Лабораторный урок по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель. Создать условия, при которых учащиеся смогут:

- раскрыть сущность понятия закон;

- определить значимость законов царя Хаммурапи для различных категорий населения Вавилона;

- развить навыки самостоятельной работы с текстом учебника, документами, перфокартами;

- развить навыки исследовательской деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивационная беседа. Целеполагание

III. Новая тема.

1. Актуализация знаний учащихся. Использование технологии критического мышления. (Приложение 1. Слайд 1)

Знаю Узнал новое Хочу узнать
     

2. Входной контроль.

Мини-тест. (Приложение 1. Слайд 2)

- Вспомните, что такое Государство?

- Что необходимо для регулирования жизни общества? (Законы)

- Как вы понимаете смысл этого слова?

Работа с понятием ЗАКОН с применением технологии “синквейн”.

Прилагательные: суровый, жесткий, жестокий, обязательный.

Глаголы: наказывает, карает, устанавливает.

Синонимы: правила, нормы.

Учащиеся с помощью учителя формулируют определение.

Закон - это правила поведения, установленные государством (правителем) и обязательные для всех жителей государства.

- Как вы думаете, чему будет посвящена наша сегодняшняя тема урока?

Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока. (Приложение 1. Слайд 3-4)

3. Вавилонское царство в III-II т. до н.э.

Рассказ учителя о Вавилонском царстве, работа с исторической картой “Древнее Двуречье”.

- Определите причины возвышения Вавилонского царства в III-II т. до н.э. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника А.А.Вигасина “История Древнего мира” &14 стр.66-67.)

Учащиеся определяют причины возвышения.

4. Вавилонский царь Хаммурапи 1792-1250 г.до н.э.

Рассказ учителя о личности царя Хаммурапи (биография). (Приложение 1. Слайд 5-6).

5. Законы царя Хаммурапи.

Проблемное задание. (Приложение 1. Слайд 7)

- В чьих интересах были приняты законы царя Хаммурапи?

- Устанавливали они справедливость?

IV. Лабораторная работа.

Учащиеся заполняют перфокарты, самостоятельно работаю с текстом учебника на стр. 68-70. (Приложение 1. Слайд 8-9)

Задания

1. Определите основные положения Законов царя Хаммурапи

Положения Законы Хаммурапи
1. Объясните происхождение выражения “Око за око, зуб, за зуб”  
2. Положение рабов  
3. Положение должников  

2. Приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи.

Преступления Наказания
1. Если сын ударит своего отца А) … то должно выбить глаз его
2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей … Б) … то должно выбить зуб
3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе В) … то ему должно отрубить руку
4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей…. Г) … то должен починить за собственное серебро
5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то Д) … то должно отрезать ему ухо

V. Рефлексия.

На основе заполненных перфокарт учащиеся приходят к выводу: Законы царя Хаммурапи были приняты в интересах высших социальных слоев населения. Законы закрепляли неравенство, они были суровы и несправедливы. Но в Вавилонском царстве их считали справедливыми т.к. их создали боги. (Приложение 1. Слайд 10-11)

VI. Домашнее задание. &14.