Л.Н. Толстой "Детство" (глава 4)

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тема: «Карл Иванович и Николенька»

Задачи:

  • расширять представление о прошлом (обучение дворянских детей);
  • учить характеризовать персонажей по их поступкам и речи;
  • продолжать работу по развитию речи: обогащение словаря учащихся за счет устаревшей и малоупотребительной лексики; развитие речевого чутья при замене устаревших слов и выражений современными;
  • воспитывать любовь к литературе как источнику знаний человеческих отношений.
  • Формировать умение постигать смысл прочитанного, воссоздавать художественные образы, решать разнообразные коммуникативные задачи.
  • Вводить детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формировать эстетический вкус.

Оборудование: учебник Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова "Литературное чтение" 4 класс, компьютер с мультимедийной установкой, карточки для индивидуальной работы.

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент. (Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование. Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).

Чтение высказывания. (Слайд №1)

«Чтение хороших книг – это беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков — их авторами, и, причем, ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей». ( Рене Декарт)

Как вы понимаете высказывание?

Чему вас уже научили книги?

Какой раздел литературы мы начали изучать? (Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Познавательные УУД: формируем умение обобщать и классифицировать по признакам) (Аз, буки, веди) Слайд №2

- Что обозначают эти знаки? (Буквы старославянского алфавита.)

- Вопрос автору учебника. ( Почему автор взял для заголовка текста несовременный шрифт?)

Из первых двух букв составлено название первого учебника по чтению для детей. (Азбука ) (Слайд №3).

Но есть еще и такие книги: «Шахматная азбука», «Азбука ядерной физики» (Слайд №4)

- Что же означает слово – азбука?

Азбука - начальные основания какой – либо науки. (Словарь)

2. О чем нам уже поведал этот раздел литературы? ( Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других). (Слайды №5,6)

- Что узнали для себя нового?

- Какой была в старину школа?

- Кого обучали в школах в то историческое время?

- Какие были классы – устройство?

- По каким книгам учились дети?

3. Сегодня мы называем – буква, а как называли раньше этот знак на Руси? (зримый знак)

- «Наум наставит на ум» - почему так говорили на Руси?

- Кто подготовил ответ? Обязательно назовите источник информации

«Пророк Наум наставит на ум», - говорили на Руси. И называли Наума Грамотником. После молебна учитель (например, приходской дьячок) приходил домой к будущему подопечному. Первое занятие было очень коротким и весьма символическим. Затем следовало угощение. А уже на другой день ученик шел к учителю и начинались учебные будни».

- Кто обучал дворянских детей в раннем детстве?

- Что входило в круг обязанностей гувернера? (Ответ подтвердить отрывком из текста)

4. Творчество какого писателя продолжает знакомить нас с жизнью детей в старину?( Мы продолжаем изучать творчество Л.Н. Толстого). Главы из какой повести мы читаем? (Детство).

Это повесть из трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» (Слайд №7).

- Как вы понимаете слово ТРИЛОГИЯ? (Три произведения одного автора, объединенные сюжетом или главными героями.)

- Почему мы, жители тульской области, с особенным чувством читаем произведения

Л. Толстого? (Слайд №8)

Л.Н.Толстой не просто жил и создавал свои произведения в Ясной поляне - мир узнал о нашей области в связи с его произведениями, ставшими классикой литературы.

5. Итак, глава «Учитель Карл Иваныч».

С какими героями повести мы познакомились в этой главе? (Карл Иваныч, Николенька, старшие мальчики, дядька…)

- От какого лица ведется повествование? (От первого. От лица Николеньки Иртемьева)

II. Закрепление предыдущего материала.

(Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов. Коммуникативные УУД: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, формируем умение работать в паре. Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции).

1. Рассмотрите репродукции знаменитых картин Валентина Серова «Дети» и «Мика Морозов» (Слайды №9,10,11)

Прочитайте вопросы, обсудите в парах. Мы ждем ваших мнений.

- Кто из этих мальчиков (на обеих картинах), на ваш взгляд, мог бы быть Николенькой Иртемьевым? Почему?

- Можно ли по портрету сказать что - либо о характере мальчика?

- Какое настроение вызывает картина?

- Выберите слова из карточки, подходящие для описания мальчика?

Карточка. Дошкольник, взрослый, отрок, непоседливый, степенный, открытый, злой, добрый, веселый, раздраженный, равнодушный, печальный, задорный.

2. Как вы думаете, по каким признакам можно судить о характере человека? (По поступкам, по мыслям)

- Вспомните, на что обиделся Николенька? (Слайд № 12)

- Как и почему прошла его обида?

3. Похож ли Николенька в чем-нибудь на вас?

- В чем похож или не похож?

- Размышляете ли вы над своими поступками, как Николенька?

- Были ли у вас в жизни случаи, когда буквально за несколько минут у вас менялось отношение к кому-нибудь

4. Что мы можем сказать о взаимоотношениях Карла Ивановича и мальчиков?

III. Знакомство с новым текстом.

(Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Личностные УУД: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Коммуникативные УУД: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом произведения.)

1. Антиципация.

1.1. Как вы думаете, о чем может идти речь в главе «Классы»? (Слайд №13)

1.2. Предположите, кто будут героями этой главы?

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение текста учителем и подготовленными детьми.

2.1. «Дети большие стали…» (Слайд №13) Вопрос автору. (Что обозначали эти слова отца мальчиков?)

2.2. Как Карл Иванович отнесся к необходимости отъезда детей в гимназию?

(Переживал как личную трагедию.) Почему? Проверь себя.

2.3. Как он выражал свою обиду? (Подтверждение из текста)

3. Работа с текстом после чтения.

3.1. Какие устаревшие слова и словосочетания вы нашли в тексте?

(Учился порядочно, вытвердить, была горячка, комод, сюртук)

3.2. Замените их современными словами.

3.3. Какое чувство у вас вызывает Карл Иванович?

3.4. Докажите, что мальчики любят Карла Ивановича, а он любит их. Как переживал Николенька этот конфликт? (Подтвердить ответ отрывками из текста)

(Николенька живо и непосредственно откликается на беды близких ему людей, принимает их невзгоды близко к сердцу.) Неравнодушный. Небезразличный.

3.5. Карл Иванович отомстил за нанесенную ему обиду? Как? (Слайд №13 - цитата)

3.6. Почему он попросил Николеньку написать именно это предложение?

Каким голосом он диктовал?

Какие чувства у вас вызывает этот отрывок?

3.7. Прочитайте последнее предложение. Что значит «достойно отомстить за обиду»? (Не потерять собственного достоинства)

3.8. Можно ли назвать произошедшее событие уроком и почему? ( Этот урок взаимоотношений между людьми запомнит Николенька на всю жизнь). (Слайд №14)

IV. Рефлексия.

(Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. Коммуникативные УУД: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.)

Много нового и интересного мы сегодня обсудили на уроке.

- Что, по вашему мнению, хотел Л. Толстой передать нам через образы и переживания своих героев? ( Рассказать о прошлом, о взаимоотношениях людей. научить доброте, выдержанности.)

Повесть «Детство» интересна тем, что впервые взрослому человеку удалось так правдиво заговорить от имени ребенка, передать его мысли, чувства, огорчения.

Главный герой Николенька Иртеньев – прообраз самого автора, не только совершает какие-либо поступки, но и старается сам осмыслить их, даже исправить что-либо в своем поведении.

- Что лично для себя вы взяли из обсуждения на этом уроке?

- Безусловно, Л. Толстой писал свои произведения не только для того, чтобы рассказать потомкам о том, как жили в конце 19 – начале 20 века, но и пробудить в нас лучшие человеческие чувства. Те чувства, которые воспитывает «Азбука человеческих отношений», цитатой из которой мы закончим сегодняшний урок:

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.» (Мф.7:12) (Слайд №15)

 Источники:

  1. Маранцман В.Г. Изучение повести Л.Н. Толстого «Детство» // Изучение литературы: Методические рекомендации для учителя / Под общ. ред. В.Г. Маранцмана. СПб.: Спец. лит., 1998. С. 157–162;
  2. Сигаева Т. Три детства в русской литературе // Литература. 1999. № 3.
  3. «Я иду на урок» Н. Г. ШИШКИНА — учитель русского языка и литературы школы № 32, г. Самара.
  4. http://www.diveevo.ru/