Необходимость введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования никто оспаривать не будет. Однозначно, документ необходим и с 1 сентября 2011 года обязателен к выполнению.
Образовательный модуль “Введение в школьную жизнь” помогает учителю начать реализацию главных требований этого документа – воспитание высоконравственных, компетентных и успешных граждан России. Учитель должен создать оптимальные условия для индивидуальной траектории развития каждого ученика.
Данный курс создан для того, чтобы познакомить ребенка со школой и научить его жить в школьном мире. 10–14 дней школьной жизни посвящены именно этому. Ребенок в этот период жизни уже не дошкольник, но еще и не школьник.
Основные цели образовательного модуля:
– “заложить основы навыков учебного сотрудничества и школьного товарищества”;
– “оптимизировать переходный этап от дошкольного детства к обучению на ступени
начального образования”.
Учебные предметы: обучение грамоте, математика не являются содержанием этого курса.
Данный модуль организуется образовательным учреждением с 1-го сентября.
В соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях на начальном этапе используется “ступенчатый” режим обучения, в первом полугодии – в сентябре, октябре по 3 урока по 35 минут каждый. Этот период сложен для ребенка – происходит перестройка всех физиологических систем организма.
Хочу отметить, по окончанию периода адаптации (конец октября) все мои ученики испытывали желание ходить в школу, всегда находились в благоприятном расположении духа, успешно осваивали учебную программу (повысилась эффективность урока). На данный момент времени я работаю во 2-ом классе, большинство учеников четко и связно излагает мысли, рассуждает, не боится экспериментировать, презентовать результаты своей работы и оценивать их.
Таким образом, модульный учебный курс “Введение в школьную жизнь” целесообразен и эффективен.
Предлагаю вашему вниманию сценарий занятия образовательного модуля “Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школьной жизни”
Тема занятия: “Оценка. Введение линейки оценок”.
№ занятия: 6.
Цель занятия: знакомство с оценочной линейкой.
Задачи, работающие на достижение главной цели:
1. Учить определять критерии оценок.
2. Учить оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
3. Формировать адекватную самооценку.
Основные этапы занятия:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка учебной задачи. Открытие нового.
4. Первичное закрепление.
5. Самостоятельная работа.
6. Рефлексия.
УУД, формируемые на занятии:
1. Оценка с помощью знаков.
2. Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
3. Формирование основ общения друг с другом.
4. Способность к адекватной самооценке на основе наблюдений.
Планируемые результаты:
1. Умение различать оценку за красоту и за правильность.
2. Умение договариваться, взаимодействовать в группе.
Оборудование:
Изученные знаки, листочки в клетку, листы, простой карандаш, рисунок на доске.
Схема расположения парт на занятии: парты расставлены для работы в парах.
Ход занятия
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид учебного сотрудничества |
Мотивация к учебной деятельности | – Какие школьные правила вы уже запомнили и соблюдаете? – А вы хотите хорошо учиться? Почему? |
Ответы на вопросы. | Фронтально. |
Актуализация знаний. | – Как можно узнать, успешно ли выполнено задание? (Подведение к слову “оценка”) | Мнения учащихся. | |
Постановка учебной задачи. Открытие нового. | Создание ситуации. Мальчик написал свое имя так. На
доске написать имя печатными буквами красиво, аккуратно, но с ошибкой. – Оцените работу мальчика. Введение оценочных линеек. Объяснение учителя. |
Возникшая ситуация подведет учащихся к выводу, что нужно определить, за что оценивать (критерий) | |
Первичное закрепление. | Учитель предлагает графический диктант (“домик”) и
предлагает оценить его. – Помогите друг другу разобраться, все ли вы правильно выполнили. Как это можно сделать? |
Выполнение задания. Учащиеся в паре оценивают свою работу. |
Ученик – ученик. |
Самостоятельная работа. | Практическая работа. – Начертите несколько отрезков. Найдите среди них самый длинный, поставьте галочку. Найдите самый короткий – крестик. Оцените свою работу. |
Выполнение задания. Учащиеся в паре оценивают работу. | Ученик – ученик. |
Рефлексия. | – Чему научились на занятии? Почему для учеников это важно? Как надо ставить оценку на линеечке? За что можно ставить оценку? | Ответы на вопросы. |