Программное содержание.
Познакомить детей с образованием числа 12 и с
новой счетной единицей – десяток.
Развивающие задачи.
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- Развивать умение различать темброванное значение музыкальных инструментов и повторять задание, играя на них.
- Развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Воспитательные.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Воспитывать интерес математическим задачам.
Предварительная работа.
- Отгадывание загадок.
- Разучивание пословиц и поговорок.
- Решение конструктивных задач
- Наблюдение за календарем.
- Индивидуальные задания.
Предварительная работа воспитателя.
- Подготовить демонстрационный и раздаточный материал.
- Приготовить телеграмму – приглашение.
Предварительная работа муз. руководителя.
- Работа на музыкальных инструментах.
- Подбор музыкальных произведений (самолет, физкультминутка, музыка для героев из сказок, разучивание оркестра, разучивание музыкальной игры).
Методические приемы: Психологический настрой перед занятием.
Игровой момент.
Наглядный: использование иллюстраций, использование игрушек.
Словесный: напоминание, указание, вопрос, индивидуальные ответы.
Оборудование.
- Цифры.
- Дощечки для мостика.
- Запись, деревья.
- Птички.
- Герои из сказок.
- Часы.
- Иллюстрация к логической задаче.
Раздаточный материал.
- Конверты с геометрическими фигурами.
- Ручки.
- Листочки в клетку.
Ход занятия
- Я держу в ладошках Солнце!
- Я дарю его друзьям.
- Улыбнитесь – это ж просто
- Лучик Солнце – это Вам!
Воспитеталь:
Ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
(Садятся на места).
Воспитеталь:
Сегодня утром нам доставили телеграмму – приглашение из сказочного города, от сказочных героев.
Телеграмма. Дорогие дети, мы вас приглашаем в среду в гости в сказочную страну. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаем удачи! До встречи!
Воспитеталь:
Ребята, а какой сегодня день недели?
Дети:
Среда!
Воспитеталь:
Тогда нам сегодня необходимо отправляться в путешествие. Ребята, назовите дни недели по порядку. А какой день идет после вторника? Перед субботой, между вторником и четвергом?
(Ответы детей)
Воспитеталь:
Молодцы! Команда готова! А на чем мы можем отправиться в гости в сказочную страну?
Дети:
На самолете!
Воспитеталь:
А из чего мы сможем построить самолет?
Дети:
Из геометрических фигур!
Воспитеталь:
Для того, чтобы построить самолет, необходимо вспомнить какие мы знаем геометрические фигуры? А какие нам будут нужны для строительства самолета?
Дети:
(Перечисляют)
Воспитеталь:
Достаньте геометрические фигуры из конвертов и сделайте из них самолет и мы с вами отправимся в путешествие. Приступаем.
(Двое выполняют у доски). Вот и готов наш самолет. Молодцы! Вы оказались умелыми конструкторами. Итак отправляемся, приготовьте пульты управления. Начнем отсчет от 10 до 0. Взлетаем. (Звучит запись взлет самолете, дети делают один круг и садятся на места). А пока самолет находится в полете, проведем разминку и вспомним математические пословицы и поговорки!
Дети:
- Семь бед - один ответ.
- Один в поле не воин.
- Два сапога – пара.
- Семеро одного не ждут.
- Математика – царица наук.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Два брата – акробата.
- Одна голова – хорошо, а две – лучше.
- Ленивый три раза ходит, а скупой три раза платит.
- Без четырех углов изба не рубится.
Воспитеталь:
Молодцы, ребята! Хорошо помните и пословицы и поговорки. Но мне кажется, наш самолет совершает первую посадку, и мы приземляемся.
(Слышится чириканье птиц, открывается ширма – выставляются деревья, на одном дереве сидит 10 синичек, а на другом дереве 2 снегиря.)
Дети, а где мы приземлились?
Дети:
Мы приземлились в лесу!
Воспитеталь:
Ребята, сколько синичек сидит на дереве слева?
Дети:
(Считают) Десять!
Воспитеталь:
А как еще можно сказать о количестве птичек слева?
Дети:
Один десяток!
Воспитеталь:
А сколько сидит на дереве справа птичек?
Дети:
Две!
Воспитеталь:
А сколько птичек всего!
Дети:
(Считают) Двенадцать!
Воспитеталь:
А как получилось число 12?
Дети:
К десяти птичкам прибавили две птички и получилось 12. (Показ числа 12)
Воспитеталь:
Число 12 – записывается двумя цифрами. Первая цифра – один. Это количество десятков. Вторая цифра 2 – это количество единиц. (Закрепляем).
Воспитеталь:
Ребята, идем гулять дальше. Смотрите перед нами река, а мост разобран. Отремонтируем его?
Дети:
Да!
Воспитеталь:
На каждой дощечки есть цифра. Чтобы наш мост был крепок, дощечки надо сложить по порядку (от 1 до 12).
(Дети складывают, проверяем). Сосчитаем дощечки по порядку, ничего не пропустили? А давайте вместе посчитаем, а музыкальный счет будет вести ____________ .
И мы вместе посчитаем дружно дощечки мостика.
Ребята, назовите какая цифра стоит перед числом 10, назовите соседей цифры 4, а какая цифра стоит после 7.
Наш мост в порядке. Предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка с музыкальным сопровождением.
Воспитеталь:
Ну что ж летим дальше, нас ждут сказочные герои?
Дети:
Да!
(Один круг полета и занимают свои места под музыку).
Воспитеталь:
А пока мы в пути, ответьте, ребята, а какое сейчас время года?
Дети:
Заканчивается осень!
Воспитеталь:
А сколько месяцев в году? А сколько в каждом _________ времени года? Назовите их. (Дети перечисляют) Ребята, прислушайтесь: слышите, звучит волшебная музыка. Мне кажется, мы приближаемся к сказочной стране, и наш самолет совершает посадку. Пристегните ремни, мы приземляемся. (Имитируем пристегивание ремней).
Ребята, прислушайтесь, может вы уже догадались, какие же герои нас встречают? (Дети отвечают)
Вот мы и в сказочной стране и вы правильно угадали сказочных героев, и они нас встречают, а из каких они сказок? (Дети отвечают). Герои из сказок, ребята, приготовили для нас задание и просят их выполнить.
Задание 1.
Логическая задача (выставляется иллюстрация).
Посчитайте, сколько детей спряталось у папы под плащом!
Дети:
Четыре.
Воспитеталь:
Почему?
Дети:
Потому что у одного ребенка два ботинка, а ботинок всего восемь.
Воспитеталь:
А кто еще спрятался под плащом у папы?
Дети:
Собачка!
Задание 2.
(Выставляются часы (3)). “Найди и покажи!”
Предлагаю детям показать те часы, которые показывают 12 часов.
(Дети показывают)
Музыкальный руководитель:
Ребята, а какие еще часы вы знаете?
Дети:
Музыкальные: одни с кукушкой, другие со звоном.
Музыкальный руководитель:
А кто мне скажет, какие музыкальные часы самые знаменитые в нашей стране? А теперь, ребята, скажите, какие бы вы выбрали музыкальные инструменты (которые у нас есть в детском саду). имитирующие бой часов.
Дети:
Металлофон, треугольник.
Музыкальный руководитель:
А теперь посмотрите на наши часы, они у нас музыкальные. Вам нужно определить который час на них и озвучить их на муз. инструмент. (Дети выполняют). Выходите и берите любой из выбранных инструментов. Вот наши часы справа, какое время они показывают, - мы сейчас услышим (игра на треугольниках).
А вот часы слева, нам сейчас тоже пробьют свое время!
Задание 3.
Составим и решим арифметическую задачу.
Воспитеталь:
Но для начала, мы вспомним, а что в задаче есть?
Дети:
Условия, вопрос, ответ, решение!
Воспитеталь:
А теперь я вам предлагаю по этой картине (выставляю) составить задачу.
Как вы думаете, какое мы составим условие?
Дети:
У Винни Пуха 10 красных круглых шариков, а у Пятачка два овальных зеленых шарика.
Воспитеталь:
А какой мы зададим вопрос?
Дети:
Сколько всего шариков у Вини Пуха и Пятачка вместе?
Воспитеталь:
Сосчитайте, ребята.
Дети:
Двенадцать.
Воспитеталь:
Почему?
Дети:
Если мы к десяти шарикам прибавим два шарика, то получим число 12.
Воспитеталь:
Предлагаю записать решение в схему задачи.
Итак, ребята, последнее задание и если мы его выполним, то узнаем, какой герой нас еще ждет в гости.
Задание 4.
“Нужно соединить точки и узнать, кому это принадлежит, и из какой сказки этот герой? Но перед выполнением мы проведем пальчиковую гимнастику: “У дрозда на день рожденья”.
(После выполнения пальчиковой гимнастики выполняют задание)
Что мы с вами получили? Какому герою принадлежит? А из какой сказки?
Дети:
Буратино!
Воспитеталь:
Правильно, ребята, это – Буратино!
Буратино:
Ну что же милые друзья,
Я рад, что вы узнали меня!
Каждый просто молодец,
Путешествию конец!
С математикой дружите,
Знания свои копите!
И я вам предлагаю поиграть, у меня есть любимые музыкальные инструменты, – на которых вы можете не только поиграть, но и поупрожняться в счете.
Воспитеталь:
Буратино, наши дети умеют играть на этих инструментах. Ребята, давайте исполним для Буратино и сказочных героев “Веселый ____________________”.
(Дети исполняют).
Ну что, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Буратино и все твои друзья, вы с нами?
(Отвечают, да!)
Тогда, пристегните ремни и закройте глаза. Начинаем отсчет от 10 до 0. Летим в детский сад.
(Звучит музыка).
Вот мы и вернулись в детский сад.
Понравилось ли вам наше путешествие? Что показалось интересным? А что на ваш взгляд оказалось трудным? Что легким? Ребята, а с каким числом мы познакомились?
(Отвечают).
Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались и нашим сказочным героям тоже.
Используемая литература
- Подборка психогимнастики.
- Конструирование. Л.В. Куцакова.
- Использовались пословицы из сборника “Пословицы и поговорки”.
- Математика 6-7 лет. Е.В. Колесникова.
- Пальчиковая гимнастика из книги “Арифметика” для малышей Н. Владимировна.
- Музыка из мультфильмов для сказочных героев.
- Оркестр сочиняли с музыкальным руководителем Рябченко И.И.
(Приложения к уроку не представлены, т.к. имеют большой объем. Находятся у автора статьи)