Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений.
Цель уроки: осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить, степень усвоения материала и уровень умений и навыков.
Задачи:
- образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках физики (тема “Механика”) и информатики (тема “Программирование электронных таблиц для построения графиков функций”). Обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности при решении задач, находящихся на стыке разных наук. Закрепить умения работать с компьютером в среде MS Excel и использовать электронные таблицы как инструмент в решении расчетных задач.
- воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
- развивающие: развитие логического мышления, памяти на основе нестандартного подхода в решении задач, способности к анализу и синтезу; формирование навыков самоконтроля.
Оборудование к уроку:
Урок проводится в кабинете информатики с использованием персональных компьютеров и компьютера учителя, через который подключается мультимедийный проектор, для последующей наглядной защиты учащимися своих работ.
План урока:
№ | Этап урока |
Приемы и методы |
Время (мин.) |
1 |
Приветствие, постановка учебной задачи. | Сообщение учителя | 4-5 |
2 |
Самостоятельная работа учащихся | Решение задач с использованием приложения MS Excel | 40 |
3 |
Самостоятельная работа учащихся | Защита учащимися своих решений задач | 40 |
4 |
Подведение итогов | Комментарии учителя | 4-5 |
Ход урока
Примеры задач
- В момент начала наблюдения расстояние между автобусом 1 и мотоциклистом 2 было равно S и автобус проходил начало координат (х01=0). Проекции скоростей тел соответственно равны V1x и V2x - Найти: 1) время t встречи автобуса и мотоциклиста; 2) координату х места их встречи. Постройте графики зависимостей x = x(t)
№ |
S, м |
V1x,, м/с |
V2x,, м/с |
x', м |
1 |
600 |
10 |
-20 |
250 |
2 |
1400 |
18.6 |
-18.6 |
1400 |
3 |
0 |
14 |
18 |
630 |
4 |
-283 |
-18 |
-12 |
-364 |
- Уравнения движения двух тел заданы выражениями:
х1=х01 + V1x•t и х2=х02 + V2x•t
Найти время и координату места встречи тел аналитически и графически.
№ |
x01, м |
x02, м |
V1x,, м/с |
V2x,, м/с |
1 |
24 |
87 |
4.2 |
2.7 |
2 |
63 |
412 |
-6.2 |
4.1 |
3 |
0 |
-17 |
1.1 |
2.6 |
4 |
263 |
0 |
0 |
4.9 |
5 |
12 |
-12 |
2.1 |
-2.1 |
- Мальчик скатился на санках с горы длиной S1 и проехал по горизонтальному участку путь S2 до остановки. Всё движение заняло время t1 Найти: 1) время t1 спуска; 2) время t2 торможения; 3) скорость V в конце горы; 4) ускорение a1 на спуске; 5) ускорение a2 при торможении. Постройте график зависимости V = V(t).
№ |
S1, м |
S2, м |
t, c |
1 |
20 |
40 |
15 |
2 |
14 |
31 |
9 |
3 |
34 |
98 |
21 |
4 |
110 |
66 |
39 |
- Автомобиль массой m, движущийся по горизонтальной дороге, подъехал к подъему с углом наклона к горизонту a, имея скорость V0 Сила тяги автомобиля F, коэффициент сопротивления движению , длина подъема l. Найти: 1) ускорение автомобиля а; 2) скорость в конце подъема v; 3) время движения t. Постройте график зависимости V = V(t)
№ |
a,° |
m, т |
F, кН |
l,м |
V0,, м/с |
|
1 |
0 |
0,03 |
6,8 |
3,4 |
27 |
0 |
2 |
0 |
0,41 |
6,8 |
0 |
27 |
24 |
3 |
4,2 |
0,04 |
7,2 |
9,2 |
69 |
11 |
4 |
4,2 |
0,04 |
7,2 |
8,0 |
69 |
11 |
5 |
4,2 |
0,04 |
7,2 |
6,9 |
69 |
11 |
- С каким ускорением а движутся связанные тела (рис. 1) и какова сила натяжения нити Т? Трением пренебречь. Составить программу для условия: если тело массой т движется вправо (вниз), то а>0. Постройте график зависимости а=а(a).
№ |
1 |
6 |
7 |
8 |
т2, кг |
0,27 |
0,19 |
0,19 |
0,19 |
b° |
22 |
48 |
42 |
45 |
т1, кг |
0,19 |
0,27 |
0,19 |
0,19 |
a° |
22 |
42 |
48 |
35 |
Рис 1
- Учащиеся выводят формулы общего вида для решения своей задачи, программируют получившиеся формулы в электронной таблице MS Excel, вносят значения параметров из условия задачи, получают решение и ответ.
- На основе получившейся таблицы Excel ученики программируют построение графика решения задачи, Варьируя значениями параметров уравнений, ученики в динамике видят изменения трафика, тем самым более глубоко понимая процессы, происходящие в задаче.
- Поочередно учащиеся представляют через проектор на общее обозрение решение задачи своего варианта (всего 5 человек), Учащиеся, решавшие этот же вариант, могут сравнить со своим решением, вносить свои корректировки или пояснения.
- Учитель комментирует правильность решения задач. Оценка работ учеников, которые не участвовали в презентации своих задач, проводится после урока.