Во время подготовки к урокам английского языка в 10 классе я использую не только книгу для учителя и тетрадь к учебнику “ New Millennium English”, но также составляю сама упражнения к учебнику, соответственно с темой, которую мы изучаем. Я предлагаю в данной работе свои упражнения на отработку лексики, грамматики, слуховых навыков (аудирование), навыков чтения и говорения по теме “A time to celebrate” с целью – помочь учащимся овладеть необходимыми навыками и умениями и лучше подготовиться к ЕГЭ. В своей работе я представляю описание урока-проекта по заданной теме, а так же привожу свои упражнения.
Урок-проект
Так как учебник New Millennium English не содержит текстов о нашей культуре, о российских праздниках, а мы знаем, что при изучении иностранного языка учащийся должен не только приобщаться к культуре страны изучаемого языка, но и к нашей культуре, в связи с этим, учащимся было предложено в качестве домашнего задания найти и самостоятельно изучить информацию на английском языке о российских праздниках. Задание было направлено на самостоятельное просмотровое чтение (предполагает получения общего представления о читаемом материале). На следующем уроке был проведен семинар по теме русские праздники, где каждому учащемуся была предоставлена возможность высказаться по данной тематике. Учащиеся подготовили информацию по следующим темам – “Shrovetide”(масленица), Рождественские Святки (Christmastide), День Ивана Купала (Cupala’s Night), Крещение (Ерiphany), Пасха (Easter). На уроке происходил обмен мнениями между учащимися, мы сравнивали, сопоставляли праздники и традиции в Англии и России. Урок прошел в форме дискуссии, дал возможность учащимся подготовиться по данной теме к проектной деятельности. Можно сказать, что семинар прошел в форме информационного проекта. Мы знаем, что существует несколько типов проектной деятельности. (Информационный проект – сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории).
При выступлении участников оценивалось:
- достижение коммуникативной цели;
- грамотность речи;
- оригинальность содержания;
- произношение;
- в презентации – оценивание уверенности, беглости речи, контакта с аудиторией, а также технические требования к оформлению работы;
- в диалоге или дискуссии – умение взаимодействовать с собеседником, слушать его и реагировать на его реплики.
Целями урока-проекта являлись:
- Учебно-практическая: активизация и закрепление лексики по теме: “Праздники и обычаи страны изучаемого языка”, развитие навыков устной речи, формирование гибких и вариативных умений говорить, развитие навыков понимания иностранной речи на слух, навыков чтения и письменной речи.
- Познавательная: расширение и углубление культурологических знаний, повышение общей культуры общения.
- Развивающая: развитие навыков языковой реакции, памяти, внимания, мышления, восприятия и инициативы.
- Воспитательная: формирование уважительного отношения к языку, к культуре родной страны и стран изучаемого языка. умения активно и плодотворно работать в коллективе.
Такой тип проекта готовит учащихся к исследовательскому проекту, который предполагает хорошо продуманную структуру, обозначенные цели, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.
Так как это урок иностранного языка, кроме урока–проекта, естественно возникает необходимость развивать у учащихся основные виды речевой деятельности (чтение, говорение, письмо, аудирование). И в своей работе я предлагаю более подробно остановиться именно на этих заданиях.
В качестве дополнительных заданий по теме «Пора праздновать», я предлагаю, разработанные мною упражнения на карточках, чтобы учащиеся могли получить дополнительную тренировку навыков чтения, говорения и письма, а также отработку лексического и грамматического материала.
Чтение
Задание на отработку понимания прочитанного я предлагаю в приложении к своей работе. Учащиеся должны ознакомиться с шестью разными праздниками, а после прочтения информации выполнить следующее задание: выбрать и убрать одну лишнюю тему (их будет семь), которые приведены ниже после текстов. (Приложение 1).
Говорение
В учебнике авторы предлагают множество упражнений на отработку навыков устной речи, задания можно сделать более разнообразными, если составить ситуации самостоятельно в виде карточек и провести беседу на языке с учащимися в форме ролевой игры. Данное задание я также предлагаю, с использованием карточек. (Приложение 2)
1 задание – это тематическое монологическое
высказывание.
2 задание – это диалог с целью обмена фактической
информацией.
Целью говорения по данной теме будет являться:
- Умение в соответствие с коммуникативной задачей логично и в заданном объеме построить монологическое высказывание и диалогическое взаимодействие. В рамках тем социально-бытового и личного характера умеют правильно выбрать стиль речи
- Умение самостоятельно запросить всю необходимую информацию и на ее основе принять решение в соответствие с речевой ситуацией.
- Умение начинать, поддерживать, восстанавливать в случае сбоя и заканчивать беседу в соответствие с речевой ситуацией.
- Умение использовать грамматические структуры и лексические единицы в соответствие с коммуникативной задачей – отсутствие фонетических ошибок
Аудирование
В учебнике, к каждому уроку представлены задания на аудирование, но тексты не всегда соответствуют теме, и чаще всего в них отсутствует лингвострановедческий материал. Поэтому возникает необходимость подбирать дополнительные материалы для аудирования. Тексты может прочесть на слух сам учитель, предварительно отработав интонацию и произношение. Вот одно из заданий, которое можно предоставить учащимся по теме «Праздники и традиции».
Целью аудирования будет являться:
- Умение понимать короткие аутентичные звуковые сообщения информационного характера
- Умение частично понять основное содержание текста
Why do the British Like Drinking Tea?
It’s true that tea is the most popular drink in Britain – far more popular than coffee. The Dutch brought the first tea to Europe in about 1610. By 1750 tea had become the principal drink of all the people in Britain. Tea was kept in special containers called tea-caddies, often with a lock. Nowadays, tea-drinking became a fashionable social ritual. That’s why there are a lot of tea gardens in London, where people could walk in the afternoon and enjoy a cup of tea with bread and butter and cakes. Many years ago tea parties were also popular at home, and soon the “afternoon tea” a real tradition. Today the custom of tea-time continues. Most people in Britain prefer strong cup of tea with milk. Afternoon tea you could hardly call a meal but it is sociable sort of thing as friends often come in and then for a chat while they have their cup of tea with cake or biscuit.
Проверка понимания прочитанного (общий смысл и содержание, специальная информация)
Учитель говорит задание: “Now I am going to read some statements to you. Your task is to decide whether these statements true or false. Listen to the following statements”.
- By1750 tea had become the principal drink of rich people in Britain.
- Most people in Britain prefer to drink tea with milk.
- English people prefer not very strong tea.
- Tea was kept in opened boxes in the kitchen.
- Tea became so popular that tea gardens appeared in London.
- English people like to invite friends for tea
Грамматика
Грамматические навыки по данной теме предполагают отработку активного и пассивного залогов (Present Simple Active, Present Simple Passive, Past Simple, Present Perfect Active and Passive). Работа по тексту «Карнавал в Ноттинг Хилл».
В учебнике предлагается очень интересное задание (разделить текст Ex.3a,p.50) на 3 части:
Значение, история, сегодняшние дни. Определите, какие времена использованы для описания фестиваля. Затем перепишите и заполните таблицу глагольными формами из текста. Следует помнить, что значение обычно относится к Present Simple, а история – Past Simple. Но прежде чем приступать к заданию в учебнике, учащимся необходимо дать дополнительный материал по объяснению и повторению грамматической части, причем обратить особое внимание именно на глагольные формы в Present Simple (active, passive), Present Perfect (active, passive). Например:
Present Simple (Active voice).
a) We use present simple for things that are true in general, or for things that happen sometimes or all the time. Затем учащиеся предлагают свои варианты предложений по теме.
Examples:
P1: The shops opens at 9 o’clock and closes at
5.30.
P2: The Earth goes round the Sun.
P3: She’s clever. She speaks 4 languages.
b) We use the Present Simple with always ( never, often, sometimes, usually).
Examples:
P4: I usually go work by car but I sometimes walk.
P5: He never has breakfast in the morning.
P6: It often rains.
Образование глагольных форм показать в таблицах:
I/ we/ you/ they | Do read like work play |
He/ she/ it | Does reads likes works plays |
Present Simple (Passive Voice).
Лучше объяснить на русском языке, что такое страдательный залог. (Когда действие совершается кем-то или чем-то и действие происходит в настоящем времени, то мы используем страдательный залог настоящего времени). Необходимо обратить особое внимание на глагольные формы, так как этого требует задание в учебнике.
а) Образование глагольных форм: am/ is/are(not) + cleaned/done(Past Participle)
Ученики могут сразу привести свои примеры на английском языке.
P1: Butter is made from milk.
P2: Oranges are imported into Britain.
P3: I am never invited to parties.
Также свой пример приводит учитель.
b) The room is cleaned every day.
Compare: Somebody cleans the room every day. (Active)
The room is cleaned every day. (Passive)
Present Perfect (Active Voice).
а) We use the Present Perfect for an action in the past with a result now.
Образование форм глаголов приводим также в таблице:
I, you, we, they have(‘ve)/ have not (haven’t) | cleaned finished done been bought taken |
He, she, it has(‘s)/ has not (hasn’t) |
Учащиеся приводят свои примеры:
Example:
P1: I’ve lost my passport.
P2: We’ve bought a new car.
Present Perfect (Passive Voice).
Образование грамматической формы: have/has been + done/cleaned
Active: The room looks nice. Somebody has cleaned it.
Passive: The room looks nice. It has been cleaned.
Example: I’m going to the party. I haven’t been invited.
И только после подробных объяснений и отработки материала в тренировочных упражнениях, можно будет приступать к выполнению данного упражнения из учебника.
Лексика
На отработку лексического материала авторы также обращают мало внимания, поэтому возникает необходимость в составление дополнительного материала, с целью пополнения английского запаса слов, а также получение новой страноведческой информации из дополнительного источника. (Приложение 3) В тексте идет речь о том, как празднуют люди новый год в некоторых странах, после прочтения данного текста и отработки лексики, учащимся можно дать задание написать сочинение на тему: “What do you know about New Year’s celebration in Russia?”. «Что ты можешь рассказать о праздновании Нового года в России?»
В своей работе я не предлагаю конкретный урок по теме «Пора праздновать», но все эти задания можно включить в этапы уроков по данной теме.
Мы знаем, что тема «Рождество и Новый год» является одной из самых любимых и можно разработать целый урок, включающий данное задание (на отработку лексики, которое указано в приложении), а также и те, которые будут приведены в презентации по данной теме. Празднование Рождества и Нового года – это большое событие в году для каждого человека и дети очень любят эту тему, работать по данной теме они будут с удовольствием.
Урок по теме «Рождество» можно начать с brain-storm (мозгового штурма). Учитель начинает фразу “Christmas time is time to …”, что означает «Рождество – это … ». Дети продолжают данную фразу, рассказывают свои ассоциации по данной теме, вариантов может быть огромное количество. Затем учитель говорит свои варианты ответов. Свои ответы я предлагаю в презентации, которая является приложением к данной работе. (Презентация). Ответы на задание из «мозгового штурма» сопровождаются праздничными картинками и рождественской песней. Следующее задание – это кроссворд. Учащиеся в 10 классе уже достаточно владеют знаниями по страноведению и легко ответят на поставленные вопросы. Кроссворд и ответы к нему также приведены в моей презентации.
Я надеюсь, что мои задания и рекомендации по работе с учебником принесут пользу учителям и вызовут интерес у учащихся.
Список использованной литературы:
- О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая. Учебник английского языка для 10 класса “New Millenium English”. – Обнинск: Титул, 2003.
- Л.В. Васильева. Английский язык. 10 класс: поурочные планы по учебнику О.Л. Грозы и др. “New Milenium English.” – Волгоград: Учитель, 2007.
- О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для общеобразовательных учреждений “New millennium English”. – Обнинск: Титул, 2005.
- К.Н. Качалова, Е.Е. Израилевич. «Практическая грамматика английского языка». – Элиста: Успех, 2004.
- Т.Ю. Дроздова. В.Г. Маилова. «Справочник по грамматике английского языка в таблицах». – СПб.: Антология, 2004.