте друг за другом.
Кто стоит первый? Кто последний? Кто впереди тебя? Кто сзади? Между кем ты стоишь? Рядом с кем? (Ответы детей.)
Повернулись в другую сторону. (Воспитатель показывает поворот на 180°.) А теперь кто первый? Кто последний? Кто стоит впереди? Кто за тобой? (Ответы детей.)
Я вижу, вы готовы, тогда в путь!
Воспитатель. Посмотрите ребята, впереди река. Как же перейти речку?
Дети. Перекинуть мост.
Воспитатель. Здесь лежат две доски: короткая и длинная. Попробуйте на глаз определить какая доска нам подойдет? (Дети отвечают, что короткая нам не подойдет, так как река шире). Кладу длинную. Как можно измерить длину нашего мостика? (Предположения детей.) Предлагаю измерить длину нашего мостика шагами. Помните, что измерять нужно точно от начала доски. Сейчас каждый из вас проходя по мостику посчитает, скольким шагам будет ровна доска. (Дети выполняют задание.) Сравним! Почему моих шагов меньше? (Ответы детей.) Сегодня у нас условной меркой были шаги. Чем больше мерка, тем меньше раз она уложится в доске.
Воспитатель. Снова в путь! (Воспитатель подводит детей к фланелеграфу.) На пути лес. Какие деревья растут в нашем лесу?
Дети. Березы, ели.
Воспитатель. Сколько ёлок? Сколько берёз? Чего больше? На сколько берёз больше? (Ответы детей.) Как сделать поровну? (Дети: добавить одну березу.) Убираю одну берёзу. Как, по-другому сделать поровну? (Дети: убрать ёлку.) Теперь, что можно сказать про березы и ёлки? (Дети: поровну.) А по сколько? (Ответы детей.)
Воспитатель. Дорога наша нелегкая, пора и отдохнуть. Вот поляна, садитесь, поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра “Апельсин”.
Мы делили апельсин (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой руке начиная с мизинчика)
Эта долька – для чижаЭта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)
Воспитатель. Отдохнули и снова в путь. Вот стоит в лесу избушка. Кто же там живет? (Дети: разбойники.) Они похитили принца. Давайте прогоним их и освободим принца. Помните, как бременские музыканты прогнали разбойников? Сейчас мы построим пирамиду, разбойники подумают, что это великан и убегут. (Дети выкладывают пирамиду: большой куб, поменьше, ещё меньше, и совсем маленький.) Давайте разместим возле неё музыкантов (игрушки ослика, собаки, кошки и петуха.)
А теперь, ребята, давайте покричим на разные голоса как кричали в сказке музыканты, чтобы прогнать разбойников. Разбойники убегают! Вот мы и освободили принца!
Воспитатель. Но прежде чем вернуться, вы должны ещё выполнить задание. Пройдите за столы. Сядьте ровно. Разбойники убежали и разбросали все цифры.
- Ослик просит вас разложит их по порядку.
- Собачка тоже приготовила задание. Покажите такую карточку, на которой столько же кружочков сколько раз она ударит в барабан.
- Кот предлагает отсчитать 7 палочек и выложить из них 2 одинаковых , 3 одинаковых .
Воспитатель. Вот и дворец принцессы. Петух спрашивает: из каких геометрических фигур он построен?
Дети считают фигуры. Отвечают из скольких прямоугольников, кругов, крадратов и треугольников состоит замок.
Воспитатель. Вот и сказки конец, кто в ней участвовал, тот молодец!
Подведение итогов занятия
Воспитатель. Что мы сегодня делали на занятии? Чему научились? Что нового узнали? Кому помогали? Какое задание вам понравилось больше всего? А какое вызвало больше всего трудностей? (Воспитатель дает оценку работы всех детей группы, одобряет детей, выделяет характерные трудности, хвалит детей за их отзывчивость и желание помочь бременским музыкантам спасти принцессу.)
А теперь, ребята, давайте, послушаем вместе песенку друзей из мультфильма "Бременские музыканты" (Воспитатель включает диск). Можно и потанцевать под эту замечательную песенку.