Цель: формирование первых детских представлений о музыкальной культуре Испании.
Задачи:
- Учебные: Раскрытие национальной самобытности музыкально-художественной культуры Испании;
- Познавательные: Знакомство детей с выдающимися представителями испанской исполнительской и композиторской школы;
- Развивающие: Музыкальное развитие учащихся через непосредственное участие их во всех видах музыкальной деятельности;
- Воспитательные: Воспитывать творческую личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и художественных искусств.
Методы:
- Словесный.
- Наглядный.
- Практический.
- Объяснительно-иллюстративный.
Приемы.
- Слушание.
- Исполнение.
Оборудование.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран..
Музыкальный материал урока.
- М.де Фалья «Испанский танец»
- Испанская народная песня
- Ж.Бизе увертюра к опере «Кармен»
Дополнительный материал.
- Портреты Г.Лорка, М.де Фалья, М.И.Глинки, Ж.Бизе;
- Фотографии Испании, карта Испании.
Ход урока
Музыкальное приветствие на слова:»Здравствуйте, мальчики, девочки, здравствуйте все!».
Исполнение в мелодическом миноре.
Знакомство с новой темой.
Учитель: Сегодня мы не случайно начали урок с мелодии, прозвучавшей в мелодическом миноре. Почему?
Дети: Мы сегодня снова говорим о музыке Испании, в которой часто используется звучание мелодического минора. (Слайды 1, 2)
Учитель: Испанию можно назвать страной контрастов. (Слайд 3).
Там есть горы и плоскогорья. (Слайд 4).
На плоскогорьях сухо и жарко, а на морском побережье – прохладно. Испанцы шутят: «У нас три месяца холода и девять месяцев ада».
(Слайд5) На юге Испании родился пламенный стиль испанской музыки – фламенко, с его танцами, песнями под гитару и игру на кастаньетах.
(Слайд 6) К гитаре у Испанцев какое-то особое отношение. Она для них живая. В руках профессионала гитара и поёт и плачет, и звучит как целый оркестр.
(Слайд 7) Испанский поэт Гарсия Лорка так сказал о гитаре:
Начинается плач гитары.
Разбивается чаша утра.
Начинается плач гитары.
О, не жди от неё молчанья,
Не проси у неё молчанья!
Неустанно гитара плачет,
Как вода по каналам – плачет,
Как ветра под снегами – плачет,
Не моли её о молчанье!
Так плачет закат о рассвете,
Так плачет стрела без цели,
Так песок раскалённый плачет
О прохладной красе камелии…
(Слайд 8) Мануэль де Фалья – выдающийся испанский композитор XX века. В своём творчестве он возрождал испанскую национальную музыкальную культуру.
(Слайд 9) Слова, ставшие принципом творчества композитора:
«Я стремлюсь к искусству столь же сильному, сколь и простому, чуждому тщеславия и эгоизма. Цель искусства – порождать чувства во всех его аспектах, и другой цели у него не может и не должно быть» (М. де Фалья)
(Слайд 10 )Слушание произведения М. де Фалья «Испанский танец» в исполнении гитары.
Обсуждение с детьми характера произведения.
(Слайд 11) У испанских танцев свой ритмический рисунок. Давайте прохлопаем данный ритм.
Дети прохлопывают ритм, затем при слушании произведения («Испанский народный танец») сопровождают его хлопками, используя ритмический рисунок №1.
(Слайд 12)
Учитель: какие традиции существуют в Испании?
Дети: бой быков
Учитель: Как называется поединок быка с человеком?
Дети: коррида
(Слайд 13) Учитель: испанский поэт Рафаэль Альберти так рассказал о корриде в стихотворении «Бой быков»:
Из тени смерть и солнце стали вдруг.
Цирк загудел, арена завертелась –
Её пронзил фанфары алый звук.
Раскрылись, словно веера, хлопки.
С трибун, кружась, летят они – за смелость
Тореро присуждённые венки…
Начинается коррида с парада участников: пикадор – всадник с пикой, которой колет быка и злит его; тореадор с красным плащом, которым ин дразнит быка.
(Слайд 14) В испанском городке Кордова установлен памятник знаменитому тореадору Манолете и быку, убившему этого тореадора. Коррида – жестокое зрелище.
(Слайд 15) Учитель: в каком произведении французский композитор Жорж Бизе музыкой воссоздал праздничную атмосферу корриды?
Дети: в опере «Кармен»
Учитель: какое произведение нам знакомо из этой оперы?
Дети: марш Тореадора.
(Слайд 16, 17) Учитель: сегодня мы познакомимся с увертюрой к этой опере. Это пылающая радостью, нарядная и ликующая музыка. В средней части мы услышим знакомый марш – марш Тореадора. Постепенно музыка из простой поступи превращается в грандиозный и торжественный марш.
Слушание увертюры из оперы «Кармен».
(Слайд 18) Закрепление полученных знаний:
- Как называется танец, родившийся в Испании? (фламенко)
- Какой инструмент чаще всего сопровождает испанские танцы? (гитара)
- Какой ударный инструмент получил наибольшее распространение в Испании? (кастаньеты)
- Какой композитор в своей опере воссоздал атмосферу корриды? (Ж.Бизе)
Урок заканчивается выходом из класса под повторное звучание увертюры.