Программные задачи:
- Упражнять детей в умении увеличивать заданное число на один, соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять детей в ориентировке в пространстве. Упражнять в прямом счёте, уметь согласовывать существительные с числительными. Упражнять в сравнении предметов по размеру, составлять группы предметов с заданными свойствами. Уточнить знания о геометрических фигурах их размерах.
- Развивать у детей внимание, память, мышление, мелкую моторику пальцев рук. Развивать зрительное восприятие.
- Воспитывать внимательность друг другу, желание прийти на помощь;
Формировать навык самоконтроля. Воспитывать бережное отношения к друг другу.
Материал: компьютер, магнитная доска, разрезные картинки, счётные палочки, кружки, дорожные знаки, тетрадь по математике, простые карандаши.
Методы и приёмы: показ, объяснение, вопросы, игровые упражнения, использование информационных технологий, показ слайдов.
Предварительная работа: знакомство с городом: здания, предприятия, памятные места, рассматривание зданий, экскурсии; прямой и обратный счёт, ориентировка в групповой комнате, на участке, знакомство с дорожными знаками.
Ход занятия
I. Организационный момент, постановка цели
– Дети сегодня мы будем считать, сравнивать, играть в разные игры.
– Какое же сегодня занятие? (математика)
– Как можно узнать о своём городе? (из книг, фильмов, экскурсий)
– Как называется город, в котором вы живёте? (Буй).
– Предлагаю совершить вам виртуальную экскурсию.
– Но сначала выполним дыхательную гимнастику
- «Ладошки» по Стрельниковой; Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. Повтор 2–3 раза.
- «Погончики» по Стрельниковой; Встаем прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола. Делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение.
- «Большой шар» Встаем прямо, руки вдоль тела, вдох через нос, руки вверх через стороны, задержать дыхание и руки, длительный плавный выдох через рот, руки медленно опускаем. 1 раз.
(Дети садятся на стулья.)
1. Путешествовать будем в необычном автобусе, в виртуальном, который придумали вы. (1 слайд)
– Сколько этажей? (два – двух этажный).
– Чтобы занять место, надо увеличить заданное число на 1.
Игра «На один больше»
- Маша, (щелчок 1) номер места в автобусе больше трёх на один (4) (щелчок 2)
- Тимур, (щелчок 3) номер места в автобусе больше ноля на один (1) (щелчок 4)
- Саша А, (щелчок 5) номер места в автобусе больше шести на один (7) (щелчок 6)
- Алёна, (щелчок 7) номер места в автобусе больше одного на один (2) (щелчок 8)
- Егор, (щелчок 9) номер места в автобусе больше пяти на один (6) (щелчок 10)
- Денис, (щелчок 11) номер места в автобусе больше двух на один (3) (щелчок 12)
- Антон, (щелчок 13)номер места в автобусе больше семи на один (8) (щелчок 14)
- Саша Т, (щелчок 15)номер места в автобусе больше четырёх на один(5) (щелчок 16)
2. – Эта карта путешествия. (2 слайд)
– Как называется улица, на которой стоит наш детский сад? Запомните, какие дорожные знаки будут встречаться на пути.
– Кто назовёт направление движения, верно, будет собирать картинку.
– Как едет автобус? (прямо) щелчок 1
– Куда повернул автобус? (влево) щелчок 2
Мы едем по улице Социализма. (3 слайд) щелчок 1
– С левой стороны расположен новый дом. Давайте мы его построим из частей, и назовем, что есть у дома, сколько.
3. Игра: «Собери картинку» (Приложение 1)
(двое детей собирают картинку на магнитной доске)
4. Игра: «Назови чего сколько» (Приложение 2)
– На маленьких карточках нарисованы предметы этого дома. Найдите, сосчитайте, поместите около цифры на магнитную доску. (Одна крыша, два подъезда и т. д)
5. – Куда повернул автобус?
(4 слайд) щелчок 1 – вправо, прямо;
(5 слайд) щелчок 1 – влево, щелчок 2 – прямо,
(6 слайд) щелчок 1 – вправо, щелчок 2 – прямо.
Эта улица называется Октябрьской революции. Она самая длинная в городе. Наш автобус едет, сделаем массаж ушей: «Дом»
Чтобы дом построить новый
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, побелку, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.– ритмичное оттягивание ушей вниз
– ритмичное оттягивание ушей в стороны
– ритмичное оттягивание ушей вверх
6. – Где остановился автобус? (6 слайд)
– Сколько сигналов у светофора?
– Постройте, пожалуйста, из палочек светофор, используйте кружки
(дети выполняют задание у стола)
Игровое упражнение: «Построй светофор» (Приложение 3)
– Сколько вы использовали палочек, кружков? (дети садятся на стулья)
– Как едет автобус? (7 слайд) щелчок 1 – прямо, щелчок 2 – вправо
– Куда повернул автобус? (8 слайд) щелчок 1 – вправо.
(9 слайд) щелчок 1 – прямо.
(10 слайд) щелчок 1 – налево.
(11 слайд) щелчок 1 – прямо.
– Мы приехали эта площадь Революции.
– Давайте выйдем из автобуса. По пешеходному переходу пройдём на площадь. (12 слайд).
– Что здесь необычно? (13 слайд).
7. – Надо найти недостающие части в виде геометрических фигур от зданий, назвать их. Назвать расположение зданий.
Игра: «Расставь правильно»
– Впереди вас Кинотеатр Луч, (щелчок 1) в нём недостаёт части (щелчок 2). Подберите недостающую фигуру. (большой треугольник) (щелчок 3) (щелчок 4)
– Назовите, здание, находящееся за вами (щелчок 5). Это художественная школа (щелчок 6). Какой части не хватает. (маленький круг) (щелчок 7) (щелчок 8)
– Какое здание слева (щелчок 9), почта(щелчок 10). Подберите из предложенных. (большой квадрат) (щелчок 11) (щелчок 12)
– Какое здание справа (щелчок 13), администрация города(щелчок 14). Подберите из предложенных. (маленький прямоугольник) (щелчок 15) (щелчок 16)
– Сосчитайте сколько всего зданий на площади?
8. Физкультминутка «Мы ладонь к глазам приставим»
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
(Дети садятся на стулья)
9. Посмотрите на здания, (14 слайд) сравните их, найдите части разные по размеру. Подберите символы, соотнесите с фотографией (длинный – короткий, большой – маленький, высокий – низкий, толстый – тонкий)
Игра «Найди предметы разные по размеру»
– Что вы видите в зданиях толстой и тонкой формы, размера?
1 щелчок толстый, 2 щелчок тонкий, Часовня формой похожа на цилиндр, толстой 3, 4, 5 щелчок – выделение в здании. Колонна 6, 7, 8 щелчок выделение в здании, колонна тонкая. Давайте проверим, 9 щелчок перемещение картинки. С заданием справились.
– Что вы видите в зданиях длинного и короткого размера?
10 щелчок длинный, 11 щелчок короткий, Эта стена в музыкальном училище длинного размера, 12, 13, 14 щелчок – выделение в здании, а эта стена короткая, 15, 16, 17 щелчок выделение в здании. Давайте проверим, 18 щелчок перемещение картинки. С заданием справились.
– Что вы видите в зданиях высокого и низкого размера? 19 щелчок высокий, 20 щелчок низкий. Эта стена у здания администрации города высокая 21, 22, 23 щелчок – выделение в здании, а эта стена короткая, 24, 25, 26 щелчок выделение в здании. Давайте проверим, 27 щелчок перемещение картинки. С заданием справились.
– Что вы видите в зданиях большого и маленького размера? 28 щелчок большой, 29 щелчок маленький. Это окно маленькое 30, 31, 32 щелчок – выделение в здании, а это окно большое, 33, 34, 35 щелчок выделение в здании. Давайте проверим, 36 щелчок перемещение картинки. С заданием справились.
10. (15 слайд) Нам пора отправляться назад, в детском саду нас ждет ещё одно задание. 1 щелчок. Наша виртуальная экскурсия подошла к завершению. Расскажите, как едет наш автобус: 2 щелчок – повернул на лево, едет по кругу,(16, 17, 18,19 слайд,) (20, 21, 22, 23, 24 слайд) повернул на право, едет прямо, повернул на лево, едет прямо, повернул на право, едет прямо, повернул на право, едет прямо.
11. Выберите, какие дорожные знаки, вы видели, подойдите к ним. (Приложение 4)
Сколько их? Назовите их (дети садятся на стулья)
12. Работа в тетради. (Приложение 5)
Нарисовать домики на один больше, написать в пустой клеточке полученный результат.
Итог
– Какие задания были для вас трудными? С чем вы справились легко?
Литература:
- Нищева Н.В.