Цель: дать учащимся представление о ходе Курской битвы.
Задачи:
- Образовательные: разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г.; разъяснить понятие «Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны.
- Коррекционно-развивающие: продолжить развивать умения устанавливать последовательность событий, показывать на карте места исторических событий, территорию, линию фронта; поддерживать беседу по оценке исторического события.
- Воспитательные: объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество.
Основные знания: июль 1943 г. – битва на Курской дуге; 12 июля 1943 г. – танковое сражение под деревней Прохоровкой; освобождение советских территорий.
Основные термины и понятия: «коалиция».
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» видеофильмы «Курская дуга», карточки с терминами и заданием.
Тип урока: комбинированный, слайд-презентация.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Номер слайда | Деятельность учащихся |
I . | Вступление, настрой на урок На экране клип, составленный из фотографий военных лет. Звучит композиция Поля Мориа «Мама», голос Левитана вещает о начале ВОВ. Учитель (продолжает): Третий год идет Великая Отечественная война против фашистской Германии. Весь русский народ поднялся на защиту нашей родины. На фронтаx и в тылу люди не жалея сил ковали общую победу. Самоотверженно трудились на военныx заводаx женщины, старики и дети. Жители блокадного Ленинграда мужественно переносили голод и xолод. На оккупированной врагом территории развернулась партизанская война. Партизаны подрывали рельсы и военные поезда, нанося тем самым огромный урон врагу. А русские солдаты стояли на смерть за каждый клочок родной земли. Мы защитили Москву, мы не отдали Сталинград. Но враг был еще силен. И в районе горда Курска готовил новый мощный удар. Учитель показывает на карте, где расположен г. Курск |
№ 1-2 | Слушают учителя |
2. | Объявление темы урока | № 3 | Записывают тему урока в тетрадь |
3. | Cлово учителя: К лету 1943 года
наши войска оттеснили немцев к Курску. 3десь на
линии фронта образовался выступ вглубь обороны
противника. Этот выступ получил название Курская
дуга. Немцы планировалось нанести два удара по
Курску из Орла и Харькова, Окружить советские
части, разгромить их и устремиться в дальнейшее
наступление на юг. Немецкое наступление носило
наименование операция «Цитадель». Учитель показывает на экране г. Курск, с помощью мыши инструментом «перо» прочерчивает выступ, обозначает стрелками планы немецкого командования и прикрепляет напечатанный термин на доску . |
№ 4 | Слушают учителя |
4. | Слово учителя: Немецкой
операцией«Цитадель» руководили 2 талантливых
генерала фельдмаршал фон Клюге и генерал Эрих
фон Манштейн. Советскими фронтами руководили маршалы Г. Жуков и А. Василевский. Немцы начали перебрасывать к Курску новые дивизии и теxнику. Под Курском впервые появились мощные фашистские танки «тигр» и «пантера». Гитлер рассчитывал на успеx, ему xотелось отомстить за поражение под Сталинградом. Но его желание не сбылось. – Почему? Об этом расскажет … |
№ 5
№ 6 |
|
5. |
Учитель включает запись стихотворение К. Симонова «Жди меня» в исполнении самого поэта. (Приложение 2) |
№7
№ 8 |
Доклад подготовленной ученицы:
Дело в том, что план немецкого наступления
заблаговременно был уже на столе командующих
советскими войсками. День, время начала
наступления, вся операция «Цитадель» были
известны. И вот все началось! Утро 5 июля 1943 года, тишина над степями доживает последние мгновенья, кто-то молится, кто-то пишет последние строчки письма любимой, кто-то просто наслаждается еще одним мгновеньем жизни. Слушают 1-й куплет.Cтихотворение продолжает читать подготовленный ученик. |
6. | Слово учителя: Итак, благодаря
действиям советской разведки план немецкой
операции «Цитадель» был известен руководству
нашей страны. Было принято решение опередить
немцев и первыми нанести удар. 5 июля 1943 года за
несколько часов до немецкого наступления по
вражеским позициям обрушилась стена свинца и
огня. Операция «Цитадель» получила первую
пробоину. Испуганные, психологически надломленные немецкие войска пошли в атаку. Каждый метр, каждый сантиметр советской земли давался агрессору с неимоверными потерями, с нечеловеческим трудом. 7 дней шли ожесточенные бои. 12 июля битва на Курской дуге обрела новый поворот событий. В этот день на узком пяточке земли возле деревни Прохоровка началось грандиозное танковое сражение. Учитель показывает на экране д. Прохоровку, ставит маркером точку. – О танковом сражении под д. Прохоровкой расскажет … |
№ 9 |
Доклад подготовленной ученицы: Ни до, ни после, мир не знал такого сражения. Более 1500 танков с обеих сторон на протяжении всего дня 12 июля 1943 года, вели тяжелейшие бои под Прохоровкой. Лязг гусениц, рев моторов и гул непрерывныx выстрелов раздавались над проxоровским полем. Люди горели в танках, подрывались на минах, броня не выдерживала попадания немецких снарядов, но битва продолжалась. Она закончилась полной победой советскиx танкистов. Немцы понесли огромные потери и вынуждены были отступить. С этого дня и до самого окончания войны германское оружие больше не познало радость побед. |
7. | Слово учителя: До нас дошли
кадры документальной хроники тех событий.
Давайте посмотрим, как это было на самом деле. Включает видеохронику. Битва под Прохоровкой закончилась полной
победой советских танкистов. Немцы понесли
огромные потери и вынуждены были отступить. Экран выключается на время Беседа по прочитанному: Какие города были освобождены в результате победы на Курской дуге? |
№10
№11 |
Смотрят видеохронику
Ученик показывает на карте горда: Харьков, Белгород, Орел, Смоленск, Киев. |
8. | Физкультминутка | ||
9. | Слово учителя: Подведем первые
итоги нашей беседы. – Когда проходила битва
на Курская битва? |
№12 | Отвечают на вопросы: – Летом
1943 года |
10. | 3адание: соединить картинку с текстом, используя манипулятор «мышь» | №13 | Один ученик выполняет, другие следят. |
11. | С первых дней ВОВ мировые державы
Англия и США осудили фашистскую Германию за
нападение на Советский Союз. Обе страны
подписали соглашение с СССР о совместных военных
действиях. Так была образована Антигитлеровская
коалиция. Учитель прикрепляет на доску напечатанный термин. После победы в Курской битве лидеры трех стран – Советского Союза в лице Сталина, США – президента Рувельта и Англии – премьер минитсра У. Черчиля собрались в Тегеране на конференцию. Тегеран – это столица страны Иран. Посмотрите на карте, где наxодится эта страна. Об этом событии расскажет … – Какое решение было принято на конференции? (Открытие второго фронта в Европе) |
№14
№15 №16 |
Доклад подготовленной ученицы: После победы Красной Армии на Курской дуге главы стран-союзниц – Англии, США и Советского Союза собрались на конференцию в Тегеране. Там было принято решение об открытии союзниками второго фронта в Европе. Перед союзниками стояла задача с двуx сторон начать наступление и разгромить немецкую армию . А затем ликвидировать фашистскую власть в Германии. Второй фронт был открыт в Европе летом 1944 когда союзные войска переплыли пролив Ла-Манш во Франции и вступили в тяжелые бои с немцами. Теперь против Германии боролись все европейские страны. |
12. | Словарная работа Ученик подходит к столу и при помощи манипулятора «мышь» соединяет стрелками термины и определения: «Цитадель», лето 1943, Прохоровка, Антигитлеровская коалиция. (Приложение 1) |
№ 17 | Соединяет, прочитывает вслух. Записывают в тетрадь. |
13. | Работа по составлению пословиц и
поговорок о Родине и о русском солдате: –
Одна у человека мать, одна у него и родина |
Складывают пословицу из предложенных слов. Комментируют смысл пословицы. | |
14. | Подведение итогов, выставление
оценок. Домашнее задание. – Как называлась
тема урока? Советские солдаты защищали свою страну, и воины
– герои были просто непобедимы. Как же тут не
вспомнить прусского короля Фридриха II, который
первым сказал, что русского солдата можно убить,
но невозможно победить! Может, прислушайся немцы
к своему великому предку, не было бы этой
катастрофы, под названием Мировая Война. |
№18 | Каждый выражает свое мнение. |