Цель: сформировать навык письма. Обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка.
Задачи.
- Научить писать заглавную букву Я и соединения с ней.
- Работать над развитием речи учащихся и обогащением словарного запаса.
- Способствовать развитию орфографической зоркости.
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
а) У.: Прочитайте буквы:
Я О Е И А Ё Ю Й Ы Я
Какая буква лишняя?
Д.: Буква “и краткое”.
У.: Почему?
Д.: Обозначает согласный звук Й.
У.: На какие группы можно разделить?
Д.:
1 вариант
Я Е Ё Ю
О И А Ы Э – буквы, которые обозначают 2 звука и буквы, которые обозначают 1 звук
2 вариант
Я Е Ё Ю И
О А Ы Э - буквы, которые обозначают мягкость и твёрдость согласного звука.
У.: Какой гласной не хватает?
Д.: Гласной У
У.: В какую группу её можно отнести?
б) Работа в тетради.
У.: Запишите строчные буквы гласных звуков, которые обозначают мягкость согласных звуков.
Проверка:
Я Е И Ё Ю
У.: Какая из этих букв лишняя? (И)
Почему?
Д.: Обозначает один звук, а остальные два звука.
У.: Когда эти буквы обозначают 2 звука?
Д.: 1) В начале слова.
2) После другого гласного звука.
3) Постановка проблемы.
Отгадать загадки (отгадки записать).
Оно от яблони недалеко падает. (Яблоко.)
Всегда он во рту, а не проглотишь. (Язык.)
Шелестя, шурша травой
Проползает кнут живой:
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Змея.)
Я красна, кисла,
На болоте я росла
Дозревала под снежком
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)
У.: Прочти записанные слова. Какое слово лишнее?
Д.: 1) ЯЗЫК – многозначное слово. (Язык пламени, русский язык, орган речи.)
У.: Какие ещё многозначные слова вы знаете? (Дети перечисляют.)
У.: Какие выражения (фразеологизмы) вы знаете со словом “язык”?
Д.: Язык без костей. Язык до Киева доведёт. Держи язык за зубами. Язык - враг мой.
2) ЗМЕЯ - слово обозначает одушевлённый предмет. (Отвечает на вопрос кто?)
3) КЛЮКВА – буква ю - обозначает звук “у” и мягкость согласного звука.
4) Решение проблемы:
Работа над пословицей.
У.: Сегодня слово “язык” встретится в пословице. Что такое пословица? (Народная мудрость.)
На доске: НА ЯЗЫКЕ – МЁД, А ПОД ЯЗЫКОМ – ЛЁД.
У.:Прочитайте. Про какого человека говорят, что у него на языке – мёд, а …
Д.: (Могут затрудняться ответить.)
У.: Может быть, вы мне лучше объясните, если послушаете басню И.А.Крылова “Ворона и лисица”. (Звучит фонограмма басни.)
У.: Про какого персонажа можно так сказать?
Д.: Про лисицу.
У.: Почему? (Ответы детей.)
Как же вы объясните смысл? (Ответы детей.)
5) Работа над орфографией пословицы.
У.: Какие слова пишутся не так как произносятся? (Мёд, лёд.)
Назовите предлоги. Что знаете про них?
Д.: Пишутся раздельно со словами.
У.: Какие знаки препинания в этой пословице? (Запятая и тире.)
Читаем и запоминаем (2 раза - хором.)
(Письмо по памяти.)
6) Физминутка.
7) Прописывание заглавной буквы Я и соединений других букв с ней:
Я Я Я ЯЯ ЯЯЯ … (Какое следующее?)
Ял Ям Яб Яд Яр Ян (среднее и нижнее)
У.: Для чего нужны заглавные буквы?
Д.: Писать имена отчества, фамилии, клички животных, географические названия.
8) Составление и запись полного мужского имени, фамилии (от полного и краткого мужского имени).
Яша – Яков – Яковлев – Яшин
9) Разгадывание ребусов (запись слов):
7я Я - пони - я. (Учитель показывает флаг Японии.)
10) Работа с географическим названием.
У.: Прочитайте запись на следующей строчке: Ясная Поляна.
Почему с большой буквы? (Ответы детей.)
У.: Это название деревни, в которой жил великий русский писатель Л.Н.Толстой. Там он организовал школу для бедных крестьянских детей. Он написал много романов для взрослых, есть книги и для детей.
(На доске портрет Л.Н.Толстого)
- Записать в тетрадь. (Ясная поляна)
11) Работа с текстом (на доске печатный текст).
Кот сидел на окне. Вдруг кот увидел стрижа. Кот спрыгнул, а стриж улетел.
У.: Озаглавьте текст.
Д.: Кот. Стриж. Кот и стриж.
У.: Какой недостаток в тексте?
Д.: Повторение слова “кот”.
У.: В каком предложении?
Д.: Во втором.
У.: Каким словом заменим?
Д.: Местоимением “он”.
(Списывание с печатного текста на доске.)
12) Рефлексия.
- Какую букву учились писать?
- Какое географическое название встретилось на уроке?
- Что вы узнали о Ясной Поляне? О Японии?
- Какие слова пишутся с заглавной буквы?