Цель урока: Выяснить условия, при которых тело в жидкости тонет, всплывает и плавает. Убедиться в том, что поведение тел в жидкости зависит от соотношения силы тяжести и выталкивающей силы Архимеда, плотностей жидкости и тела, погруженного в жидкость.
Задачи:
Образовательные:
1. Актуализировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела.
2. Выяснить условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести.
3. Сформировать знания и умения объяснять условия плавания тел, предсказывать поведение тел, погруженных в жидкость.
Развивающие:
1. Развивать навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач.
2.Развивать способность к творческому мышлению и анализу.
3.Расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике.
4.Развивать умение логически мыслить.
Воспитательные:
1.Формирование навыков самостоятельной работы над общей проблемой.
2. Развитие навыков самоконтроля.
3.Воспитание трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
4.Воспитание убежденности в возможности познания природы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: при объяснении новой темы учащиеся участвуют в обсуждении отдельных вопросов, делают записи в тетради в виде опорного конспекта, самостоятельно работают с интерактивными моделями и закрепляют полученные знания.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс (1 ученик – 1 ПК), мультимедийный проектор, интерактивная доска.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Таблица 1
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) |
Деятельность ученика | Время (в мин) |
1 | Организационный момент | Учитель приветствует учащихся. Объявляет тему урока. |
Приветствуют учителя Занимают рабочие места. |
1мин | |
2 | Актуализация знаний, повторение пройденного материала. | Модуль 1 “Озвученная иллюстрация для
изучения закона Архимеда”. Модуль 2 Тест к уроку “Закон Архимеда”. |
Предлагает ученикам вспомнить закон
Архимеда. Учитель демонстрирует ЭОР: Модуль 1 и
предлагает внимательно просмотреть, прослушать
озвученную иллюстрацию, чтобы повторить
пройденную тему. Предлагает учащимся выполнить тест из пяти заданий с выбором ответа, представленный в ЭОР: Модуль 2 (1 ученик – 1 ПК); контролирует выполнение теста и выставляет оценки. |
Просматривают предложенную
иллюстрацию, слушают комментарии, вспоминают
пройденный материал. Формулируют закон Архимеда. Самостоятельно выполняют тест и проверяют правильность выполнения заданий. |
5 мин |
3 | Постановка цели урока | В беседе с учащимися формулируются цели
урока и составляется план урока: 1. Выяснить, как ведут себя тела, погруженные в жидкость. 2. На конкретных примерах выяснить, от чего зависит поведение тел, погруженных в жидкость. 3. Научиться предсказывать поведение тел, погруженных в жидкость. 4.Сформулировать условия плавания тел. |
Принимают участие в диалоге с учителем.
Формулируют совместно цели урока. План записывают в тетрадь. |
6мин | |
4 | Введение нового материала | Модуль 3: “Выталкивающая сила в соленой
воде”. Модуль 4: Видеофрагмент “Гиря в воздухе, воде и ртути”. Модуль 5: Интерактивная модель “Плавание тел”. |
Предлагает учащимся ответить на вопрос,
где легче плавать в пресной или соленой воде? Предлагает посмотреть озвученные иллюстрации “Выталкивающая сила в соленой воде”. Контролирует просмотр. Предлагает просмотреть видеофрагмент “Гиря в воздухе, воде и ртути” и сделать вывод о том, что одно и то же тело ведет себя по-разному в разных жидкостях. Предлагает выполнить интерактивное задание “Плавание тел” и сделать вывод, что поведение тел в жидкости зависит от соотношения плотностей тела и жидкости, в которую погружено тело. Контролирует выполнение интерактивного задания и ведение записей. |
Отвечают на вопрос учителя. Воспринимают информацию. Выполняют интерактивное задание. Делают выводы о поведении тел в жидкости. Записывают вывод: а) что одно и то же тело ведет себя по-разному в разных жидкостях. б) поведение тел в жидкости зависит от соотношения плотностей тела и жидкости, в которую погружено тело. |
8 мин |
5 | Введение нового материала | Модуль 6 посвящен теме “Условия плавания тел”. | Демонстрирует ЭОР: Модуль 6 на
интерактивной доске, предлагает учащимся
изучить ЭОР на своих ПК, при этом ответить на
вопросы и записать в тетрадях опорный конспект Комментирует ответы учеников, контролирует запись конспекта. |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на вопросы. Делают выводы. Записывают конспект. | 9 мин |
6 | Введение нового материала | Модуль 7: “Изучение условий плавания тел”. | Демонстрирует ЭОР: Модуль 7. Предлагает
учащимся выполнить лабораторную работу
“Изучение условий плавания тел” и заполнить
интерактивную таблицу сравнения сил тяжести и
Архимеда. Контролирует выполнение лабораторной работы учащимися. |
Выполняют задание. Заполняют таблицу. Сравнивают значения силы Архимеда и силы тяжести. Делают вывод: если Fарх = Fтяж, то тело плавает, а если Fарх < Fтяж, то тело тонет, если Fтяж < Fарх, то тело всплывает. |
8 мин |
7 | Закрепление изученного на уроке материала | Модуль 8: “Поведение тел в жидкостях с разной плотностью” | Демонстрирует ЭОР: Модуль 8. Предлагает учащимся проверить полученные на уроке знания, выполнив интерактивное задание по предсказанию поведение яйца в жидкости и адекватно расставить силы (моделирование опыта). Контролирует выполнение задания. | Выполняют интерактивное задание на
своих ПК (1 ученик – 1 ПК): а) сравнивают силы, б) изображают их графически, в) предсказывают поведение яйца, г) проверяют результат. |
5 мин |
8 | Подведение итогов урока | Формулирует выводы по уроку: Оценивает работу учащихся на уроке и выставляет оценки. | Устно фиксируют выводы. | 2мин | |
9 | Домашнее задание | Формулирует задание, комментирует его:
§ 50 Упражнение № 25 (4,5). |
Воспринимают информацию, записывают задание в дневниках | 1мин |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Таблица 2
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
“Архимедова сила” | Модуль 1 И-типа | Рисунок, текст, звук. Озвученная иллюстрация для изучения закона Архимеда. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bcba5e0d-3bb7-4a6b-beaf-23ab9435b069/7_215.swf | |
Тест к уроку “Закон Архимеда” | Модуль 2 К-типа | Интерактивное задание – тест из пяти вопросов с выбором ответа и автоматизированной системой проверки. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b38-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html | |
“Выталкивающая сила и плотность жидкости” | Модуль 3 И-типа | Иллюстрированный и озвученный рассказ о различной величине архимедовой силы в пресной и солёной воде. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e8d81bd5-7eb5-4f98-9c19-92c0155d772a/7_225.swf | |
“Гиря в воздухе, воде и ртути” | Модуль 4 И-типа | Видеофрагмент, в котором демонстрируется как железная гиря тонет в воде и плавает в ртути. | http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%09+%C3%E8%F0%FF+%E2+%E2%EE%E7%E4%F3%F5%E5+%E2%EE%E4%E5+%E8+%F0%F2%F3%F2%E8+%28N+187496%29+& | |
“Плавание тел” | Модуль 5 П- типа | Интерактивная модель, позволяющая провести виртуальный опыт по выявлению зависимости глубины погружения плавающего тела в жидкость от соотношения плотностей тела и жидкости. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a27cd5f3-8d8a-49f0-8984-65f3ab683f6a/7_220.swf | |
“Условие плавания тел” | Модуль 6 И-типа | Информационный модуль посвящен теме “Условия плавания тел” иллюстрации и текст, четыре вопроса по теме урока, конспект урока. | http://fcior.edu.ru/card/14152/uslovie-plavaniya-tel.html | |
“Изучение условий плавания тел”. | Модуль 7 П-типа | Виртуальная лабораторная работа по теме “Изучение условий плавания тел”. Помимо интерактивной модели “Экспериментальная проверка закона Архимеда” в модуль входят 2 задания для закрепления знаний. | http://fcior.edu.ru/card/8130/izuchenie-usloviy-plavaniya-tel.html | |
“Поведение тел в жидкостях с разной плотностью” | Модуль 8 П-типа | Интерактивное задание по моделированию эксперимента, в котором необходимо предсказать поведение яйца в жидкости и адекватно расставить силы. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d42f11e9-ad13-11db-ad09-0050fc69ce6f/%5BPH-SED-07_1-2-05%5D_%5BID_002-01%5D.swf |