Открытый урок литературного чтения в 4-м классе "М. Зощенко. "Ёлка" (УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Урок введения нового знания.

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новым произведением;
  • отрабатывать навык выразительного чтения.

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
  • развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение  к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

Планируемые результаты:

  • личностные: самоопределение – имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика; смыслообразование – имеют ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и незнания; нравственно- этическая ориентация – способны к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях;
  • метапредметные: регулятивные – осуществляют контроль своих действий, участвуют в оценке результатов деятельности; коммуникативные – входят в коммуникативную игровую и учебную ситуацию; познавательные – выделяют события, видят их последовательность в произведении, формулируют познавательную цель;
  • предметные: пересказывают содержание рассказа по вопросам учителя, эмоционально реагируют на события произведения при слушании и чтении.

Образовательные ресурсы:

компьютерная презентация, таблица настроений, таблица условных знаков, таблицы для групповой работы, пособие “шары мышления”.

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд 1)

- Садитесь, ребята.

- У нас с вами урок литературного чтения.

- Мне хочется начать его с загадки.

II. Актуализация знаний

Послушайте внимательно загадку:

“Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем”.

- Что это?

(ёлка)

- Какие ассоциации у вас возникают при этом слове?

(праздник, подарки, снег, хвоя, Дед Мороз…)

- Вы готовы поиграть?

- Внимание!

“Перекрёстная дискуссия”.

+ хорошо

- плохо

- Попробуйте обобщить.

- Молодцы!

- Вы догадались, про что мы сегодня будем читать?

(про ёлку)

на доску: ЁЛКА

- А теперь посмотрите внимательно на экран, найдите среди буквенного текста слова и определите имя и фамилию автора нового произведения. (Слайд 2)

КЁЛМИХАИЛТЫВЦ

ЩЭЗПУЗОЩЕНКОТОЬЖ

(Михаил Зощенко) (Слайд 3)

III. Постановка учебной задачи

- Какова же тема нашего урока?

на доску: М. Зощенко

“Ёлка”

IV. Подготовка к первичному восприятию (Слайды 4, 5, 6)

1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)

- Внимание на экран.

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей. Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте   64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

2. Прогнозирование текста

- Как вы думаете, о чём будет новое произведение?

3. Словарно-лексическая работа (Слайд 7)

- Нам встретятся необычные слова, давайте разберём их значение сразу.

- Внимание на экран

  • Золотушный ребенок – больной ребенок
  • Длинновязая – высокая
  • Пастилка кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
  • Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение

- Открываем учебники, страница 95.

V. Первичное чтение текста

(цепочкой по отрывку)

- Оправдалось ли наше предположение?

VI. Таблица настроений

- Какое у вас возникло настроение?

VII. Чтение с пометами “инсерт”

- Возьмите в руки простой карандаш и поразмышляйте над текстом 2-3 минуты.

на доску:

+ ЗНАЛ

- НЕ ЗНАЛ

! ИНТЕРЕСНО

^ УДИВИЛО

? СОМНЕВАЮСЬ

- Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.

- Спасибо!

VIII. Проверка восприятия

- От чьего лица идёт текст?

(автор-40 лет, о своём детстве)

– Где и когда происходят события?

(в доме семьи Зощенко, в канун праздника Нового года)

– Чем было принято украшать ёлки в начале 20 века?

(сладостями, фруктами, игрушками)

– Какое событие в рассказе главное?

(Минька разбил фарфоровую куклу и оставил на ёлке надкушенное яблоко)

- Как вы оцениваете поступок брата и сестры?

(поступили плохо)

- Справедливо ли поступила мама, отдав Минькин подарок другому мальчику?

(да)

- Почему Минька ударил малыша?

(очень рассердился)

- Что о Миньке стали говорить гости?

(станет разбойником)

- Какую пословицу использует одна из приглашённых мам?

(с вами водиться, что в крапиву садиться)

- Давайте отдохнём

IX. Физминутка (Слайд 8)

* Встали прямо.

Голову направо, прямо, налево, прямо, вниз, прямо, …

* Руки на пояс.

Смотрим на локоть: вправо, прямо, влево, прямо, …

* Руки вперёд.

Смотрим на кончики пальцев. Руки поднимаем. Голова не двигается. Руки опускаем.

X. Акцентное вычитывание

- Продолжаем работу.

- К рисунку на экране найдите в тексте и зачитайте соответствующие слова.

- Внимание на экран.

* 1 рис. Слайд 10

* 2 рис. Слайд 11

* 3 рис. Слайд 12

* 4 рис. Слайд 13

* 5 рис. Слайд 14

* 6 рис. Слайд 15

- Молодцы!

XI. Работа в группах

- Объединитесь в группы.

- Заполните таблицы

 

Лёля

Минька

Возраст    
Рост    
Характер    
Что  могут достать с ёлки    
Как ест    
Поведение    

- Нарисуйте волшебную линеечку.

- Критерий - “правильность”.

- Оцените свою работу.

- Давайте проверим вашу работу (слайд 9)

- Если верно +

- Не верно -

 

Девочки

Мальчики

 

Леля

Минька

Возраст Было 7 лет Ударило 5 лет
Рост Высокая, длинновязая Удивительно маленького роста
Характер Исключительно бойкая Тихий
Что  могут достать? Могла высоко достать Ничего нельзя достать
Как ест? Моментально съедает Откусываю
Поведение Не церемонится Чуть не заревел

- Подтвердилась ли ваша самооценка?

XII. Творческая работа

- Составьте синквейн: с ключевым словом “Минька”.

- Давайте проверим.

XIII. Шары мышления

* Мне понравилось

* Мне не понравилось

* Я бы сделал так, что …

XIV. Вывод:

- Да, есть на свете разные люди: добрые и честные, а бывают жадные и жестокие.

- Хотя, может ли человек быть только хорошим, или только плохим?

Мы уже знаем, что в каждом человеке есть две половинки: белая и чёрная.

Важно только, какую человек открывает в себе больше.

- Помните, как некрасиво поступили дети, и постарайтесь не повторять их ошибок!

- Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

– Тепло, забота, уют дома исходят не только от поведения взрослых.

- Наш урок мне хочется закончить словами Михаила Зощенко:

“Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился” (слайд 16)

XV. Рефлексия

- Давайте подведём итог.

- А сейчас оцените свою работу на уроке:

1. Сегодня я узнал …

2. Было интересно …

3. Было трудно …

4. Теперь я могу …

5. Я научился …

6. Я попробую …

7. Меня удивило …

8. Мне захотелось …

XVI. Домашнее задание

  1. Приготовить пересказ от лица Миньки.
  2. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.