Внеклассное мероприятие по технологии

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Цели мероприятия:

а) обучающая – повторить, обобщить и закрепить полученные теоретические и практические знания и умения обучающихся по теме “Основы вязания спицами”;
б) развивающая – развивать творческое мышления, эрудицию, устную речь, смекалку, товарищескую взаимопомощь;
в) воспитывающая – воспитывать чувство взаимопомощи, формировать интерес к предмету.

Оборудование: наименование станций (на доске), название команд (на столах), жетоны, карточки-задания, конверты с образцами вязок, атрибутика.

Ход мероприятия

I. Организационный момент урока.

Объявление темы, цели и хода мероприятия.

Сегодня мы повторим и обобщим все то, о чем говорили на занятиях по разделу “Основы вязания спицами”, а для этого отправимся в “путешествие по стране знаний”.

Путешествовать будут две команды: “Совята ” и “Домовята” (поделить класс на две команды); выбрать капитанов команд.

II. Путешествие “Волшебный клубок”.

Итак! Начинаем наше путешествие. А вот за кем мы отправимся в это путешествие, попробуйте угадать. Слушаем загадку, что же у меня в “шкатулке чудес”?

“Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь?”
Или
“В одном месте метров двести”.

Правильно – клубок! А как называется наше путешествие? – “Волшебный клубок”.

Призовем на помощь нашу фантазию и отправимся по неведомым дорожкам, затаенным тропинкам за нашим путешественником клубком…

Ну что ж, покатился наш клубок, и мы последуем за ним. Катился клубок и прикатился на станцию “Творческую”.

1. Станция “Творческая”.

Учитель (ведущий). Вам было дано творческое домашнее задание: написать рассказ о натуральном волокне (История получения, где применяют, как получают), выполнить рисунки и начать с загадки – соперники должны угадать о каком волокне говорится, затем рассказ.

И еще вы должны отразить свой рассказ, найти пословицы и поговорки об этом волокне. Вы должны уложиться в 5 мин. каждая команда.

Итак, слова команде “Домовята”.

(Учитель дополняет, если необходимо рассказ и читает пословицы.)

Слово команде “Совята”.

Вручаются жетоны!!!

Учитель. Общекомандные итоги я буду отмечать на доске за каждый конкурс, а индивидуально каждому за правильный и полный ответ – жетон лично в его копилку. В конце путешествия вы решите, кто активно участвовал и внесет вклад в победу своей команды по количеству заработанных жетонов.

2. Станция “Угадай – ка”. Прикатился наш клубок на станцию “Угадай – ка”.

Говорите – то вы все складно да ладно, а посмотрим, какие вы в деле. Посмотрим,кто достойно пройдет все испытания: мудрые “Совята” или ловкие “Домовята”. Ваша задача дать как можно больше правильных ответов на вопросы.

Вопросы задаю по очереди, сначала одной, а затем другой команде.

Начнем с “Совят”.

1) Назовите основной инструмент для вязания… Какие бывают спицы?

(Ответ. Спицы бывают разные по материалу, из которого они изготовлены: металла, древесины, пластмассы, кости. Пять спиц – с обоих концов острые – рабочие; две спицы соединенные леской – круговые спицы; спицы длинной до 40 см – один конец острый, другой с ограничением: колечком, шариком и т.п.)

2) Как правильно подобрать спицы к пряже?

(Ответ. Спицы разделяют по номерам от 1 до 8. Спицы должны соответствовать толщине пряжи. Например: плотную бумагу проколоть спицей, а потом попробовать протащить сквозь отверстие приготовленную пряжу; если она проходит через отверстие, значит, размер спицы и толщина пряжи соответствуют”.)

Назовите условные обозначения (показ карточек).

4) Определите название вязки по описанию.

а) 1-й ряд: лицевая, изнаночная, лицевая, изнаночная.
2-й ряд: по рисунку.
3-й ряд: лицевая, изнаночная, лицевая, изнаночная.
4-й ряд: по рисунку.
(Ответ – резинка 1х1)

б) 1-й ряд: все петли лицевые.
2-й ряд: все петли изнаночные.
3-й ряд: все петли лицевые.
4-й ряд: все петли изнаночные.
(Ответ – чулочная).

За правильные ответы – жетоны!

5) Прочитайте вслух предлагаемую схему, укажите направление вязания и количество рядов.

а)

Сколько петель нужно набрать для начального ряда?

(Ответ – 21п.)

б)

Сколько петель нужно набрать для начального ряда?

(Ответ – 18п.)

Вручить жетоны!!!

3. Дальше покатился волшебный клубок и прикатился на станцию “Любителей кроссворда”. Мы последуем за ним.

Задание нужно выполнить за 5 минут: заполнить каждой команде предложенный кроссворд <Приложение 1>.

1. Как называются вязаные вещи? (Трикотажные.)
2. Приспособление для перематывания ниток в клубок. (Моталка.)
3. Как иначе называют нитки для вязания? (Пряжа.)
4. Простейший вид вязки, у которой лицевая и изнаночная стороны одинаковые. (Платочная.)
5. Внешний покров животных, используемый для получения нитей. (Шерсть.)

 

1. Как называется запись узора для вязания, изображенного при помощи условных обозначений? (Схема.)
2. Как называется нить, идущая от клубка? (Рабочая.)
3. Как называются крайние петли вначале и в конце каждого ряда? (Кромочные.)
4. Растение, дающее волокно для получения пряжи. (Хлопок.)
5. Простейший вид вязки, у которой лицевая сторона имеет вид “косичек”, а изнаночная вид “узелков”. (Чулочная.)

Жетоны!

4. Покатился клубок дальше, да поторопился, зацепился за пенек и запутался – станция “Путаница”.

Задание для капитанов (у доски): распутайте клубок, начиная с середины клубка, и напишите на доске запутанные в клубке заветные слова и составьте с этими словами пословицы и поговорки (команда может дополнить пословицы)

Слова:
Безделье; Рукоделье.
Пословица: “Не привыкай безделью, Учись рукоделью”.

 

 Слова:
Терпенье; Уменье.
Пословица: “Есть терпенье, будет И уменье”.

Жетоны!!!

5. Пока капитаны пытаются распутать клубок, обе команды отправятся на станцию “Сортировальная”.

Вы должны рассортировать образцы вязок по их названиям (прикрепить бирочку с названием вязки), а где нет названия, вписать в пустую бирку название вязки.

(Раздать по одному конверту с одинаковым количеством вязок и бирок обеим командам).

Жетоны!!!

6. Наконец – то клубок распутан, и мы положим его в “шкатулку чудес” да и закроем. На этом путешествие волшебного клубка закончилось.

III. Подведение итогов: общекомандные итоги.

1. Дать возможность учащимся самим оценить друг друга согласно заработанных жетонов и вклада каждого в победу команды (ведомость оценок) <Приложение 2>

2. Наградить медалями наиболее активных участниц (изготовить медали: “мудрые совы”, “ловкие домовята”).

Список используемой литературы.

  1. Азбука вязания. – Изд. 5-е. / сост. М.В. Максимова. – М.: Легпромбытиздат., 1992. – 240с.
  2. Технология. 8 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику “Технология 8 класс” В.Д. Симоненко. Часть II. / Сост. Н.Б. Голондарева – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. Стр. 32–57.