Цель: расширить, закрепить знания детей о правах ребенка, познакомить с новыми статьями из конвенции.
Задачи:
1. Познакомить детей с причиной возникновения необходимости принятия конвенции. Повторить известные детям статьи из конвенции.
2. Развивать память, внимание, воображение.
3. Воспитывать чувство товарищества, формировать личное отношение каждого ребенка к ситуациям нарушения прав и учить правильно реагировать в этих ситуациях.
Материалы: иллюстрации, плакаты с изображением сказочных персонажей -антропоморфных животных на каждое право, атрибуты для игры “Прямой эфир”, цветок с семью лепестками, сказки: “О трех медведях”, “Золушка”, “Приключения Буратино”, “Мороз Иванович”.
План занятия.
Организация начала занятия. Приветствие.
Актуализация имеющихся знаний.
Знакомство с причиной возникновения конвенции, правами ребенка.
Закрепление изученного материала.
Итог занятия.
Домашнее задание.
Ход занятия
Организация начала занятия. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята!
Поиграли, пошумели,
А теперь тихонько сели.
Актуализация имеющихся знаний.
У: Ребята, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте его и подумайте, о чем оно.
Как у всех других людей,
Есть права у малышей,
Мысли есть свои и взгляды,
Это взрослым помнить надо.
Детям с самого рождения
Требуется уваженье.
Крохи без него страдают
И безудержно рыдают.
Целовать их нужно чаще,
И подольше и послаще,
Чтобы глазки их сверкали,
Чтобы ранки заживали.
Чтобы взрослым не грубили
И ответственными были,
Чтобы добрыми росли,
Им нужна гора любви!
Итак, ребята, о чем стихотворение?
Д: О правах.
У: А кто сможет объяснить, что означает “права ребенка”?
Д: Что ребенок может делать, за что его не поругают, что ему должны дать взрослые обязательно.
У: Верно, молодцы! То есть, это законы, которые должны соблюдаться.
Ребята, а кто придумал эти законы?
Д: Конвенция о правах ребенка принята Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году.
Знакомство с причиной возникновения конвенции, правами ребенка.
У: Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: “Мы в ответе за тех, кого приручили”. С наступлением 21 века во всем мире эта проблема стоит особенно остро: много беспризорных. Много лет назад дети не выделялись в отдельную группу, а вместе с взрослыми ходили на работу в поле. А когда усложнилось орудие труда (комбайны появились и другая техника), детей перестали привлекать к тяжелому труду. Дети стали повторять действия взрослых, но в игре. Таким образом, относиться к детям взрослые стали иначе. И чтобы все положения соблюдались, создали закон “Конвенция о правах ребенка”.
Посмотрите на доску. Прочитаем вместе “Конвенция о правах ребенка”.
1) Ребята, вы принесли рисунки, на которых изобразили комнаты, заполненных предметами мебели, фигурками животных, людей. Я эти рисунки составила в многоэтажный дом. И получилось, что в этом доме живут разные семьи. Расскажите о членах семьи в созданной комнате.
Д: У меня есть папа, его зовут Николай. Папа ремонтирует пылесос. Мама варит суп…
У: А как заботятся о тебе в твоей семье?
Д: Меня одевают, кормят, лечат мама и папа.
У: Приятно тебе? Почему?
Д: Тепло, комфортно, сытно, радостно.
У: Дети имеют право на семью. У каждого ребенка должна быть семья. Но есть дети, у которых нет мамы, папы, что же делать?
Д: О них должны заботиться другие люди.
У: Да, семья-это очень важно, т.к. маленький ребенок не может самостоятельно всему научиться, выполнять сложные действия, а члены семьи заботятся о нем, окружают лаской, тогда ребенок растет сильный, здоровый. А сейчас я расскажу вам стихотворение о семье “Волшебная страна семьи”.
Семья-защита от обид,
Для малышей она как щит,
Как прочная она броня,
От холода и от огня.
Случилась с малышом беда,
Семья поймет его всегда;
Порой, за шалость побранит,
Но все равно потом простит.
Всем детям на Земле нужна
Семьи волшебная страна,
Чтобы любить их и жалеть,
Чтобы они смогли взлететь.
А кто еще знает стихотворение о семье?
Д: Семья - любви волшебный край,
Она как драгоценный рай,
В котором вера и мечта
Не иссякают никогда.
У: Молодец! Ребята, повесим плакат на доску, как звучит эта статья?
Д: Право на семью.
У: А теперь поговорим о следующем законе. Прочитаем отрывок из сказки (Маша за столом, Маша в спальне). Что это за сказка?
Д: “Сказка о трех медведях”
У: Верно. А почему Маша сначала села на стулья Михаила Ивановича и Настасьи Петровны, а затем на стул Мишутки?
Д: Эти были неудобные не по росту.
У: А из какой миски поела Маша? А где удобнее спать ей? Почему?
Д: Удобные те предметы мебели и посуды, которые подошли Маше по росту, возрасту.
У: Ребята, а в вашем доме какой уголок вам больше нравится? Почему? Есть ли у вас своя комната? А где вы храните свои вещи, игрушки, книги?
Д: В детской мебели.
У: Значит, какое право вы еще имеете?
Д: На приемлемый уровень жизни.
У: Правильно. А теперь вспомним еще право, которое вы, дети, имеете. Откуда берутся болезни? (плакаты: ухо, горло, нос.)
Д: От грязи, от переохлаждения, если заразился.
У: А если не лечить?
Д: Можно даже умереть.
У: А кто вам помогает, когда вы болеете?
Д: Врач, родители, воспитатели, тренеры.
У: А кто из них и как помогает, мы сейчас узнаем, дополнив предложение одним словом (готовит еду - повар...). Кто сможет? И на листочках у себя делайте задание, затем сверимся с доской. Молодцы, ребята, большинство справились. Запомните, вы имеете право на медицинский уход. А кто хочет прочитать стихотворение о здоровье и о том, как его нужно поддерживать.
Д: Для красоты твоей здоровье-
Наиважнейшее условие.
Зимой и летом закаляйся,
Любимым спортом занимайся.
Чтоб красоту не потерять,
Здоровье нужно укреплять.
Не ссориться и не ругаться,
Почаще людям улыбаться.
У: Молодцы! Вот иллюстрация этого права. А теперь давайте посмотрим отрывок из сказки “Золушка” (где она от работы устала). Что можно ей посоветовать?
Д: Отдохнуть.
У: Правильно. А как это можно сделать?
Д: Можно посидеть, полежать, а можно погулять в парке, покататься на велосипеде.
У: А какой отдых полезен для здоровья?
Д: Активный.
У: Почему?
Д: Движение-это жизнь.
У: А расскажите, А как вы отдыхаете? Давайте и мы сейчас отдохнем. Как можно на занятии отдохнуть?
Д: С помощью физминутки.
(Побежали по дороге, поднимая выше ноги,
А затем остановились, все на месте? Убедились.
Руки в стороны разводим, а потом обратно сводим,
А затем поднимем вверх, вот невиданный успех!)
Вот мы и использовали право на отдых. Вот плакат на это право.
У: Ребята, кто-то стучится к нам, я открою.
Д: Буратино!
У: А куда ты собрался, Буратино?
Б: В школу.
У: А зачем идут дети в школу?
Д: Получать образование.
У: А что такое образование?
Д: Это знания, умения и навыки.
У: А вам нужно образование?
Д: Да, чтобы считать деньги, правильно читать, устроиться на работу.
У: А когда начинается образование?
Д: С детства.
У: Каждый имеет право на образование. Буратино, проверь, насколько образованы дети
1 “а” класса.
Б: Я проведу игру “Эхо”. Повторяйте последний слог 2 раза.
Собирайся, детвора - ра, ра,
Начинается игра - ра, ра,
Да ладошек не жалей - лей, лей,
Бей в ладошки веселей - лей, лей…
У: Хорошо. Справились. Итак, с каким правом мы еще познакомились?
Д: Право на образование. Стихотворение о школе.
У: Послушайте, отрывок, из какой сказки?
Д: “Приключения Буратино”
У: Какие чувства у вас возникают, когда Карабас-Барабас бьет маленьких артистов.
Д: Жалко их.
У: А можно бить маленьких детей?
Д: Нет.
У: Правильно. Дети не должны подвергаться жестокому обращению. Это закон. Посмотрите отрывок из сказки “Мороз Иванович”. Тяжелый труд падчерицы. Ребята, а такая маленькая девочка такой тяжелый труд должна выполнять?
Д: Нет.
У: Конечно нет. Давайте поиграем, подберем себе дело подходящее. Я называю а вы говорите “да” или “нет”.
Существует еще в конвенции такая статья: “Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение. Давайте на каждом лепестке цветика - семицветика напишем то, чем мы можем им помочь (передвигаться, раздеваться)
У: Каждый имеет право разговаривать на своем родном языке, соблюдать обряды, исповедывать свою религию. Кто хочет на своем языке рассказать стихотворение? Танец станцевать?
У: А еще в конвенции есть статья о том, что каждый имеет право выражать свое мнение, создавать детские объединения, придумывать название, девиз, речевку. Давайте свой девиз расскажем.
Игра “Радиоэфир”. Журналист задает всем вопросы.
У: Каждый ребенок имеет право на индивидуальность (имя, фамилию.)
Сейчас прозвучит стихотворение “Самое лучшее имя”
Каждая семья должна выбрать крохам имена
Среди сотен самых разных, удивительных, прекрасных…
Ребята, подумайте и скажите, как можно ласково называть маму, папу. А вас как называют родители?
Закрепление изученного материала.
У: Ребята, я закрою доску, а вы напишите у себя на листочках права, которые запомнили. Осуществите взаимопроверку.
Итог занятия.
Дети, о каких правах вы слышали впервые? Что вам понравилось на занятии? Какой вывод можно сделать в заключении занятия?
Домашнее задание.
У: Дома напишет пусть мама ваше имя, а вы около каждой буквы нарисуете то, что вы любите. Занятие закончено. Отдыхайте.