Тема «Русский народный женский костюм» – интерпретация темы «Народная праздничная одежда», взятой из программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для пятиклассников.
По программе на изучение данной темы отводится два урока. Первый урок можно посвятить изучению русского народного женского костюма, второй урок – изучению русского народного мужского костюма.
Темы, посвященные изучению костюма, насыщены большим количеством терминов, которым необходимо дать определения. Чтобы информация хорошо усвоилась, лучше ее проиллюстрировать. Все названия элементов женского русского народного костюма необходимо перечислить подробно. Дети должны иметь представление о том, как выглядел традиционный летний женский костюм, нарядная одежда и зимнее платье, и из каких компонентов состояли все эти комплекты.
Необходимо также показать, как одевались женщины в разных губерниях и районах России в девятнадцатом веке.
Опираясь на многолетний опыт работы в средней школе и имея представление о творческих возможностях пятиклассников, делаю определенный вывод, что основной массе детей трудно рисовать фигуру человека в костюме.
В этой теме хотелось бы акцентировать все внимание не на рисовании фигуры человека, а на изображении и декорировании одежды. Поэтому, чтобы упростить задачу восприятия силуэта костюма, были разработаны шаблоны сарафана и кокошника. Дети быстро обводят по контуру форму сарафана и кокошника и, опираясь на таблицы с изображениями цветовой гаммы и видов орнаментов, применяя графитный карандаш и линейку (по желанию), наносят декор. Использование фломастеров в качестве вспомогательных инструментов декорирования цветом ускорит выполнение задания.
Кроме шаблонов по данной теме была разработана презентация. Презентация, посвященная русскому народному женскому костюму, имеет длительный срок создания. Первоначально, как табличные приложения к уроку, были разработаны такие наглядные пособия: технологическая карта, цветовая гамма орнамента, геометрия орнамента, состоящая из четырех вариантов (орнамента центральной полосы и подузора верха сарафана, орнамента рукава и подузора ворота рубашки). И созданы образцы рисунков кокошника и сарафана.
С приходом информационных технологий в среднюю школу возникла потребность объединения всех приложений к уроку в единый комплект. Таким образом, возникла идея создания презентации.
Всем школьникам с раннего детства необходимо прививать эстетическое восприятие произведений искусства и художественный вкус. Мне, как профессиональному художнику, несложно было придумать художественное оформление слайдов. Но из-за нехватки времени я использовала готовые иллюстрации костюмов, созданные известным художником – графиком Маланичевым Робертом Ивановичем для оформления историко-этнографического справочника «Народы мира», выпущенного издательством «Советская энциклопедия» в Москве в 1988 году. На мой взгляд – это одни из лучших иллюстраций, посвященные русскому народному женскому костюму.
Надеюсь, что разработанную статью и презентацию к уроку изобразительного искусства в пятом классе по теме «Русский народный женский костюм» будут использовать учителя-предметники, также они смогут сэкономить время при подготовке к уроку по данной теме.
Вид урока: комбинированный.
Цель: используя единый шаблон декорировать форму сарафана и кокошника.
Задачи:
- Обучающие:
- Познакомить с элементами народного женского костюма XIX века.
- Научить пользоваться шаблонами.
- Рассказать о видах геометрического орнамента. Объяснить алгоритм построения.
- Выделить цветовую гамму.
- Объединить элементы костюма в целостный образ.
- Развивающие:
- Художественный вкус.
- Логическое мышление.
- Цветовое и формальное восприятие.
- Воспитательные:
- Воспитание интереса к этнографии и истории русского народного женского костюма.
- Приобщение к сохранению национальных традиций в современном костюме.
Методы: рассказ, объяснение, демонстрация.
Средства для учеников: Два листа белой бумаги (формат А4), графитный карандаш, резинка, линейка, фломастеры, шаблоны.
Средства для учителя: Презентация, конспект урока.
Оборудование: ПК, проектор, экран, программа Microsoft Office PowerPoint.
План урока:
1. Организационная работа (2 минуты).
2. Работа с презентацией (15 минуты).
3. Практическая работа (25 минуты).
4. Подведение итогов (3 минуты).
ХОД УРОКА
I. Историческая справка
Введение
В конце XIX начале XX столетий у русских,
населяющих огромную территорию,
сформировались свои культурные традиции.
Немаловажную роль отводили одежде. Одежда бедных
слоев населения отличалась от богатых. С давних
пор крестьяне выращивали на своих плодородных
землях лен. Его мяли, ткали из него холст, белили и
шили повседневную одежду. Зимой носили теплую
верхнюю одежду, сделанную из сукна. Вплоть до
начала XX столетия крестьянство было обуто в
лапти. Городское население – в кожаную обувь.
Поскольку ткачеством, шитьем и вышиванием
традиционно занималась женская половина
населения, женская одежда выглядела наряднее,
чем мужская. О ней стоит говорить подробнее.
СЛАЙД 2
Традиционный летний женский костюм. XIX век.
Женская традиционная летняя одежда состояла из
нескольких элементов: рубахи, сарафана,
головного убора и обуви.
Рубаха – вид одежды, сшитый из
прямоугольного куска холста. Рубашечный покрой
одежды был распространен в Древней Руси. Рубаха
кроилась из прямоугольных кусков холста, на ее
плечи нашивали цветные вставки (полики).
Яркие и нарядные вышивки рубах играли роль
оберега человека от злых сил. Места для вышивок
были четко определены: ворот, плечо, запястье, низ
рубахи, поле рукавов. Женщины надевали рубаху под
сарафан или поневу (юбку), распространенную в
южнорусских губерниях.
Сарафан – длинная женская одежда без
рукавов с проймами. Передняя часть сарафана
сверху донизу застегивалась на пуговицы. Края и
середина обшивались гасами и позументом. Сарафан
подпоясывался кушаком.
Кушак – пояс из длинного широкого куска
ткани или плетеный из шнура.
Женщины одевали на голову повойник.
Повойник – будничный головной убор
замужних женщин. Шапочка из ткани, либо платок,
обвязанный вокруг головы.
Стопы ног обматывались льняными кусками ткани,
затем сверху одевались лапти.
Лапти – обувь из лыка, бересты или веревок,
которую носили крестьяне.
СЛАЙД 3
Традиционный нарядный женский костюм. XIX век.
Нарядную одежду крестьянки одевали по большим
праздникам. Все элементы женского костюма
бережно хранились и передавались из поколения в
поколение от матери к дочери. Рубаха была
обильно украшена вышивками. Сарафан расшивали
шелком, лентами, тесьмой и бисером. Поверх
сарафана одевали душегрею.
Душегрея – вид летней женской одежды.
Конструктивной особенностью были рукава,
цельнокроеные с верхней частью спинки, и наличие
отложного воротника. Праздничные душегреи
вышивались золотыми нитями, цветным бисером и
декорировались бахромой.
На голову одевали кокошник.
Кокошник – женский головной убор в виде
высокого веерообразного щитка надо лбом.
Кокошник украшали золотым шитьем, канителью,
бисером и жемчугом. В каждой губернии носили
разные по форме и размеру кокошники.
Стопы ног обматывались льняными кусками ткани,
затем сверху одевались сапоги.
Сапоги – род обуви, сделанный из кожи, с
высоким голенищем.
СЛАЙД 4
Традиционный зимний женский костюм. XIX век.
В зимнее время года носили теплую одежду и
обувь. Самой распространенной зимней одеждой был
зипун.
Зипун – зимняя крестьянская одежда,
представляющая собой кафтан без воротника,
изготовленный из грубого сукна ярких цветов со
швами, отделанными контрастными шнурами.
Чтобы защитить кисти рук от замерзания одевали
варежки.
Варежки – предмет зимней одежды для кистей
рук, в которой есть два отделения: одно для
большого пальца, а другое – для всех остальных
пальцев. Варежки вязали из шести.
Самым популярным головным убором была кичка.
Кичка – старинный русский головной убор
замужних женщин с высоким очельем, богато
украшенный. Кичка – это шапочка с твердой
передней частью в форме рогов или лопатки. Сверху
на кичку одевали шаль.
Шаль – большой прямоугольный платок из
тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или
орнаментом.
На ноги одевали валенки.
Валенки – теплые войлочные сапоги из
свалянной овечьей шерсти.
СЛАЙД 5
Традиционный женский костюм. Губернии и районы России. XIX век.
Народный костюм – это целостный
художественный образ. На формирование русского
костюма оказывали влияния географическая среда
и климатические условия, хозяйственный уклад и
уровень развития производительных сил.
Немаловажными факторами явились
историко-социальные процессы, способствующие
созданию особых форм одежды, значительна была
роль местных культурных традиций.
До 1930 года народный костюм составлял
неотъемлемую часть художественного облика
сельского населения: русских хороводов,
свадебных обрядов, посиделок и так далее. У
многих народов национальный костюм (в качестве
праздничного) сохраняется до сих пор. Он
осваивается как художественное наследие
современными модельерами, живет в творчестве
народных фольклорных ансамблей.
II. Технологическая карта изделия
СЛАЙД 6
Технологическая карта:
1 этап (работа с шаблоном).
На первом листе бумаги по шаблону <Рисунок 1> дети обводят контур сарафана и рукавов рубахи, на втором листе – контур кокошника <Рисунок 2>.
Рис. 1 |
Рис. 2 |
2 этап (прорисовывание деталей).
В форме сарафана, рукавах рубахи и кокошнике намечают орнаментальные полосы.
3 этап (украшение орнаментом).
Полосы заполняют геометрическим орнаментом по образцу.
СЛАЙД 7
Цветовая гамма орнамента.
Сарафан, рукава рубахи и кокошник дети разукрашивают ограниченным количеством цветов: красным, синим и серым по образцу.
СЛАЙДЫ 8-11
Геометрия орнамента.
На этих слайдах показано как изобразить и разукрасить основные виды геометрических орнаментов, которыми можно декорировать сарафан и рукава рубахи.
СЛАЙД 12
Украшение кокошника.
Образец кокошника.
СЛАЙД 13
Украшение сарафана.
Образец готового изделия.
III. Практическая работа обучающихся.
IV. Подведение итогов.
Выставка работ. Обсуждение. Оценка.
Интернет ресурсы:
http://biblioteka.teatr-obraz.ru
http://creatioart.ru/dictionary
http://dic.academic.ru
http://fasmer-dictionary.info
http://ozhegjv.info
http://ru.wikipedia.org
http://russia.yaxy.ru