Урок русского языка по теме "Безударные гласные. Подбор проверочных слов в словах с двумя безударными гласными"

Разделы: Начальная школа


Приложение (Слайд 1).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид: сюжетно – игровой.

Цели:

  1. уточнить знания учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слова;
  2. развитие умения подбирать проверочные слова, развитие орфографической зоркости, логического мышления, внимания, памяти;
  3. воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся подбирать проверочные слова к словам с двумя безударными гласными ; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; работать в прах, группах.

Оборудование: у учащихся карточки с гласными.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы отправляемся в виртуальное путешествие по океану Орфографических Знаний. Совершим путешествие на морском судне “ Грамотей ”. Это парусный корабль (Слайд 2). Наше путешествие научное. Мы посетим остров Гласных и остров Согласных. Во время плавания вспомним законы грамотного письма , узнаем новое и научимся применять его в разных ситуациях.

Морское путешествие бывает интересным и опасным. Я надеюсь, что мы выйдем из него победителями.

Судно ведет капитан – это я, а вы все юнги. (Юнга – будущий моряк.)

Учитель: Поднять паруса!

Учащиеся: Есть, поднять паруса!

Учитель: Полный вперед!

Учащиеся: Есть, полный вперед!

II. Упражнение в чистописании.

Погода отличная, океан спокойный. Откроем наши бортовые журналы, запишем число. Есть ли буквы, требующие проверки в названии месяца и числа? Как мы их проверим? (Девятое – девять, декабря – декабрь, е – запоминаем.)

Как называются гласные под ударением? Гласные без ударения? Почему безударные гласные нужно проверять?

Вспомним правило проверки безударных гласных. (Двое учащихся рассказывают правило.) Ребята, посмотрите за “борт”. Нет ли терпящих бедствие за “ бортом”?

Дети берут “ бинокли”. (О А И Е Я Я Е И А О) (Слайд 4).

Это гласные буквы. Почему они “терпят” бедствие? (В словах, где эти гласные безударные, их нужно проверять.)

III. Словарная работа (Слайд 5).

Сейчас мы будем “ спасать” слова, в которых есть безударные гласные.

Один ученик записывает слова на доске, ставит ударение.

Отгадайте загадки:

Гуляет в поле, а не конь.
Летает на воле, а не птица. (Ветер.)

По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (Волна.)

Что, море бурливое остановит? (Берег.)

Я и туча и туман,
Я ручей и океан. (Вода.)

Кругом вода,
А с питьем – беда. (Море, океан.)

Люди, служащие на флоте. (Моряки.)

На доске слова: ветер, волна, берег, вода, океан, моряки.

На какие две группы можно разделить эти слова? (Проверяемые ударением и непроверяемые.) Дети записывают в два столбика.

ветер

океан

моряки – море, моряк

берег – прибрежный

волна – волны

вода – воды

 

 

 (К словам второго столбика дети подбирают проверочные слова, обращаю их внимание на то, что в слове “ моряки” две безударные гласные.)

Сколько проверочных слов подобрали к слову “ моряки”?

IV. Работа по теме урока.

Сегодня, во время нашего путешествия по океану Знаний, нам будут встречаться слова с двумя безударными гласными. Особенность этих слов в том, что проверочных слов будет два, т.к. мы проверяем две безударные гласные (Слайд 6).

1) Придумайте предложение со словом “океан”. (Дети придумывают предложения. Лучшее записывается на доске и в тетрадях. Один ученик разбирает его по членам предложения).

Океаны у берегов суши образуют моря.

Какие слова с безударными гласными встретились? (Берегов, моря, океаны.) Какие слова с двумя безударными гласными встретились? (Океаны). Можно ли проверить? Что делают с такими словами? Какие еще требующие проверки слова с двумя безударными гласными вы знаете?

(Сорока, солома, корова и т.д.)

2) Подплываем к Архипелагу Согласных, а там и до острова Гласных близко. Чтобы миновать опасные узкие проливы, нужно знать правило. (Запись на доске.)

Чтобы изб _жать ст_лкновения на в_де, к_рабли должны прид_рживаться правой ст_р_ны в у_ких м_стах. (Вызванный к доске ученик вставляет пропущенные буквы, подбирает проверочные слова. Остальные учащиеся проверяют работу.)

Есть ли среди слов этого предложения слово, с двумя безударными гласными? (Стороны.)

Сколько проверочных слов нужно для проверки? Какие? (Стороны, сторонка.)

Мы прошли опасное место. Остров гласных совсем рядом Нужно дать сигнал о нашем приближении. Возьмите сигнальные карточки (а, о, и, е, я).

3) Игра “ Сигнальщик”.

(Называю слова, учащиеся показывают нужную гласную, говорят проверочное слово, там, где слова с двумя безударными гласными, напоминаю, что нужно два проверочных слова.)

Рядовой – ряд, рядок; говорить – говор, разговор; зеленеет – зелень, зеленый; ледяной – лед, ледянка; стебелек – стебель, стебельчатый; веселился – весело, веселый).

V. Физкультминутка (Слайд 7).

Бескозырка белая
В полоску воротник.
Мы ребята смелые
Спросили напрямик:
С какого, парень, флота?
С какого парохода?
И на каких морях
Ты побывал моряк?

VI. Закрепление изученного.

1) Вот мы удачно высадились на берег. Привал. Корабельный повар (кок) готовит обед. Послушайте, чем он вас угостит.

Кто больше услышит слов с безударными гласными, проверит их (Слайд 8).

Сеть тяну, рыбу ловлю.
Попало немало:
Семь окуней, десять карасей,
Один ершок, и тот в горшок.
Уху сварю, всех угощу.

(Дети называют слова, проверяют их.)

2) Все разбрелись по острову. Что за чудо? Полянка с цветами: васильки, ромашки, колокольчики. (Слайд 9). Ребята, нарвем букет цветов? (Дети говорят о правилах поведения в природе). Какие слова, названия цветов можно проверить?

(Васильки – Вася, Василий; колокольчики – колокол, ромашки – запомнить.)

3) Игра “ Перетягивание каната”(Слайд 10).

(Учащиеся соревнуются в том, кто больше за 2 минуты напишет слов с двумя безударными гласными.)

На доске появляется запись:

сторожить
борода
корешок
волоски
гребешок
зеленел

Победила дружба! (Остальные учащиеся записывают эти слова по вариантам, подбирая к каждому два проверочных слова.)

4) Посмотрите, кто это подошел к нашему кораблю? Это аборигены – местные жители (Слайд 11). Они не отпустят нас домой, пока вы не расскажите им что то очень интересное. Расскажите о нашей стране, о русской зиме, зимних забавах (Слайд 12).

(Учащиеся составляют рассказы по картинкам.)

Аборигены остались очень довольны вашими рассказами и отпускают нас домой.

VII. Рефлексия.

Наше путешествие подходит к концу. Мы с вами увидели далекие земли, познакомились с аборигенами, но нет ничего лучше родной земли. На доске записана пословица:

Хороша земля, где ты кормился,
Да не лучше той, где ты родился.

Найдите слова с безударными гласными. Подберите проверочные слова.

VIII. Подведение итогов урока.

Что вам запомнилось сегодня на уроке?

Как проверить слова с двумя безударными гласными?

Урок закончен, но не закончено наше путешествие по стране Знаний.