"Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Класс 5

Тип урока: урок развития речи учащихся с применением ИКТ

Цель урока – формирование умения видеть образную, эмоциональную функцию имён прилагательных в художественном тексте.

Задачи:

  • обучающая - повторение знаний о правописании безударных окончаний прилагательных;
  • развивающая – развитие умения использования эпитетов в речи, развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков работы с ЭОР;
  • воспитывающая – воспитание чувства патриотизма и любви к родной природе, воспитание эстетического восприятия окружающего мира.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, ресурсы ЭОР (3 варианта заданий), раздаточный материал, 2 фильма о родной природе, презентация по теме “Имя прилагательное”.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Психологический настрой на успешную и плодотворную работу. Пожелание удачи.

Сообщение цели и задач урока (для учащихся).

ЦЕЛЬ УРОКА - углубление понятия о роли прилагательного в речи.

ЗАДАЧИ:

1) научиться видеть образную, эмоциональную функцию прилагательных в художественном тексте;

2) вспомнить о правописании безударных окончаний имён прилагательных;

3) научиться эстетически воспринимать окружающий мир;

4) научиться создавать художественные тексты с использованием эпитетов в речи

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ - сочинение-миниатюра.

2. Вхождение в тему

Импровизированный турникет - приобретение входного билета на урок.

Задание: подобрать красочные прилагательные к предложенным именам существительным, выражающие настроение, отношение к ним.

СОЛНЦЕ ...........................(какое?) (яркое, весёлое)

НЕБО .................................(какое?) (прозрачное, бездонное)

ДЕРЕВЬЯ .........................(какие?) (заснеженные, притихшие)

ЗЕМЛЯ ............................. (какая?) (нарядная, застенчивая)

СНЕЖОК ............................(какой?) (пушистый, лёгкий)

СНЕЖИНКИ ..................... (какие?) (узорчатые, волшебные)

ПОГОДА .............................(какая?) (замечательная, прекрасная)

ВОЗДУХ ............................(какой?) (чистый, свежий, прозрачный)

НАСТРОЕНИЕ..................(какое?) (приподнятое, радостное, восторженное)

3. Повторение ранее изученного об имени прилагательном

Беседа по вопросам:

  • с помощью каких слов – частей речи мы характеризовали различные предметы? (с помощью имён прилагательных);
  • что обозначают имена прилагательные, для чего служат прилагательные в речи? (обозначают признак предмета, характеризуют предмет);
  • на какие вопросы отвечают имена прилагательные? (какой? какая? какие? чей? и др.);
  • с какой частью речи употребляются (согласуются) имена прилагательные? (с именами существительными);
  • вывод о написании окончаний прилагательных.

4. Орфографическая работа (самостоятельная работа по карточкам электронного образовательного ресурса (ЭОР)

Самостоятельная работа представляет собой карточки ЭОР по русскому языку (адрес сайта http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/87343580-f6d0-4023-81da-77d589d280bb/index_listing.html) и состоит из 3-х вариантов заданий. Учащиеся индивидуально работают на компьютере с карточками, вставляя на место пропуска окончания имён прилагательных. Выполнить задание можно многократно до получения правильного ответа. В течение отведённого времени в зависимости от степени подготовки и от темпа работы дети могут выполнить от одного до трёх заданий. По итогам работы каждый ученик должен получить резюме программы о правильности выполнения карточки.

5. Работа с текстом. Определение роли прилагательных в речи

Чтение 2-х вариантов текста (с прилагательными и без прилагательных) И.С.Соколова-Микитова “Зимний лес” (текст у учащихся на листочках). Название текста детям не сообщается. (Приложение 1)

По итогам наблюдения беседа по вопросам:

  • можно ли назвать эти отрывки из произведения Соколова-Микитова текстом? Почему? (Да, это текст, так как предложения в нём связаны по смыслу и с помощью местоимений);
  • какой тип этого текста? (описание);
  • какова тема и основная мысль этого текста? (в тексте речь идёт о зимнем лесе, основная мысль в том, что “русский лес всегда хорош”);
  • какое название можно дать этому тексту? (зимний лес);
  • какие части речи помогают раскрыть тему текста и его основную мысль? (имена прилагательные);
  • какую роль они играют в этом тексте? (создают образ зимнего леса, рисуют картину природы, которую легко себе представить);
  • вывод о том, для чего нужны имена прилагательные в речи (характеризуют признаки, ярко, красочно описывают предмет, создают образную, объёмную, богатую картину, отражают эмоциональное восприятие, придают выразительность речи);
  • какую роль играют имена прилагательные в художественной речи? (имена прилагательные играют роль эпитетов – создают яркую, образную, красочную картину);
  • можно ли по тому, какие употреблены эпитеты в художественном тексте, понять авторское отношение к предметам, описываемым в тексте? (да, эпитеты помогают выразить авторское отношение к описываемым предметам).

6. Физкультминутка

Выполнение физических упражнений на расслабление мышц спины, снятие напряжения глаз под чтение отрывков из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу утренней Авроры
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась...
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...

7. Творческая мастерская “Вслед за Пушкиным”

Учитель читает текст М.А.Шолохова “Здравствуй, зима!” (Приложение 2) В это время через проектор на доску проецируется фильм “Зима” в сопровождении музыки Антонио Вивальди. После прослушивания художественного текста ребята пробуют свои силы в написании сочинений – миниатюр о первом снеге.

Во время подготовки творческих работ учащихся через проектор на доску проецируется фильм “Первый снег” в сопровождении музыкальной композиции Антонио Вивальди “Эльфийская ночь”.

Готовые работы ребят также озвучиваются под музыкальное сопровождение А.Вивальди “Эльфийская ночь”.

В прослушанных работах ребята находят эпитеты и называют их.

8. Домашнее задание

Написать сочинение – миниатюру “Первый снег”, употребив в своих сочинениях имена прилагательные в качестве эпитетов.

9. Рефлексия

В качестве подведения итогов урока ребята заполняют таблицу (на раздаточных карточках), проводя рефлексию своей работы на уроке, затем высказывают свои мнения по вопросам о том, что запомнилось на уроке и что захотелось попробовать после его окончания. (Приложение 3)

Упражнение “Комплимент”. Ребята высказываются о работе друг друга, оценивая вклад каждого в урок, что способствует удовлетворению потребности в признании личностной значимости каждого.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕКСТ 1

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В ... зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. ... лежат под деревьями сугробы. Над ... тропинками ... арками согнулись под тяжестью инея стволы ... берез. ... шапками ... снега покрыты ... ветви ... елей.

Идешь по ... лесу и не налюбуешься. ... спят сосны. ... тени их ... стволов лежат на ... сугробах.

Невидимой жизнью полнится ... лес. От дерева к дереву тянутся ... следы, ... мышиные и птичьи следочки.

ТЕКСТ 2

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

переливается в нем слепящим блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде всё то же: снег, снег, снег. Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Все живо, все ярко в преобразившейся природе, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: “Здравствуй, зима!”

Шолохов Михаил Александрович

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вопросы для проведения рефлексии

1 На уроке я работал активно / пассивно
2 Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3 Урок для меня показался полезен / бесполезен
коротким / длинным
интересен / скучен
4 За урок я не устал / устал
5 Мое настроение стало лучше / стало хуже
6 Материал урока мне был понятен / не понятен
7 Домашнее задание мне кажется легким / трудным
8 Продолжите фразу “Мне запомнилось...”  
9 Продолжите фразу “Я попробую ...”  

Ответьте, пожалуйста, на приведённые ниже вопросы, отметив нужный вариант знаком ? или записав свой ответ