Цель: выявить значимость музыки в Древней Греции.
Оборудование: магнитофон, игрушка-свеча, затемнение, диапроектор, слайды.
Ход урока
Учитель: В первой четверти мы познакомились с теми музыкальными произведениями, которые очень наглядно повлияли на настроение, чувство, судьбы людей. Назовите эти произведения.
Ученики: “Зеленая рощица” в опере С.С. Прокофьева “Повесть о настоящем человеке”, Симфония №6 П.И. Чайковского и хирург Юдин, Симфония №5 Л. ван Бетховена, музыка Микиса Теодоракиса и др.
Учитель: Основные понятия, которыми мы пользуемся, говоря о музыке, возникли в Древней Греции: гармония и мелодия, ритм и хор, оркестр, рапсодия, симфония.… Даже само слово “музыка” - греческого происхождения.
Музыка по-гречески - “искусство муз”. У греков была муза лирики и муза танцев, муза комедии и трагедии, муза истории и даже астрономии. Но не было музы, которая отвечала бы за музыку. Все они во главе со своим предводителем Аполлоном, занимались музыкой. Музыка в классической Греции проникала всюду, объединяя все искусства и все науки, риторику и политику, богов и людей, небо и землю, травы и воды в одно гармоническое целое – космос.
Музыка никогда не рассматривалась в античной культуре “Сама по себе”, вне связи с другими искусствами, с другими сферами жизни. Изъятая из этих связей она может показаться и однообразной и примитивной. “Но музыка вместе с театром, ритмом и пением приближает нас к богам”, - говорили греки. А через танец музыка соединялась с пластикой и живописью, через слово – с поэзией и красноречием, Удивительно ли, что в музыкальном искусстве греки видели самое значительное воспитательное средство? Ритм и гармония, по их убеждению, глубже всего проникают в глубину души и сильнее всего захватывают ее.
В основе античного представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и гармоничен, т. е. музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира. И наполняет ими душу человека. Так устанавливается единство между миром и человеком – созвучие (симфония). Древние греки верили, что раз по этим законам живет весь мир, то не только люди, но и камни и звери должны быть им послушны. Орфей своим искусством покоряет даже силы ада, заставляя отступить к нему Эвридику.
Звучит мелодия Глюка из оперы “Орфей” при выключенном свете со свечами. Может использоваться игрушка – чучело, как проводник в царство Аида.
Далее беседа.
Учитель: Какой характер у этой музыки?
Ученики: Эта музыка очень выразительная, в начале она звучит аккуратно, будто боясь нарушить тишину. В дальнейшем развитии аккуратность сохраняется, заставляя слушателя оставаться внимательным. Здесь нет резких звуков, мелодия плавная.
Учитель: Что вы почувствовали, слушая эту музыку?
Ученики: Она заставляет задуматься, быть внимательным, мне стало немного страшно, захотелось плакать.
Учитель: Нагляднее всего это гармоническое сцепление всех природных и социальных, божественных и человеческих, физических и духовных сил воплощалось в грандиозных хороводах, без которых невозможно представить античную культуру. Хороводы, по убеждению греков, ведут звезды и планеты, исторические эпохи и человеческое поколение, хороводами музы веселят и радуют богов и людей.
(Показ слайда “Гомер на знаменитом щите Ахиллеса”.)
Даже похороны у греков могли сопровождаться печальными танцевальными песнями, исполняющимися хороводом.
“Тот, кто не упражнялся в хороводах, - учил Платон – человек невоспитанный, а кто достаточно в них упражнялся, тот воспитан. Слова эти, сказанные со всей философской серьезностью, можно понять, лишь осознав, что хороводы охватывают всего человека, приобщая его к бесконечному круговороту Вселенной.
Детям предлагается поводить хоровод под любую русскую народную песню (“Во поле береза стояла”).
Учитель: Что почувствовали? Передалось ли каждому настроение песни и атмосферы урока? Может быть, кто-то почувствовал себя древним культурным греком?
Ученики: Почувствовали, как тепло рук передается от одного к другому, как одно настроение охватывает весь класс, что песня зазвучала как-то особенно.
Учитель: Хоровое пение было для греков основой общественной жизни и культуры. Не подключаясь к сюжетному развертыванию событий, хор поет о каких-то глубочайших, всегда и везде важных вещах, выводит конкретное действие трагедии на просторы Вселенной, придавая ему космически обобщенный характер. Давайте, сейчас исполним песню Микиса Теодоракиса “Я – фронт”, вспомним беседу предыдущих уроков о композиторе, о переживаниях в песне. Как преобразится ваше настроение и характер при исполнении?
Ученики: несмотря на то, что эта песня звучала у нас на уроке несколько раз, сегодня она для меня звучит более осознанно.
Учитель: Греки отнюдь не сводили всю музыку к той, которую творили их музыканты. Музыка начиналась для них с той великой музыки природы, отражением, фрагментом которой были музыкальные изделия человека.
Если не считать небесных сфер, гармония которых открылась через мудрецов, то основным звуковым фоном античной культуры был шум моря.
Привязанность к морю заставляла внимательно всматриваться и вслушиваться в него. Вслушаемся и мы – вслед за греческими поэтами – в непрерывную, вечную и вечно меняющуюся музыку моря.
Дети слушают шум моря с просмотром слайдов моря.
Ученики: шум моря завораживает и тянет за собой, заставляет думать о чем-то великом, таинственном…
Учитель: С Паном, богом дикой природы, связывалась музыка лесов и полей (слайд “Пан”).
Природа, отзывавшаяся на музыку моря, была в Греции – родине винограда, действительно богата. Роскошные леса, полные певчих птиц. На пастбищах – изобилие овец и коз. Свои голоса присоединяют к ним коровы и свиньи, ослы. Над прекрасными цветами “прекрасно гудят неутомимые пчелы”. Под ветром, подобно морским волнам, шумят леса и нивы. “Шелестом листьев и плеском воды”, по мнению древних, пророчествует людям сам Зевс.
Когда же все шумы природы сливались в прекрасную музыку, греки говорили, что это хозяин природы Пан играет на своей свирели.
Но особенно трогают греков песни птиц. Многие мыслители видели в птичьем пении источник музыки.
Дети слушают пение птиц в грамзаписи.
Учитель: Откуда же пришла к нам музыка?
Ученики: Из жизни.
Учитель: Где звучала музыка, по мнению греков?
Ученики: Всюду.
Учитель: Как влияет (преобразует) музыка на человека?
Ученики: Музыка воспитывает человека.