Цель. Доставить детям радость и удовольствие. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности, желание играть в игры с изобразительным содержанием. Закрепить знания и умения детей в области изобразительного искусства.
Материал и оборудование. Изображение художника Карандаша, разрезанное на восемь-десять частей.
Слово “ИЗО”, спрятанное в картинках. Приложение
- Для игры “Загадки и отгадки”: мольберт, простой карандаш, цветные карандаши, мел, кисточка, краски, пастель, вода в баночках, салфетки и другие материалы.
- Графическое изображение солнышка без лучей и солнышка с семью самостоятельными лучами, окрашенными цветами спектра (1).
- Для игры “Цветные примеры”: половина альбомного листа на каждого ребенка с изображением основных цветов (красный, желтый, синий).(2)
- Для игры “Тепло - холодно”: набор цветных карточек главных и составных цветов и оттенков; графические изображения лета и зимы; эти же изображения, выполненные соответственно в теплом и холодном колорите; оттенки красного цвета (розовый, малиновый, алый, вишневый, бордовый); изображение солнца и лучей, нарисованных желтым цветом и т.д.
- Изображение жучка (красного), Жар-птицы, набор цветных карточек размером с альбомный лист.
- Два одинаковых изображения волшебников, набор однотонных цветных лоскутков.
- “Картинки-хитринки” - иллюстрации “с подвохом” к известным детям сказкам: “Репка” (персонажи вместо репки вытягивают яблоню); “По щучьему велению” (вместо Емели у проруби изображен Колобок); “Три поросёнка” (вместо Волка изображена коза, раздувающая соломенный домик); “Гуси-лебеди” (в печке вместо Машеньки с братцем прячется Лиса)
- “Живое письмо цветом”: половина альбомного листа, материал по выбору ребенка (акварель, гуашь, пастель, цветные карандаши, восковые мелки).
В группе дети получают конверт, содержащий разрезанное на восемь частей изображение художника Карандаша и письмо, в котором написано: “Дорогие ребята! Приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по необычайной стране”.
Воспитатель: От кого же письмо? Кто нас приглашает и куда? Здесь в конверте какие-то цветные кусочки... Что же с ними делать?
(Побуждает детей действовать самостоятельно. Собрав картинку, дети узнают художника Карандаша.)
Кто прислал письмо - нам теперь ясно! Но вот интересно, в какую такую страну нас приглашает художник Карандаш? В письме говорится о необычайной стране, которая существует только в нашем воображении.
(Достает из конверта картинки.)
А название спряталось в этих картинках. Рассмотрите, что здесь изображено? Выделите первый звук из каждого слова и соедините их вместе. Кто первый прочтет, шепнет мне на ушко.
(Дети читают: “ИЗО.)
Что же обозначает слово “ИЗО”? Какие слова в нем спрятались? Правильно, ребята, “изобразительное искусство” - от слова изображать, что значит рисовать. А это большое искусство!
Так вот куда приглашает нас художник Карандаш. Ну что, согласны отправиться в путешествие по волшебной Разноцветной стране? Тогда в путь!
Ой! Я совсем забыла: надо же собраться. У каждого художника, живущего в Разноцветной стране, есть мольберт (показывает мольберт). На нем рисуют. Но мольберт можно использовать как “домик” и сложить в него массу нужных для рисования вещей. Хотите узнать, что хранится в мольберте художника? Отгадайте загадки.
Загадывает загадки.
Воспитатель:
1. Если ты его поточишь -
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш)
2. Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю -
Разукрасят чисто поле.
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота! (Цветные карандаши)
3. Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш. (Резинка)
4. Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)
5. Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
6. Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой
(показывает движение кисти)-
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
Что же это за сестрицы? (Краски.)
Воспитатель: Ну вот, всех верных друзей и помощников мы взяли. Можно отправляться в путь. Но как же нам найти дорогу в эту волшебную страну? Давайте отправимся по радужному мостику.
Обращает внимание детей на дугу. Дети отправляются в путь по разноцветным дугам, собирая их по дороге, и попадают в музыкальный зал.
В нем полумрак. Детей встречает грустный художник Карандаш. Здоровается с ребятами.
Воспитатель: Почему вы такой грустный? И почему в вашей стране так печально, так темно?
Карандаш: (показывает изображение солнышка без лучей)
В нашей стране художников светит солнышко, но особенное, не такое, как у вас. Оно состоит из нескольких цветов, причем каждый цвет стоит строго на своем месте, точно так же, как в радуге. Помогите зажечь солнышко.
Воспитатель: Ну, раз в вашей стране солнышко переливается всеми цветами радуги, то мы вам сможем помочь.
Предлагает детям вспомнить волшебную фразу: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.
Дети собирают солнышко Разноцветной страны. Как только они заканчивают работу, появляется изображение улыбающегося солнышка, в зале ярко вспыхивает свет. Воспитатель предлагает детям полюбоваться солнышком
Разноцветной страны.
Карандаш:
Знаменосец - красный цвет.
Ярче цвета в мире нет!
Цвет оранжевый - огонь,
Этот цвет рукой не тронь!
Желтый цвет - его сосед,
Это урожая цвет.
Карандаш:
Цвет зеленый - цвет весенний,
Он любимый цвет растений.
Если в небе тучек нет,
Голубой у неба цвет.
В синем цвете нам видна
Высота и глубина.
Фиолетового цвета
Гребни гор в часы рассвета.
Я знаю, что в вашем детском саду дети любят рисовать. Хочу, чтобы вы, ребята, стали настоящими художниками.
Воспитатель (обращаясь к художнику Карандашу): А что для этого нужно?
Карандаш:
Нужно иметь мольберт, краски, кисточку, фантазию и трудолюбие. У меня все это есть. Хотите проверить? Пожалуйста, проверяйте! Я готов!
Воспитатель:
Ну что же, давайте попробуем. Для начала нарисуйте бублик.
(Карандаш принимается за работу. Звучит музыка.)
Как дела? Нарисовали?
Карандаш (протягивает чистый лист бумаги). Вот!
Воспитатель:
А где же бублик?
Карандаш (виновато): Я его съел.
Воспитатель: Ладно. Тогда я попрошу вас нарисовать стакан с молоком.
Карандаш (весело): Хорошо! Это для меня пустяк!
(Под музыку делает вид, что работает.)
Вот получите! (Протягивает чистый лист бумаги.)
Воспитатель: Молоко вы, значит, выпили. Ну конечно, ведь вы съели бублик. А где же стакан?
Карандаш: Стакан прозрачный, его не видно!
Воспитатель: Тогда нарисуйте собаку. (Отходит от Карандаша)
Карандаш (кричит): Всё! Я закончил!
Воспитатель: Покажите!
(Берет рисунок. На листе оранжевая точка.)
Это собака?
Карандаш: Да... Сначала я представил большую рыжую собаку. Она была такая большая и страшная, что я испугался и забрался на самое высокое дерево. А с вершины собака показалась мне совсем маленькой - величиной с точку. Так я ее и нарисовал.
Воспитатель: Вот что, фантазия у вас есть, а трудолюбия я что-то не заметила.
Карандаш: Ладно, ладно, я все понял. А у вас это трудолюбие есть?
Воспитатель: Давайте посмотрим!
Карандаш: Для начала нужно знать самые главные цвета. Какие? (Красный, желтый, синий.) А почему их называют главными, в чем их секрет? (С их помощью путем смешивания можно получить много составных цветов.) Каждый из вас получит задание.
(Дети получают по половине альбомного листа бумаги с упражнениями на соединение главных цветов, изображенных в виде математического примера - синее пятно + красное пятно = ; желтое + синее ¦ и т.п.)
Карандаш: Вы должны мысленно сложить эти цвета и после знака равенства, взяв нужную краску, изобразить ответ - получившийся составной цвет.
Воспитатель: Ребята, вы только посмотрите: главные и составные цвета есть в солнышке волшебной страны!
Дети выполняют задание. Карандаш рассматривает листы.
Карандаш: Вы xopoшo знаете главные цвета и составные. Молодцы! А знаете ли вы загадки, пословицы, поговорки, в которых упоминается цвет? Например:
Березоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
На рябине словно красны солнышки висят.
Эй, звоночек, синий цвет,
С язычком, а звону нет! (Колокольчик.)
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
Стоят в лучах сестрички –
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
Синий мундир, желтая подкладка,
А в середине сладко. (Слива.)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
Карандаш: Молодцы! Перед вами две картины. (Показывает графическое изображение лета и зимы) Угадайте, какое время года я изобразил. Лето какое? Скажите одно слово. (Каждый ребенок придумывает определение: жаркое, теплое, светлое, прекрасное, красное, веселое и т.д.) А зима? Подберите для лета теплые цвета, а для зимы - холодные.
Каждому ребенку дают любую цветную карточку из набора. По окончании работы воспитатель обращает внимание детей на солнышко, на его холодные и теплые лучи.
Карандаш: Вы справились с заданием, именно этими цветами я написал свои картины.
(Графическое изображение меняется на цветное. Дети называют, в каком колорите написаны картины)
Карандаш: Назовите, какого цвета цветы на летней клумбе? (Красного) Кто больше назовет оттенков красного цвета? (Розовый, малиновый, алый, вишневый, бордовый.) Скажите, какого цвета солнышко? Кто больше назовет оттенков желтого цвета? (Аналогично проходит работа с картиной “Зима) А умеют ли теплые и холодные цвета дружить?
Воспитатель: А вот мы сейчас проверим! Представим, что эти цветные листы бумаги превратились в осенние листочки. (Показывает красные, желтые, зеленые листы бумаги) Помогите красному жучку: что сделать, чтобы его все заметили? Листочек какого цвета помог жучку? (Зеленый) Какой цвет неба (показывает желтый, оранжевый, синий, голубой листы бумаги) надо подобрать Жар-птице, чтобы она казалась очень яркой?
(Дети подбирают фон контрастного цвета. Воспитатель обращает внимание детей на то,кактеплыеи холодные цвета “зажигают” друг друга)
Карандаш: Молодцы! У меня даже настроение улучшилось. Вы знаете, что каждый цвет имеет свое настроение?
Воспитатель: Конечно, знаем!
Игра “Подбери похожий цвет”.Детям раздают наборы цветных карточек; предлагают выложить их перед собой.
Воспитатель:
Я прочту стихи поэта Владимира Коркина, а вы подберете и поднимете карточку подходящего, на ваш взгляд, цвета.
За окном туман и слякоть,
Звезды прячутся во тьму.
Очень хочется заплакать -
Неизвестно почему.
Карандаш:
Я тоже хочу прочитать стихи.
Утром ветки золотятся
В голубом, как сон, дыму.
Очень хочется смеяться -
Неизвестно почему.
Я знаю, что цвета могут быть добрыми, а могут быть и злыми. В волшебной стране живут добрый волшебник и злой колдун, но вот выглядят они совершенно одинаково.
Перед детьми два одинаковых изображения волшебников. Карандаш предлагает им выложить из цветных лоскутков ковры: один - для доброго волшебника, другой - для злого колдуна.
Карандаш: Ребята, как много вы знаете: главные и составные цвета, теплые и холодные, контрастные и даже цвета-родственники. А как интересно было узнать, что каждый цвет имеет настроение.
Я приготовил для вас свои картины. Вы помните, как меня зовут? Правильно, Карандаш! Вот и картины мои с хитринкой. Попробуйте найти эту хитринку.
(Раздает “картинки-хитринки”. Дети находят ошибки. Карандаш хвалит их.)
Воспитатель: Спасибо тебе, художник Карандаш за “хитринки”. У нас для тебя сюрприз!
(Дети читают стихи.)
С. Баруздин “Как я учился рисовать”
Шумит гроза, гремит гроза,
На небе тучи черные,
И молния слепит глаза,
А под грозой стоит коза.
Мокрая, покорная,
Правда, грязновата,
Но краска виновата.
В.Ланцетги “Рисунок на песке”
На песке рисунок мой.
Речка, ты его не смой!
Твой рисунок так хорош –
И не хочешь, да слизнешь!
В. Мусатов “Художник”
Художник дождик рисовал,
Осенний, хмурый дождик.
Мольберт под зонтиком стоял,
А под дождем - художник!
Промок художник - вот беда:
За воротник течет вода...
“Зато, - сказал художник, -
Нарисовал я дождик!”
Воспитатель: Ну, вот и пора прощаться. Нам было приятно с вами путешествовать по разноцветной стране. Мы уходим, а вы остаетесь... Как грустно...
Карандаш: Как жаль с вами прощаться. Обещайте мне писать письма в волшебную страну.
Воспитатель: Но мы еще не умеем писать.
Карандаш: А вы пишите цветом. По вашим письмам я смогу узнать, как вы живете.
Карандаш прощается с детьми и уходит. Дети возвращаются в группу.
Воспитатель: Давайте напишем “живое письмо цветом”. Возьмем любой материал и бумагу и постараемся передать свое настроение после путешествия только цветом. Но сначала пусть каждый решит для себя, что он хочет изобразить - радость, веселье, грусть, уныние, а потом принимается за работу.