В жизни каждому человеку приходится общаться с другими людьми, и он должен уметь ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие. В этом помогут нам уроки культуры речи, которые являются важнейшим аспектом обучения русскому языку.
Весь курс условно можно разделить на следующие блоки:
- Речь. Слово. Язык. Русский язык.
- Речевой этикет.
- Учись рассказывать.
- О богатстве русского языка.
- Говорите правильно.
Разнообразный материал может быть использован как на уроках культуры речи, так и на уроках русского языка, факультативах, внеклассных мероприятиях, для того чтобы помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств.
Основные задачи курса по данной программе сводятся к следующему:
- прививать любовь к русскому языку;
- развивать языковое чутьё;
- способствовать развитию речи и мышления учащихся;
- повышать культуру речи;
- формировать коммуникативные умения и навыки;
- воспитывать общечеловеческие нравственные, духовные ценности.
В 5 классе необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- речь как способ общения людей;
- формы речи и их особенности;
- требования к речи;
- правила речевого поведения;
- речевой этикет.
Программа рассчитана на 17 часов. Каждый урок включает в себя материал по языку и культуре общения. Программа предусматривает организацию лингворечевой деятельности учащихся: выразительное чтение текстов, работа с языковыми и художественными средствами, творчество учащихся, публицистическая речь. Очерёдность расположения ролевых игр выбрана так, чтобы способствовать нарастанию доверительности и откровенности группового общения.
Тематическое планирование занятий курса.
№ |
Материал по культуре речи |
Учимся общению |
1. | Для чего людям нужна речь? Слово – единица речи. |
Игра “На необитаемом острове”. |
2. | Как различают формы речи? | Игра “Изобрази проблему”. |
3. | Что такое диалог и монолог? | Ролевая игра “В магазине”. |
4. | Как вести беседу? | Ролевые игры “В аптеке”, “На почте”. |
5. | Речевой этикет. | Этикетные задачи. |
6. | Практикум по речевому этикету. | |
7. | Утешение и ободрение. “Давайте говорить друг другу комплименты”. | Игра “Мнения” |
8. | Как разговаривать по телефону? Урок – практикум. |
Игра “Испорченный телефон” |
9. | Учись рассказывать. | Игра “Где бывали, что видали”. |
10. | Учись рассказывать. Главное – быть человеком. | Игра “Что думает обо мне класс”. |
11. | Уроки великодушия и доброты. | |
12. | Уроки милосердия. А.И. Куприн “Чудесный доктор”. | Вокруг тебя – мир… |
13. 14. |
Словари – наши друзья и помощники. | |
15. 16. |
Словарное и фразеологическое богатство русского языка. | Игра “Охота за синонимами”. Конкурс антонимических пар. |
17. | Говорите правильно. Наша речь должна быть чистой. | Игра “Музей вредных привычек”. |
Список литературы для учителя
- Балаклай А.Г. Словарь русского речевого этикета. – М., 2001 г.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993 г.
- Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004 г.
- Львова С.И. Речевой этикет. – М., 1995 г.
- Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980 г.