Цель урока:
– обобщить сведения о сказуемом;
– формировать умения находить сказуемое;
– определять способ выражения сказуемого;
– определять форму простого глагольного сказуемого,
– дать понятие составного сказуемого.
Ход урока
1. Работа с классом. Фронтальный опрос. (В это время один ученик у доски определяет вид связи слов в словосочетаниях.)
Деревянная шкатулка, весело играть, навыки письма, ее вещи, вышивать вручную, говорить красиво, морфологические признаки, верить в себя, золотого кольца, слушал молча, экскурсия в музей, играть в прятки, моя сумка, читать книгу.
Вопросы классу:
– Что изучает синтаксис?
– Назовите наименьшую единицу синтаксиса.
– Чем отличается слово от словосочетания?
– Какова функция словосочетаний?
– Чем отличаются словосочетания от предложений?
– Что входит в грамматическую основу предложений?
– Как называются предложения, в состав которых входит только один главный член
предложения?
2. Проверка ученика у доски. Класс проверяет.
Найдите ошибку?
Составьте с любым из данных словосочетаний простое предложение.
– Какое получилось предложение (дайте письменно характеристику).
– Подчеркните главные члены предложения.
– Чем они выражены?
– Какими частями речи может быть выражено подлежащее? (Напишите.)
Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга (взаимопроверка).
4. Тема урока на доске “Сказуемое”.
Выделите сказуемые в данных предложениях (записаны на доске).
Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
Снова хотел я вернуться в дом свой далекий, родной.
Волосы его были коротко подстрижены.
На что вы обратили внимание? С какими трудностями встретились?
5. Работа с книгой. Чтение параграфа № 18. Чем может быть выражено сказуемое?
Запись в тетрадь:
СКАЗУМОЕ | |
ПРОСТОЕ |
СОСТАВНОЕ глагольное именное |
6. Найдите сказуемое, определите способ его выражения. В каком наклонении стоят глаголы.
Выход к доске по цепочке.
На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий.
Наступила ненастная осень.
Все небо затянули свинцовые тучи.
Разговор как-то не клеился.
Не будете закаляться – не выдержите всех трудностей похода.
Вытрите руки полотенцем.
Если был бы солнечный день, уехали бы на дачу.
Курить – здоровью вредить.
7. Итог урока.
– Что такое сказуемое?
– Чем может быть выражено сказуемое?
– Назовите виды сказуемых?
Выставление оценок.
8. Д.З. П.18. упр. № 95 (определить способ выражения сказуемого).