Урок письма по теме "Письмо заглавной буквы "Я". Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы "Я"". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: сформировать навык письма. Обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка.

Задачи.

  1. Научить писать заглавную букву Я и соединения с ней.
  2. Работать над развитием речи учащихся и обогащением словарного запаса.
  3. Способствовать развитию орфографической зоркости.

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

а) У.: Прочитайте буквы:

Я О Е И А Ё Ю Й Ы Я

Какая буква лишняя?

Д.: Буква “и краткое”.

У.: Почему?

Д.: Обозначает согласный звук Й.

У.: На какие группы можно разделить?

Д.:

1 вариант

Я Е Ё Ю

О И А Ы Э – буквы, которые обозначают 2 звука и буквы, которые обозначают 1 звук

2 вариант

Я Е Ё Ю И

О А Ы Э - буквы, которые обозначают мягкость и твёрдость согласного звука.

У.: Какой гласной не хватает?

Д.: Гласной У

У.: В какую группу её можно отнести?

б) Работа в тетради.

У.: Запишите строчные буквы гласных звуков, которые обозначают мягкость согласных звуков.

Проверка:

Я Е И Ё Ю

У.: Какая из этих букв лишняя? (И)

Почему?

Д.: Обозначает один звук, а остальные два звука.

У.: Когда эти буквы обозначают 2 звука?

Д.: 1) В начале слова.

2) После другого гласного звука.

3) Постановка проблемы.

Отгадать загадки (отгадки записать).

Оно от яблони недалеко падает. (Яблоко.)

Всегда он во рту, а не проглотишь. (Язык.)

Шелестя, шурша травой
Проползает кнут живой:
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Змея.)

Я красна, кисла,
На болоте я росла
Дозревала под снежком
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)

У.: Прочти записанные слова. Какое слово лишнее?

Д.: 1) ЯЗЫК – многозначное слово. (Язык пламени, русский язык, орган речи.)

У.: Какие ещё многозначные слова вы знаете? (Дети перечисляют.)

У.: Какие выражения (фразеологизмы) вы знаете со словом “язык”?

Д.: Язык без костей. Язык до Киева доведёт. Держи язык за зубами. Язык - враг мой.

2) ЗМЕЯ - слово обозначает одушевлённый предмет. (Отвечает на вопрос кто?)

3) КЛЮКВА – буква ю - обозначает звук “у” и мягкость согласного звука.

4) Решение проблемы:

Работа над пословицей.

У.: Сегодня слово “язык” встретится в пословице. Что такое пословица? (Народная мудрость.)

На доске: НА ЯЗЫКЕ – МЁД, А ПОД ЯЗЫКОМ – ЛЁД.

У.:Прочитайте. Про какого человека говорят, что у него на языке – мёд, а …

Д.: (Могут затрудняться ответить.)

У.: Может быть, вы мне лучше объясните, если послушаете басню И.А.Крылова “Ворона и лисица”. (Звучит фонограмма басни.)

У.: Про какого персонажа можно так сказать?

Д.: Про лисицу.

У.: Почему? (Ответы детей.)

Как же вы объясните смысл? (Ответы детей.)

5) Работа над орфографией пословицы.

У.: Какие слова пишутся не так как произносятся? (Мёд, лёд.)

Назовите предлоги. Что знаете про них?

Д.: Пишутся раздельно со словами.

У.: Какие знаки препинания в этой пословице? (Запятая и тире.)

Читаем и запоминаем (2 раза - хором.)

(Письмо по памяти.)

6) Физминутка.

7) Прописывание заглавной буквы Я и соединений других букв с ней:

Я Я Я ЯЯ ЯЯЯ … (Какое следующее?)

Ял Ям Яб Яд Яр Ян (среднее и нижнее)

У.: Для чего нужны заглавные буквы?

Д.: Писать имена отчества, фамилии, клички животных, географические названия.

8) Составление и запись полного мужского имени, фамилии (от полного и краткого мужского имени).

Яша – Яков – Яковлев – Яшин

9) Разгадывание ребусов (запись слов):

7я Я - пони - я. (Учитель показывает флаг Японии.)

10) Работа с географическим названием.

У.: Прочитайте запись на следующей строчке: Ясная Поляна.

Почему с большой буквы? (Ответы детей.)

У.: Это название деревни, в которой жил великий русский писатель Л.Н.Толстой. Там он организовал школу для бедных крестьянских детей. Он написал много романов для взрослых, есть книги и для детей.

(На доске портрет Л.Н.Толстого)

- Записать в тетрадь. (Ясная поляна)

11) Работа с текстом (на доске печатный текст).

Кот сидел на окне. Вдруг кот увидел стрижа. Кот спрыгнул, а стриж улетел.

У.: Озаглавьте текст.

Д.: Кот. Стриж. Кот и стриж.

У.: Какой недостаток в тексте?

Д.: Повторение слова “кот”.

У.: В каком предложении?

Д.: Во втором.

У.: Каким словом заменим?

Д.: Местоимением “он”.

(Списывание с печатного текста на доске.)

12) Рефлексия.

- Какую букву учились писать?

- Какое географическое название встретилось на уроке?

- Что вы узнали о Ясной Поляне? О Японии?

- Какие слова пишутся с заглавной буквы?