Цель: способствовать развитию логического мышления обучающихся.
Задачи:
совершенствование умений выполнять разные математические вычисления;
развитие логического мышления, смекалки, устной монологической речи;
воспитание умения работать в коллективе.
Оборудование: конверты с заданиями, колокольчики, секундомер.
Класс делится на две команды, каждая команда выбирает себе название. Можно проводить это мероприятие и на два класса.
Сценарий мероприятия
- Организационный момент.
Здравствуйте, участники математического брейн-ринга. Сегодня соревнуются две команды. Приглашаем участников занять свои места. Для проведения игры нам нужны помощники: хранитель времени и члены жюри.
Прошу вас занять свои места.
Напоминаю правила игры.
- На каждый вопрос для обсуждения ответа дается по 1 минуте.
- Если команда знает ответ, то можно позвонить в колокольчик, и команде предоставляется право первой ответить на вопрос.
- За правильный ответ команда получает 1 балл.
- Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
- За подсказки с команды снимается 1 балл.
Начинаем игру.
- Конкурсная программа
1 тур “Разминка”.
В первом конкурсе вам нужно решить веселые задачи.
Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой печь.
Для Наташи, Коли, Вовы
Пирожки уже готовы.
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Да в печи – четыре штуки.
Пироги считают внуки.
Если можешь, помоги
Сосчитать пироги. (8 шт.)
Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех окуней,
Рыбак Евсей –
Четырех карасей,
А рыбак Михаил
Двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки
Наловили из реки? (9 шт.)
Подводим итоги.
2 тур “Логические концовки”
Закончи предложение.
Если 237 больше 230, то 230 …(меньше 237).
Если река глубже ручейка, то ручеек … (мельче реки).
Если правая рука справа, то левая …(слева).
Если Саша вышел раньше из дома, то Сережа … (вышел позже, чем Саша).
Подводим итоги.
3 тур “Логические задачи”
Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по три мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, у каждой кошки было по три котенка. Сколько ног было на мельнице? (2 ноги, у кошек лапы).
60 листов книги имеет толщину 1 см. сколько сантиметров будет толщина книги, если в ней 240 страниц? (2 см).
Из города Чайковский в город Пермь самолет летит 1 час 20 минут, а обратно 80 минут. Чем объясняется такая разница?
Горело 28 свечей. Две свечи погасли. Сколько свечей осталось? (2 свечи).
Подводим итоги.
Музыкальная пауза
4 тур “Посчитай-ка” (на этот конкурс отводим по 3 минуты)
Числа, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 соедините знаком сложения, чтобы получилось 100. (1+23+4+5+67=100 или 1+2+34+56+7=100)
Какие четыре числа при сложении и умножении дают одно и то же число?
(4+2+1+1=4*2*1*1)
Подводим итоги.
5 тур “Удивительное сложение”
Мальчик написал на бумаге число 89 и говорит своему товарищу: “Не производя никакой записи, уменьши это число на 21 и покажи мне ответ”. Не долго думая, товарищ показал ответ. А вы, ребята, сумеете это сделать?
(перевернуть исходное число, получим 68).
Подводим итоги.
6 тур “Волшебные спички”
Из пяти спичек нужно построить два треугольника.
Подводим итоги.
7 тур “Подумай”
Некий владыка, желая испытать двух мудрецов, сказал им:
- Перед вами три колпака: один черный и два белых. Вам наденут по колпаку. Мне интересно знать, кто из вас первым догадается, какого цвета на нем колпак.
После этого мудрецов увели в темную комнату и там надели на их головы по белому колпаку. Затем привели обратно. Долго они смотрели друг на друга. Наконец, один их них воскликнул: “На мне белый колпак!”. Как рассуждал мудрец.
(Если был бы на мне черный колпак, то другой мудрец догадался первым, т.к. было 2 белых и 1 черный колпак. Но он молчал. Значит на мне белый.)
Это заключительный тур.
3. Итоги.
Жюри подводит итоги. Команды получают грамоты и призы.
Литература
Т.К. Жикалкина “Игровые и занимательные задания по математике”, Москва, “Просвещение”, 1989
З. А. Михайлова “Игровые занимательные задачи для дошкольников”, Москва, “Просвещение”, 1990.
Н. В. Русанов “Математические олимпиады младших школьников”, Москва, “Просвещение”, 1990.
Л. Ф. Тихомирова “Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка (младшие школьники)”, Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2000.