Урок окружающего мира по теме "Русская береза"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • привлечь внимание к одному из символов нашей Родины – березе, показать ее красоту, пользу;
  • познакомить с русскими обычаями, обрядами;
  • познакомить с произведениями искусства (стихи, картины);
  • воспитать чувство любви к родной природе и к русской березе.

Оборудование: аудиозаписи песен (“От чего так березы шумят”, “Березовый сок”, “Во поле береза стояла”); ПК, презентация, картины березы времена года, рисунки детей “Береза зимой”, костюмы: врач, береза, зеленые лиcточки.

Ход мероприятия

Учитель: Символом русской природы, символом России, считают белую березу. Кто не знает это дерево, которое всегда рядом с нами – на улице, в парке, в лесу. Мы, россияне, так привыкли к нему, что перестали замечать его красоту, поэтому сегодня мы поговорим об этом дереве.

Пусть за окном воет вьюга, серое зимнее небо и земля укрыта сугробами, а разговором о красавице березке мы хотим согреть ваши сердца.

Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Ученик.

Опять о них, кудрявых и белесых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси,
“Россия” – шепчут мне березы,
“Россия” – шепчут камыши,
“Россия” – ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: “Русь”.
Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски,
Моя березовая Русь!

Ученики.

Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена.
Под березами пели, женили,
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили,
Так, чтоб были березы в ногах.
Потому, знать, березы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зеленой листвою,
То сережками слезы прольют.

Учитель: А что вы знаете о русской березе? О ее значении и пользе?

Значение и польза.

1-й ученик: Одно из самых красивых наших деревьев. Белые с черным рисунком стволы берез имеют особую привлекательность. Белый цвет коры объясняется тем, что в клетках бересты содержится особое красящее вещество бетулин. Если в черном пальто прислонится к стволу, то останется след, как от мела, береста – защитный покров дерева.

2-й ученик: Дерево ежегодно обильно плодоносит. Крылатые плоды легко переносятся ветром на значительные расстояния, поэтому береза очень быстро захватывает свободные земли.

3-й ученик: Береза встречается почти по всей территории нашей страны. Наверное, поэтому она считается символом России. Такое широкое распространение объясняется тем, что береза неприхотлива как к климату, так и к почвенным условиям.

4-й ученик.

– Всего насчитывается более 140 видов берез. Они растут по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры.

5-й ученик

– В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе. Возраст березы достигает порой 120 лет.

Ученик:

О, сколько о березе русской спето!
Но приглядись поближе к ней родной,
И ты поймешь: по-прежнему поэты
Еще в долгу перед ее красой.

Ученик:

Кудрявую, плакучую воспели
Березу среднерусской полосы
Но у семидесятой параллели
Березки маленькой не разглядели
Ее неброской, но родной красы.

Ученик:

Привыкли, что стройна, зеленокоса,
Гибка и белолица, и стройна…
А есть еще железная береза!
И каменная есть еще она!

Ученик:

Она не плачет, и в венки вьется.
Тверда и в сердцевине тяжела,
Она и топору не поддается
Ломает зубы об нее пила.

Ученик:

И все береза, русская, простая,
Ее всех видов сразу и не счесть.

Ученик:

Береза даже желтая бывает,
И даже черная береза есть!
Есть еще одна … живет с осколком,
Навек застрявшим под корой,
Как та сестра в бою у Волги,
Меня прикрывшая собой…

Ученик:

О, сколько о березе русской спето!
Но приглядись поближе к ней родной,
И ты поймешь: по-прежнему поэты
Еще в долгу перед ее красой.

6-й ученик.

– Зацветает береза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у нее скромные – сережки. А когда появится на березе желто-лимонные листья, – значит, сентябрь на дворе.

Учитель: Молодцы, а теперь я предлагаю разобраться, за что же русский народ любит и чтит это дерево.

Ученик: Да как же не любить. Ведь березу мы же в хозяйстве используем. Вот, к примеру, дрова березовые дают больше тепла, чем дрова из другой древесины. Как затопишь печь, сразу тепло в доме.

Ученик: Да и много чего можно сделать из березы. Лыжи, мебель, посуду. Из древесины делают деготь.

Ученик: Да-да деготь входит в состав лечебных мазей и помогают они при экземе, от чесотки, от лишаев. Деготь входит в состав мази Вишневского.

Ученик: Да еще лекарственными считаются отвары почек и листьев. Они помогут при расстройстве желудка, гастрите, при гриппе, ангине, бронхите, туберкулезе. А так же из древесины изготавливают активированный уголь, который применяют при отравлении ядами, при пищевых отравлениях.

Ученик: А еще я люблю испить березового сока. Бодрит он меня. Прямо чувствую, как силы приливают.

Ученик: Правильно, ведь березовый сок содержит фруктовый сахар, органические кислоты, витамины и много других веществ, которых так не хватает весной.

Учитель: Но ведь такое “кровопускание” опасно для дерева.

Ученик: Да, поэтому нужно помнить, что сок лучше брать там, где планируют вырубать деревья, нельзя получать его от молодых березок.

Ученик: Достаточно срезать веточку и повесить на нее банку, и не в коем случае нельзя, делать глубоких надрубок на стволе. Это губительно для дерева.

Ученик: А еще береза доставляет нам большую радость в бане.

Постегивания и растирания веником помогают при мышечных и суставных болях.

Ученик: А испарения от распаренных веточек и листочков благотворно влияют на органы дыхания, укрепляют и успокаивают организм.

Ученик:

– Березовый сок придает силу и бодрость. Он не только вкусный напиток, но еще и лекарственное средство. Давайте побываем на приеме у врача и узнаем о целебных свойствах березового сока.

Сценарий № 1.

(Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.)

Врач: Проходите. Садитесь. (Больная, скрипя и охая, садится.)

На что же жалобы, хорошая моя?

Больная:

Ох, милый доктор, скрючило меня!
Слышь, как суставы щелкают, скрипят.

Врач: Так… Поясница, ноженьки болят?

(Больная кивает.)

Врач: (подает бутылочку):

Принять лекарство “Сок березы” вы должны,
Две полных чайных ложки вам нужны.

(Больная пьет… Выпрямляется).

Врач:

Что, полегчало, милая, немножко?
Как ваши поясница, ручки, ножки?

Больная: (с легкостью встает)

Да, очень, очень полегчало!
Спасибо, доктор, я спешу!
Пока-пока! Я поскакала!
Убегает, забыв про костыли.

Сценарий № 2.

Врач: Следующий.

(Входит больная, задыхаясь, кашляя и чихая.)

Вас слушаю.
На что есть жалобы, больная?

Больная: (сквозь кашель):

Удушье, доктор, видно, доконает.
И кашель напрочь одолел!
Бронхит до смерти надоел!

Врач:

Мне эти жалобы знакомы.
У вас и астмы все симптомы.

(Больная приходит в ужас, плачет.)

Врач:

Да не рыдайте, дайте срок –
Болезни лечит из березы сок.

(Достает бутылочку с соком.)

Примите ложечку-другую.

(Больная принимает лекарство.)

Ну что? Я, верно, вам толкую?

Больная:

Да, белый свет я увидала!
Не кашляю! Свободно задышала!
Спасибо, доктор, побегу.
Теперь и прыгать я могу!

(Убегает.)

Врач:

У кого удушье, астма,
В горле боль или отек,
Пейте чудное лекарство –
Из березы русской сок!

(Звучит русская народная песня).

Учитель: Спасибо, большое, за столь подробный рассказ. Действительно, береза и обогреет, и излечит, как говорится “по заслугам и честь”.

Учитель: Какие народные традиции вы знаете?

2) Народные традиции.

Ученик: В седьмой четверг после первого весеннего полнолуния отмечал русский народ праздник русской березки “Семик”. Украшал народ дома свои ветками березы, посыпая полы травами, завивали ленты в ветки березы русские девушки, водили хороводы вокруг березки, пели песни, а белая березка шелестела своей листвой.

Ученица:

На поляне, на лугу, гнулася березонька
Завивали девушки, лентой украшали

(Девочки вешают на дерево – березку ленточки.)

Белая березонька, ходи с нами гулять.
Пойдем песни играть, птиц зазывать.

(Группой девочек в костюмах “березки” исполняется песня – танец “Во поле береза стояла”.)

Учитель: Наши предки знали цену этому дереву. Именно про него сложена загадка: С одного дерева да четыре угодья:

Первое – от черной ночи свет;
Второе – некопаный колодец;
Третье – старому здоровье;
Четвертое – разбитому связь.

(Лучина, березовый сок, веник для бани, береста – старый горшок.)

Ученик: В Древней Руси существовал праздник “Троица”, праздновали его в июне. Люди прощались с весной и встречали лето, прославляли зеленеющую землю, главным персонажем была березка.

Учитель: Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной она привлекательна во все времена года.

Ученица.

Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой.
Вся в сережках – весной.
Сарафан зеленый летом,
В день осенний – в плащ дета.
Если ветер налетит.
Золотистый плащ шуршит.

Учитель.

Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К. Саврасова “Грачи прилетели” (показ репродукции картины на слайде), сказал “Я бы назвал эту картину “Чувство Родины”. И действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающие вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымок, и тонкие березки – все это такое знакомое и родное. И эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине.

Ученик.

Ты до того, березонька, красива!
И в полдень жаркий, и часы росы,
Что без тебя немыслима Россия.
И я немыслим без твоей красы

Учитель: Перед картиной “Березовая роща” А.И.Куинджи (на экране репродукция картины, слайд) испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые березки.

Ученик

Русь моя! Люблю твои березы!
С первых лет я с ними рос и жил,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Учитель: Перед нами картина И.И.Левитана “Золотая осень” (Слайд). Белоствольные березки в ярком осеннем убранстве в лучах солнца не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни. Так и хочется прочитать строки:

На поляне, на пригорке и среди полей
Белокурые березки – символ Родины моей!

А как красива береза зимой! Стихотворение “Береза” С.А.Есенина многим из нас знакомо. (На экране зимний пейзаж, с изображением березы, слайд). Послушайте его:

Белая береза
Под моим окно
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь. (Слайд, на котором изображена “Березовая роща” И.И.Левитана.)

Стоишь в лесу счастливая,
Веселым светлым днем,
Из-за тебя, красивая,
Светло в лесу кругом!
Березка-лебедь белая,
Рядком с тобой стоим,
Тебе, моя, несмелая,
Стихи мы говорим.

Выходит Березка (девочка в костюме “березки”):

Я стройной березкой была
И в роще веселой жила.
Я людям давала прохладу и тень,
И пели в ветвях моих птицы весь день.
Однажды ватага мальчишек пришла –
Содрали ножами кору со ствола.
Чем раны лечить? Где достать мне кору?
Я сохну… И скоро, наверно, умру.

Учитель: Не печалься, Березонька, я думаю, ребята нашего класса тебе обязательно помогут. Они вылечат тебя. (Дети предлагают замазать ранки глиной, краской и т.д.)

Береза: Спасибо, ребята, подлечили вы меня.

Учитель. Вспомним правила “Как нужно вести себя в лесу”. Слайды.

Не ломай ветви деревьев. Растение – живое существо, и ветки вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.

Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

Не оставляйте после себя мусор. Помните: осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Учитель.

Посвятить хочу я строки
Для красавицы Земли.
Белоствольную когда-то
Чудом света нарекли.
Стройный стан ее далеко
Манит взор к себе в пути.
Видишь русскую березу
Полюбуйся, отдохни.
Ее шепот успокоит
Лист обвеет от жары.
Это русская березка –
Символ верности Земли.

Учитель: На этом наше мероприятие, посвященное русской березке, подошло к концу. Пусть ваша жизнь будет такой же светлой и чистой как выглядит березовая роща в солнечный день.

Спасибо ребятам за прекрасное выступление.