Цели:
а) образовательные: познакомить учащихся с цветами радуги, их последовательностью, сформировать первоначальные представления о свете и цвете.
б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками; развивать творческие способности учащихся.
в) воспитывающие: воспитывать умения сотрудничать в малой группе, слушать товарищей, воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики; научиться воспроизводить последовательность цветов радуги с опорой на фразу-подсказку.
Дидактический материал и оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- презентация;
- призма;
- текст про радугу;
- учебник: “Окружающий мир”. Учебник для 4 кл. В 2 ч. Ч. 2 – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 159 с.
- рабочая тетрадь: “Окружающий мир”. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 кл. в 2 ч. Ч. 2 – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.
- таблица “ЗХУ” на каждого ученика;
- MacBook.
Технология проведения | Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа | |||
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся. |
Приготовиться к уроку | Настроить детей на работу.
|
Слайд 1. – Настраиваемся на урок. |
|||
II этап.
Стадия вызова. Цель – включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов
|
Работать с информацией, представленной в форме
загадки Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
|
Организовать групповую работу по сбору информации о радуге. | – Сегодня мы с вами попытаемся “раскрыть тайну”
чудесного природного явления.
– Вы хотите открыть тайну? Тогда слушайте. Слайд 2. Однажды наш друг Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо…… Отгадаете загадку и вы узнаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь.
|
|||
|
Работа с маркировочной таблицей. Подготовка к чтению с пометами. |
Учитель записывает на доске то, что дети знают о радуге. Обобщить знания детей по теме, настроить на открытие новых знаний Напомнить условные обозначения |
Слайд 3 – О каком чуде шла речь? Сначала дети записывают в индивидуальные таблицы все, что каждый из них знает о радуге. Потом учитель записывает в таблицу на доске то, что дети знают о радуге. Слайд 4.
– Что бы вы еще хотели узнать о радуге? “˅ ” – это я знаю. |
|||
III этап. Физкультминутка для глаз. Презентация |
Следят глазами за появляющимися предметами. | Показ презентации | Слайд 5–6. | |||
IV этап. Стадия осмысления. Цель – Познакомить учащихся с интересной информацией про радугу ПР: Усвоить, что эффект радуги по-научному – это капля воды отражающий солнечный свет. |
Чтение текста с помощью помет (индивидуальная
работа). Участвовать в исследовательской практической работе по изучению оптического явления, из-за которого возникает радуга |
Организовать работу с текстом.
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом Работа ведется индивидуально –парами – в группах Обсуждение в парах по содержанию. |
– Ребята, прочитайте текст про радугу, используя
условные обозначения Слайд 7. Текст в приложении. – Наверное, каждый из нас хотя бы однажды любовался радугой этим
красивым и загадочным природным явлением. После заполняем общую таблицу и обсуждаем, что нового дети узнали. Слайд 8 Лунная радуга Слайд 9 Туманная, серебрянная, молочная или белая радуги: они появляются при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из малюсеньких капелек. Размер капелек слишком мал, что бы разложить солнечный луч на составляющие. Их называют туманными радугами. Обычно появляется утром между двумя водными источниками. В данном случае это водопад справа и ручей слева. Слайд 10 Зенитная дуга — один из видов гало, который часто называют перевернутой радугой. Обычно наблюдается, когда на небе есть перистые облака. Слайд 11 – Как получается радуга? (Радугу “делают водяные капли: в небе – капли дождя, на земле – брызги от водяной струи, водопада, фонтана. Радугу могут сотворить и капли-росинки на траве.) – Где происходит оптическое явление? (Именно в водной капле происходят оптические явления, из-за которых возникает радуга: преломляется свет на границе воздух-вода) Слайд 12–14. Показ призмы. – Почему радуга разноцветная? Что происходит с солнечными лучами? (Солнечные лучи проходят через капли воды, распадаются на разноцветные лучики и получается радуга.) – А сколько всего цветов у радуги?
Слайд 15–17 – В какой последовательности появляются цвета радуги? (Красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). – Какие у вас возникли вопросы? Записываем несколько вопросов в таблицу на доске. |
|||
V этап. Стадия рефлексии.
Итог урока. Цель – подвести итог проделанной работы на уроке. |
Рисование радуги в программе ПервоЛого Запись звука. Радуга. |
Рисование радуги в программе ПервоЛого
Работа в парах.
– Ребята, давайте нарисуем радугу. – Давайте, посмотрим, что у ребят получилось? Расскажите по схеме. Слайд 18.
– Как возникает радуга? |
||||
VI этап.
Задание на дом |
VI этап. Задание на дом (по желанию). Тетрадь стр. 26–27, раскрась радугу, используя фразу-подсказку из учебника. |
Список литературы:
- Учебник, “Мир вокруг нас” А. А. Плешаков.
- Рабочая тетрадь к учебнику “Мир вокруг нас” А. А. Плешаков.
- Муковникова О.Г. Природоведение 1 класс. Поурочные планы (по учебнику Плешакова А.А. “ Мир вокруг нас”) Волгоград: “Учитель-АСТ”.