Тема. Пересказ рассказа “Петя и волки” по серии сюжетных картин.
Цель: Учить детей пересказывать рассказ в определенной последовательности с опорой на серию картин.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, опираясь на серию картинок, являющихся зрительным планом изложения.
2. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи посредством последовательного расположения сюжета.
Развивающие:
3. Развивать умение моделировать план высказывания.
4. Развивать связную речь, речевой слух, координацию речи с движением, эмоции, внимание, память.
5. Уточнить словарный запас по лексической теме “Зима”, естественно – научные представления.
Воспитательные:
6. Воспитывать навыки совместной деятельности, нравственные представления.
Словарная работа: волк воет, рыщет, стремглав, вскарабкался.
Оборудование:
Серия сюжетных картинок к рассказу “Петя и волки”, предметные картинки – схематичные изображения: снежинка, человек, дерево, елка, волк, охотник с лыжами, ружье, следы, картинки с приметами зимы (голые деревья, сугробы снега, снежинки, неяркое солнце, небо серое).
Снег настоящий, трубочки для сока, лыжи из пластика для пальчиков рук, елочки – счетный материал. Геометрические фигуры разного цвета.
Карандаши, карточки, компьютер и компьютерная программа “Игры для тигры”, модуль “Звуки”, автор Л.Р.Лизунова.
Предварительная работа: изучение лексической темы “Зима” “Дикие животные зимой”.
Разучивание игр: “Сердитый волк” “Зайцы и волк”.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра “Доброе утро” – назови друга по имени ласково.
2. Развитие слухового внимания: “Запомни, повтори”.
Моток – каток.
Бег – снег.
Слезинка – снежинка.
Капель – метель.
Нос – мороз.
Лужа – стужа.
Ребята, когда же это бывает? Снежинки, метель, мороз? Верно, это все бывает….зимой. А вы хотите побывать на зимней лесной опушке? Тогда отправляемся в путь.
3. Ориентировка в пространстве. Игра “Кто за кем?” Послушайте внимательно, кто за кем встанет.
4. Развитие памяти. Игра “Запомни картинки”.
(Дети идут по ковру, запоминают картинки с приметами зимы: деревья голые, снег лежит в сугробах, небо серое, солнышко неяркое, снежинки летят, лыжи.)
5. Ребята, вы запомнили картинки, скажите, что же здесь лишнее? Да, это лыжи. Лыжи – спортивный инвентарь, а все остальные картинки – приметы зимы. Вы любите кататься на лыжах, а сейчас хотите прокатиться ?
6. Экспериментирование: катаемся на лыжах, или идем пешком по лесу. (Дети надевают на пальчики лыжи, катаемся по снегу, а сейчас возьмите палочки и представьте, что мы идем по опушке леса пешком, снег глубокий, ноги проваливаются.)
– Как быстрее двигаться по снегу, на лыжах или пешком ? Почему ?
Словарная работа – стремглав прокатились, т.е очень быстро на лыжах прокатились. Медленно идем – пешком, ноги проваливаются в снег.
7. Создание эмоционального положительного фона занятия, подготовка детей к восприятию содержания рассказа.
– Посмотрите, ребята, нас ждет интересная картинка, но здесь виден только хвост и уши, кто к нам пришел?
Посмотрите, это чей хвост? Верно, волчий . Это чье ухо? – ухо волчье. Верно, это волк.
Ребята, как передвигается волк? Как волк голос подает? Подойдем к компьютеру, послушайте голоса животных, узнайте голос волка. (Компьютерная программа “Игры для тигры” – автор Л.Р.Лизунова.
(Волк что делает ? Воет, рыщет.)
(Почему человеку опасно встретиться с волком ? Волк – это хищное животное, очень опасное.)
– А вы, ребята, хотите узнать, что случилось с мальчиком Петей однажды зимой на лесной опушке?
Сообщение темы занятия:
Сегодня мы будем слушать рассказ “Петя и волки” и будем его пересказывать, а помогут нам в этом картинки.
8. Игра: “Сколько ребят вместе?” Сколько хлопков в ладоши услышите, по столько человек возьмитесь за руки. (по 2, по 1, по 3 , по 2) А теперь каждая пара возьмите любую геометрическую фигуру, найдите точно такую же на столе, садитесь.
9. Первичное прослушивание рассказа с опорой на картинки. – (Выставляются предметные картинки – схематичные изображения: снежинка, человек, дерево, елка, волк, охотник с лыжами, ружье, следы.)
Это было зимой в одной деревне. Петя шел из школы домой. Вдруг на опушке леса Петя увидел двух волков. Волки тоже заметили Петю и стали приближаться к нему. Петя испугался, бросил портфель и стремглав вскарабкался на сосну. Волки сели под сосной и стали ждать. Хорошо, что мимо проходил охотник на лыжах. Он вскинул ружье и выстрелил в волков. Волки убежали, а Петя слез с дерева и поблагодарил охотника.
Сейчас выполним задание:
- Картинки запомним в последовательности,
- Картинки закрываются,
- Дети зарисовывают схематично последовательность рассказа в таблицу.
12. Выбор сюжетных картинок к рассказу.
Посмотрите, ребята, как много сюжетных картинок у нас в гостях, а мы должны выбрать только те, которые подходят к рассказу “Петя и волки”. (Дети выбирают картинки к рассказу из большого количества сюжетных картинок.)
13. Показ картинок в правильной последовательности, вторичное чтение рассказа.
(Рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3)
14. Беседа по прочитанному, вопросы к рассказу.
Где жил Петя, в городе, или в деревне?
Откуда шел Петя?
Куда шел Петя?
Мимо чего шел Петя?
Волки заметили Петю?
Куда Петя вскарабкался?
Как Петя вскарабкался на сосну?
Почему волки сели под сосной?
Кто проходил мимо?
Охотник шел пешком ? Он шел быстро, или медленно?
Что у охотника было с собой?
Что сделали волки?
15. Игра добавь слово, закончи предложение (ребята, кто поймает мяч, тот договаривает предложение).
16. Восстановление правильной последовательности сюжета, сохранение структуры рассказа.
“Перепутались картинки” – ребята, наши картинки так обрадовались, вселились и перепутались, сейчас задание: “Поставить картинки так, чтобы получился рассказ”
17. Рассказ по серии картинок. (А теперь, вы немного подумаете и подготовитесь рассказывать.)
– Рассказ несколькими детьми по частям. (По рис. № 1, затем рис.№ 2, рис. №
3)
– Рассказ одним из детей.
– Рассказ от имени ребенка. (Однажды зимой я шел из школы……)
18. Развитие отсроченной памяти:
Ребята, возвращаемся в детский сад, в начале пути нам встретились картинки, а сейчас они отвернулись от нас, вспомните, что изображено на картинках? (Вспомнить картинки с приметами зимы.)
19. Подведение итогов занятия.
Список литературы.
- Белобрыкина О.А. “Речь и общение” г. Ярославль, 1998.
- Гаврилушкина О.П, Соколова Н.Д. “Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников” г. Москва, 1980.
- Ефимова Л.Н, Садовникова И.Н. “Формирование связной речи у детей– олигофренов” г. Москва, 1970.
- Лизунова Л.Р. “Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста” г.Пермь, 2008.
- Соботович Е.Ф. “Речевое недоразвитие у детей и пути их коррекции” г. Москва, 2003.
- Ткаченко Т.А. “Формирование и развитие связной речи” г.Санкт -Петербург, 1998.
- Школьникова Н.Н “Система развития коммуникации поведения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью” г. Москва, 1993.