Интегрированный урок (физика + информатика) по теме "ИКТ при решении задач по механике". 10-й класс

Разделы: Физика, Информатика

Класс: 10


Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений.

Цель уроки: осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить, степень усвоения материала и уровень умений и навыков.

Задачи:

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках физики (тема “Механика”) и информатики (тема “Программирование электронных таблиц для построения графиков функций”). Обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности при решении задач, находящихся на стыке разных наук. Закрепить умения работать с компьютером в среде MS Excel и использовать электронные таблицы как инструмент в решении расчетных задач.
  • воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
  • развивающие: развитие логического мышления, памяти на основе нестандартного подхода в решении задач, способности к анализу и синтезу; формирование навыков самоконтроля.

Оборудование к уроку:

Урок проводится в кабинете информатики с использованием персональных компьютеров и компьютера учителя, через который подключается мультимедийный проектор, для последующей наглядной защиты учащимися своих работ.

План урока:

Этап урока

Приемы и методы

Время (мин.)

1

Приветствие, постановка учебной задачи. Сообщение учителя

4-5

2

Самостоятельная работа учащихся Решение задач с использованием приложения MS Excel

40

3

Самостоятельная работа учащихся Защита учащимися своих решений задач

40

4

Подведение итогов Комментарии учителя

4-5

Ход урока

  1. Приветствие.
  2. Учащиеся получают задачи для самостоятельного решения (5 вариантов).
  3. Примеры задач

    • В момент начала наблюдения расстояние между автобусом 1 и мотоциклистом 2 было равно S и автобус проходил начало координат (х01=0). Проекции скоростей тел соответственно равны V1x и V2x - Найти: 1) время t встречи автобуса и мотоциклиста; 2) координату х места их встречи. Постройте графики зависимостей x = x(t)

    S, м

    V1x,, м/с

    V2x,, м/с

    x', м

    1

    600

    10

    -20

    250

    2

    1400

    18.6

    -18.6

    1400

    3

    0

    14

    18

    630

    4

    -283

    -18

    -12

    -364

    • Уравнения движения двух тел заданы выражениями:

    х101 + V1x•t и х202 + V2x•t

    Найти время и координату места встречи тел аналитически и графически.

    x01, м

    x02, м

    V1x,, м/с

    V2x,, м/с

    1

    24

    87

    4.2

    2.7

    2

    63

    412

    -6.2

    4.1

    3

    0

    -17

    1.1

    2.6

    4

    263

    0

    0

    4.9

    5

    12

    -12

    2.1

    -2.1

    • Мальчик скатился на санках с горы длиной S1 и проехал по горизонтальному участку путь S2 до остановки. Всё движение заняло время t1 Найти: 1) время t1 спуска; 2) время t2 торможения; 3) скорость V в конце горы; 4) ускорение a1 на спуске; 5) ускорение a2 при торможении. Постройте график зависимости V = V(t).

    S1, м

    S2, м

    t, c

    1

    20

    40

    15

    2

    14

    31

    9

    3

    34

    98

    21

    4

    110

    66

    39

    • Автомобиль массой m, движущийся по горизонтальной дороге, подъехал к подъему с углом наклона к горизонту a, имея скорость V0 Сила тяги автомобиля F, коэффициент сопротивления движению , длина подъема l. Найти: 1) ускорение автомобиля а; 2) скорость в конце подъема v; 3) время движения t. Постройте график зависимости V = V(t)

    a

    m, т

    F, кН

    l

    V0,, м/с

    1

    0

    0,03

    6,8

    3,4

    27

    0

    2

    0

    0,41

    6,8

    0

    27

    24

    3

    4,2

    0,04

    7,2

    9,2

    69

    11

    4

    4,2

    0,04

    7,2

    8,0

    69

    11

    5

    4,2

    0,04

    7,2

    6,9

    69

    11

    • С каким ускорением а движутся связанные тела (рис. 1) и какова сила натяжения нити Т? Трением пренебречь. Составить программу для условия: если тело массой т движется вправо (вниз), то а>0. Постройте график зависимости а=а(a).

    1

    6

    7

    8

    т2, кг

    0,27

    0,19

    0,19

    0,19

    b°

    22

    48

    42

    45

    т1, кг

    0,19

    0,27

    0,19

    0,19

    a°

    22

    42

    48

    35

    Рис 1

    1. Учащиеся выводят формулы общего вида для решения своей задачи, программируют получившиеся формулы в электронной таблице MS Excel, вносят значения параметров из условия задачи, получают решение и ответ.
    2. На основе получившейся таблицы Excel ученики программируют построение графика решения задачи, Варьируя значениями параметров уравнений, ученики в динамике видят изменения трафика, тем самым более глубоко понимая процессы, происходящие в задаче.
    3. Поочередно учащиеся представляют через проектор на общее обозрение решение задачи своего варианта (всего 5 человек), Учащиеся, решавшие этот же вариант, могут сравнить со своим решением, вносить свои корректировки или пояснения.
    4. Учитель комментирует правильность решения задач. Оценка работ учеников, которые не участвовали в презентации своих задач, проводится после урока.