Цели:
- Ознакомление с профессией спасателя и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
- Расширение тематического словаря, совершенствование диалогической формы речи; развитие слухового восприятия и логического мышления.
- Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки.
Оборудование: электронная презентация PowerPoint, интерактивная доска, микрофон, стол, телефон, карта, документы, жетоны.
ХОД ИГРЫ
Журналист: Внимание! Вас приветствует журналист телеканала «ЛОГОС». (Презентация: слайд №1). Мы ведём свой репортаж со станции, где работают самые сильные, самые смелые люди.
Они придут на помощь нам,
Когда бушует ураган,
Когда землетрясение,
Тайфун иль наводнение,
Рискуя жизнью, нас спасут,
Такой у них опасный труд!
(слайд №2).
Вы, конечно, догадались, что речь пойдёт о спасателях. Эти бесстрашные люди всегда придут на помощь. Ни пожары, ни наводнения, ни бури, ни ураганы, ни снежные лавины не пугают этих людей.
(слайд №3).
27 декабря наша страна отмечает их
профессиональный праздник.
Сегодня мы встретимся со спасателями и их
диспетчером в центре МЧС и постараемся узнать
все хитрости их нелёгкой, опасной работы.
(слайд №4).
Диспетчерская (стол, телефон, карта, документы).
Журналист: Здравствуйте! Расскажите нашим телезрителям о работе спасателей.
Диспетчер: Когда приходит беда: пожар, наводнение, землетрясение и другие катастрофы, то сразу же звонят нам, и мы выезжаем на помощь.
Журналист: Я так понимаю, что вы должны не просто отправить на помощь спасателей, но и успокоить людей, дать им совет психолога.
Диспетчер: А ещё мы должны хорошо разбираться в медицине и даже по телефону дать совет, как спасти потерпевших, пока не приехала скорая помощь.
Звонок (слайд №5).
Диспетчер: Извините. Алло! Здравствуйте! Успокойтесь и расскажите, что случилось. Дети, вы заблудились в лесу?
(слайд №6).
Дети: Подскажите, как нам выйти к дому?
Диспетчер: Ваш дом находится в южной или северной стороне?
Дети: В южной, но сегодня пасмурно и солнышка не видно!
Диспетчер: Ребята, не плачьте, а наблюдайте за природой.
1 спасатель: Посмотрите на ягоды – самые яркие спелые ягоды растут с южной стороны, а грибы и мхи – с северной.
2 спасатель: Посмотрите на сосну. У неё смолы больше с южной стороны и головки у цветов всегда повёрнуты к югу.
3 спасатель: Если есть муравейник, то знайте, что муравьи строят себе дом только с южной стороны.
4 спасатель: Если есть река, то выходите к реке. Прислушайтесь. Не гудят ли поезда и машины...
Дети: Спасибо. Благодаря вам мы вышли к посёлку.
Диспетчер: В этом случае выезжать нам не пришлось. Дети всё сделали, как велели спасатели и сами вышли к дому.
Журналист: Да, я убедилась, как важна ваша работа. Я слышала, что вы помогаете не только в катастрофах, но и в бытовых житейских ситуациях. Расскажите, куда недавно вас вызывали?
(слайд №7).
1 спасатель: Недавно молодые люди вышли поговорить с соседями на площадку, а металлическая дверь захлопнулась. В квартире остался маленький ребёнок. Приехали мы со своими инструментами и дверь открыли.
2 спасатель: А нас срочно вызвали на берег реки Невы. Из-за оттепели лёд стал хрупким, и нам с помощью верёвок на вертолётах пришлось спасать тонущих рыбаков.
3 спасатель: А я как-то получил необычное задание – достать с высокого дерева рыжего кота. Его и кричали, и сосиски ему предлагали, а он боится вниз спускаться. Пришлось мне доставать его. Я, как альпинист, спустился с крыши по стене и достал кота. Вроде простое дело, а страху все натерпелись!
4 спасатель: Один малыш засунул руку между двумя секциями батареи парового отопления, а вытащить назад не смог. Мы, спасатели, разрезали батарею и освободили маленького пленника.
Журналист: Да, похоже, что спасатель должен быть спортсменом, механиком, водолазом, сантехником, врачом, психологом...
(слайд №8).
Диспетчер: Самое главное – он должен быть надёжным человеком и уметь работать в команде.
Журналист: Это, как Д,Артаньян и три мушкетёра: «Один – за всех, и все – за одного»?
Диспетчер: Совершенно верно. Спасатели – настоящие друзья, которые всегда придут на помощь.
Журналист: А где учат на спасателей?
Диспетчер: В академии и нашем учебном центре.
Журналист: Любопытно. А можно мне устроить экзамен спасателям?
(слайд №9).
Лото – экзамен спасателей
(4 поля, 4 спасателя, 8 вопросов).
1. Последовательный выбор поля – темы.
2. Четыре поля по два вопроса (за правильный ответ
– жетон для поля).
Наводнение – синее поле:
– Какая спасательная техника работает при
наводнении? (Катер, лодка, вертолёт).
– Чем оснащены спасательные машины и вертолёты? (Лекарствами,
водой, продуктами)
Землетрясение – зелёное поле:
– Каков костюм спасателя, работающего при
землетрясении? (Каска, фонарь, брезентовый
костюм).
– Какая спецтехника работает в зоне
землетрясения? (Кран, бульдозер, экскаватор).
Радиационное заражение – жёлтое поле:
– Какова экипировка
спасателя при
химическом заражении? (Противогаз,
респиратор, перчатки, специальные очки и
изолирующий костюм).
– Для чего нужен спасательный лагерь в зоне
ЧС? (Там оказывают медицинскую помощь,
собирают всех потерпевших, кормят и доставляют
домой).
Лесной пожар – красное поле:
– Какую технику используют при тушении лесного
пожара? (Вертолёт, пожарная машина и скорая
помощь).
– Как предупредить лесной пожар? (Не оставлять
костры без присмотра, вырубать лесные просеки.)
Журналист: Молодцы! Все телезрители убедились, как нелегко стать спасателем. Здесь нужна не только сила, смелость, реакция, но и ум, знания. На пожарах, наводнениях, землетрясениях их помощи ждут тысячи людей.
– Давайте поговорим о пожарах... (слайд №10).
1 спасатель: В нашем Кировском районе каждый год происходит до 350 пожаров, особенно в жару и зимние праздники. (слайд №11).
2 спасатель: А по стране насчитывается 300 тысяч пожаров в год
3 спасатель: Пожары вспыхивают каждые 5 минут. Ежегодно в пожарах умирают 8 тысяч человек. (слайд №12).
4 спасатель: Пожарные машины всегда стоят наготове, заправленные бензином и водой.
Звонок (слайд №13).
Диспетчер: Ребята, успокойтесь и расскажите свою беду.
Дети: Горит лес! Что нам делать? (слайд №14).
Диспетчер: Скажите, где горит?
Дети: 30 км. Северного шоссе.
1 спасатель: Ребята, если пожар маленький – сбейте пламя ветками, закидайте куртками.
2 спасатель: Затопчите ногами...
3 спасатель: Закидайте землёй...
4 спасатель: Постарайтесь уйти к дороге или к реке.
Диспетчер: Машины к вам выезжают. Сейчас вызовем вертолёт. Всё будет хорошо!
Журналист: Как хорошо, что ребята позвонили спасателям и назвали точные координаты. Давайте для наших телезрителей ещё раз напомним причины пожаров, может это спасёт кого-то от страшной беды.
Причины пожаров.
Раз, два, три, четыре – у кого пожар ...? (в
квартире)
– Дыма столб поднялся вдруг – кто не выключил ...?
(утюг)
– Красный отблеск побежал – кто со спичками ... ? (играл)
– Стол и шкаф сгорели разом – кто бельё сушил ... (над
газом)
– Столб огня пожар объял – кто там спички... (поджигал)
– Побежал огонь во двор – это кто там жёг... (костёр)
– Пламя прыгнуло в траву — это кто там жёг... (листву)
– Кто бросал в огонь при этом – незнакомые ... (предметы)
– Дым увидел – не зевай, и пожарных... (вызывай)
– Помни каждый гражданин – это номер... (0-1).
(слайд №15).
Журналист: Что бы вы, уважаемые спасатели, пожелаете нашим зрителям?
1 спасатель: Я желаю, чтобы все катастрофы обходили вас стороной.
2 спасатель: А уж если беда пришла, то знайте, что мы всегда придём к вам на помощь.
3 спасатель: Наши телефоны _________ – вам хорошо известны.
Диспетчер: Помогайте друг другу в беде, не проходите мимо!
Журналист: Нельзя быть безразличным к
чужому горю. Помните: сегодня поможете вы –
завтра помогут ВАМ!
– С вами были: журналист телеканала «ЛОГОС» и
спасатели 4 класса.
– До следующих встреч!
(слайд №16).