Модульный учебный курс "Введение в школьную жизнь"

Разделы: Начальная школа


Необходимость введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования никто оспаривать не будет. Однозначно, документ необходим и с 1 сентября 2011 года обязателен к выполнению.

Образовательный модуль “Введение в школьную жизнь” помогает учителю начать реализацию главных требований этого документа – воспитание высоконравственных, компетентных и успешных граждан России. Учитель должен создать оптимальные условия для индивидуальной траектории развития каждого ученика.

Данный курс создан для того, чтобы познакомить ребенка со школой и научить его жить в школьном мире. 10–14 дней школьной жизни посвящены именно этому. Ребенок в этот период жизни уже не дошкольник, но еще и не школьник.

Основные цели образовательного модуля:
– “заложить основы навыков учебного сотрудничества и школьного товарищества”;
– “оптимизировать переходный этап от дошкольного детства к обучению на ступени начального образования”.

Учебные предметы: обучение грамоте, математика не являются содержанием этого курса.

Данный модуль организуется образовательным учреждением с 1-го сентября.

В соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях на начальном этапе используется “ступенчатый” режим обучения, в первом полугодии – в сентябре, октябре по 3 урока по 35 минут каждый. Этот период сложен для ребенка – происходит перестройка всех физиологических систем организма.

Хочу отметить, по окончанию периода адаптации (конец октября) все мои ученики испытывали желание ходить в школу, всегда находились в благоприятном расположении духа, успешно осваивали учебную программу (повысилась эффективность урока). На данный момент времени я работаю во 2-ом классе, большинство учеников четко и связно излагает мысли, рассуждает, не боится экспериментировать, презентовать результаты своей работы и оценивать их.

Таким образом, модульный учебный курс “Введение в школьную жизнь” целесообразен и эффективен.

Предлагаю вашему вниманию сценарий занятия образовательного модуля “Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школьной жизни”

Тема занятия: “Оценка. Введение линейки оценок”.

№ занятия: 6.

Цель занятия: знакомство с оценочной линейкой.

Задачи, работающие на достижение главной цели:

1. Учить определять критерии оценок.
2. Учить оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
3. Формировать адекватную самооценку.

Основные этапы занятия:

1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка учебной задачи. Открытие нового.
4. Первичное закрепление.
5. Самостоятельная работа.
6. Рефлексия.

УУД, формируемые на занятии:

1. Оценка с помощью знаков.
2. Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
3. Формирование основ общения друг с другом.
4. Способность к адекватной самооценке на основе наблюдений.

Планируемые результаты:

1. Умение различать оценку за красоту и за правильность.
2. Умение договариваться, взаимодействовать в группе.

Оборудование:

Изученные знаки, листочки в клетку, листы, простой карандаш, рисунок на доске.

Схема расположения парт на занятии: парты расставлены для работы в парах.

Ход занятия

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид учебного сотрудничества
Мотивация к учебной деятельности – Какие школьные правила вы уже запомнили и соблюдаете?
– А вы хотите хорошо учиться? Почему?
Ответы на вопросы. Фронтально.
Актуализация знаний. – Как можно узнать, успешно ли выполнено задание? (Подведение к слову “оценка”) Мнения учащихся.  
Постановка учебной задачи. Открытие нового. Создание ситуации. Мальчик написал свое имя так. На доске написать имя печатными буквами красиво, аккуратно, но с ошибкой.

– Оцените работу мальчика.

Введение оценочных линеек. Объяснение учителя.

Возникшая ситуация подведет учащихся к выводу, что нужно определить, за что оценивать (критерий)  
Первичное закрепление. Учитель предлагает графический диктант (“домик”) и предлагает оценить его.

– Помогите друг другу разобраться, все ли вы правильно выполнили. Как это можно сделать?

Выполнение задания.

Учащиеся в паре оценивают свою работу.

Ученик – ученик.
Самостоятельная работа. Практическая работа.

– Начертите несколько отрезков. Найдите среди них самый длинный, поставьте галочку. Найдите самый короткий – крестик. Оцените свою работу.

Выполнение задания. Учащиеся в паре оценивают работу. Ученик – ученик.
Рефлексия. – Чему научились на занятии? Почему для учеников это важно? Как надо ставить оценку на линеечке? За что можно ставить оценку? Ответы на вопросы.