Урок проводится в игровой форме. Этап актуализации знаний позволяет учащимся настроиться на восприятие учебного материала. Электронная презентация, в качестве наглядного пособия, усиливает эмоциональное восприятие учебного материала. Физкультминутка в середине урока позволяет учащимся снять физическое напряжение.
Урок 59 «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»
Цели:
- Сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде.
- Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов.
- Выяснить генетическую связь между классами неорганических соединений.
- Обобщить знания об основных классах неорганических веществ.
- Продолжать развивать умения составлять уравнения реакций.
- Воспитывать культуру общения.
Оборудование: Периодическая система Д. И. Менделеева, мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вводное слово учителя
Сегодня мы с вами на 45 минут отправимся в поход.
Что нам нужно для похода?
– Собрать рюкзак.
В рюкзак мы должны собрать знания, которые получили, изучая темы этой четверти.
III. Актуализация знаний
А) определение кислот, солей, оснований, оксидов.
Б) работа с презентацией:
HCl | CO2 | SO3 |
LiOH | MgO | KOH |
Na2SO4 | H2S | H2SO4 |
KCI | NaOH | MgSO4 |
Нужно выбрать лишнюю формулу, и объяснить, почему она лишняя.
В) Посмотрите на уравнения реакций.
С + O2 =СO2
СO2+ H2О = H2СO3
H2СO3 = СO2+ H2О
СO2+ Ca(OH)2=CaCO3+ H2О
Попробуйте распределить их в ряд по усложнению состава, начиная с простого вещества. Давайте сделаем вывод.
Получили цепь: C→ СO2 → H2СO3→ СO2→ CaCO3
В каждой цепи есть нечто общее - это C, он переходит от одного вещества к другому (как бы по наследству).
Вопрос: как в биологии называется носитель наследственной информации? Ген. Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи. Поэтому цепи или ряды называются генетическими.
Тема нашего урока: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»
IV. Изучение нового материала
Для того чтобы составлять и решать генетические ряды мы должны вспомнить основные свойства классов веществ.
И вот перед нами бурная река для того чтобы построить мост нужно решить уравнения.
H2SO4 + Mg =Mg SO4+ H2
Na2O + H2O= 2NaOH
HCl + KOH=KCl + H2O
Na2SO4 + BaCl2=2NaCl + BaSO4
Я вас поздравляю с успешной работой.
Привал: (игра)
(показываются карточки с формулами.)
- кислота правая рука
- основание левая рука
- кислотный оксид правое ухо
- основный оксид левое ухо
- соль хлопок в ладоши
V. Закрепление
Идем дальше, и вот перед нами ущелье, для того, чтобы его перейти нужно протянуть канат. Для этого нужно решить две простые цепочки превращений.
Mg→MgO→Mg(OH)2→MgCl2
P→P2O5→H3PO4→Na3PO4
VI. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание
§42 упр 2а.