Тип урока:
Урок введения нового знания.Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новым произведением;
- отрабатывать навык выразительного чтения.
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
Планируемые результаты:
- личностные: самоопределение – имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика; смыслообразование – имеют ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и незнания; нравственно- этическая ориентация – способны к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях;
- метапредметные: регулятивные – осуществляют контроль своих действий, участвуют в оценке результатов деятельности; коммуникативные – входят в коммуникативную игровую и учебную ситуацию; познавательные – выделяют события, видят их последовательность в произведении, формулируют познавательную цель;
- предметные: пересказывают содержание рассказа по вопросам учителя, эмоционально реагируют на события произведения при слушании и чтении.
Образовательные ресурсы:
компьютерная презентация, таблица настроений, таблица условных знаков, таблицы для групповой работы, пособие “шары мышления”.
Ход урока
I. Организационный момент (Слайд 1)
- Садитесь, ребята.- У нас с вами урок литературного чтения.
- Мне хочется начать его с загадки.
II. Актуализация знаний
Послушайте внимательно загадку:
- Что это?“Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем”.
(ёлка)
- Какие ассоциации у вас возникают при этом слове?(праздник, подарки, снег, хвоя, Дед Мороз…)
- Вы готовы поиграть?
- Внимание!
“Перекрёстная дискуссия”.
+ хорошо
- плохо
- Попробуйте обобщить.
- Молодцы!
- Вы догадались, про что мы сегодня будем читать?
(про ёлку)
на доску: ЁЛКА
- А теперь посмотрите внимательно на экран, найдите среди буквенного текста слова и определите имя и фамилию автора нового произведения. (Слайд 2)
КЁЛМИХАИЛТЫВЦ
ЩЭЗПУЗОЩЕНКОТОЬЖ
(Михаил Зощенко) (Слайд 3)
III. Постановка учебной задачи
- Какова же тема нашего урока?
на доску: М. Зощенко
“Ёлка”
IV. Подготовка к первичному восприятию (Слайды 4, 5, 6)
1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)
- Внимание на экран.
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей. Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
2. Прогнозирование текста
- Как вы думаете, о чём будет новое произведение?
3. Словарно-лексическая работа
(Слайд 7)- Нам встретятся необычные слова, давайте разберём их значение сразу.
- Внимание на экран
- Золотушный ребенок –
-
Открываем учебники, страница 95.
V. Первичное чтение текста
(цепочкой по отрывку)
- Оправдалось ли наше предположение?
VI. Таблица настроений
- Какое у вас возникло настроение?
VII. Чтение с пометами “инсерт”
- Возьмите в руки простой карандаш и поразмышляйте над текстом 2-3 минуты.
на доску:
+ ЗНАЛ
- НЕ ЗНАЛ
! ИНТЕРЕСНО
^ УДИВИЛО
? СОМНЕВАЮСЬ
- Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.
- Спасибо!
VIII. Проверка восприятия
- От чьего лица идёт текст?
(автор-40 лет, о своём детстве)
– Где и когда происходят события?
(в доме семьи Зощенко, в канун праздника Нового года)
– Чем было принято украшать ёлки в начале 20 века?
(сладостями, фруктами, игрушками)
– Какое событие в рассказе главное?
(Минька разбил фарфоровую куклу и оставил на ёлке надкушенное яблоко)
- Как вы оцениваете поступок брата и сестры?
(поступили плохо)
- Справедливо ли поступила мама, отдав Минькин подарок другому мальчику?
(да)
- Почему Минька ударил малыша?
(очень рассердился)
- Что о Миньке стали говорить гости?
(станет разбойником)
- Какую пословицу использует одна из приглашённых мам?
(с вами водиться, что в крапиву садиться)
- Давайте отдохнём
IX. Физминутка
(Слайд 8)* Встали прямо.
Голову направо, прямо, налево, прямо, вниз, прямо, …
* Руки на пояс.
Смотрим на локоть: вправо, прямо, влево, прямо, …
* Руки вперёд.
Смотрим на кончики пальцев. Руки поднимаем. Голова не двигается. Руки опускаем.
X. Акцентное вычитывание
- Продолжаем работу.
- К рисунку на экране найдите в тексте и зачитайте соответствующие слова.
- Внимание на экран.
* 1 рис. Слайд 10
* 2 рис. Слайд 11
* 3 рис. Слайд 12
* 4 рис. Слайд 13
* 5 рис. Слайд 14
* 6 рис. Слайд 15
- Молодцы!
XI. Работа в группах
- Объединитесь в группы.
- Заполните таблицы
Лёля |
Минька |
|
Возраст | ||
Рост | ||
Характер | ||
Что могут достать с ёлки | ||
Как ест | ||
Поведение |
- Нарисуйте волшебную линеечку.
- Критерий - “правильность”.
- Оцените свою работу.
- Давайте проверим вашу работу (слайд 9)
- Если верно +
- Не верно -
Девочки |
Мальчики |
|
Леля |
Минька |
|
Возраст | Было 7 лет | Ударило 5 лет |
Рост | Высокая, длинновязая | Удивительно маленького роста |
Характер | Исключительно бойкая | Тихий |
Что могут достать? | Могла высоко достать | Ничего нельзя достать |
Как ест? | Моментально съедает | Откусываю |
Поведение | Не церемонится | Чуть не заревел |
- Подтвердилась ли ваша самооценка?
XII. Творческая работа
- Составьте синквейн: с ключевым словом “Минька”.
- Давайте проверим.
XIII. Шары мышления
* Мне понравилось
* Мне не понравилось
* Я бы сделал так, что …
XIV. Вывод:
- Да, есть на свете разные люди: добрые и честные, а бывают жадные и жестокие.
- Хотя, может ли человек быть только хорошим, или только плохим?
Мы уже знаем, что в каждом человеке есть две половинки: белая и чёрная.
Важно только, какую человек открывает в себе больше.
- Помните, как некрасиво поступили дети, и постарайтесь не повторять их ошибок!
- Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.
– Тепло, забота, уют дома исходят не только от поведения взрослых.
- Наш урок мне хочется закончить словами Михаила Зощенко:
“Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился” (слайд 16)
XV. Рефлексия
- Давайте подведём итог.
- А сейчас оцените свою работу на уроке:
1. Сегодня я узнал …
2. Было интересно …
3. Было трудно …
4. Теперь я могу …
5. Я научился …
6. Я попробую …
7. Меня удивило …
8. Мне захотелось …
XVI. Домашнее задание