Функции образования

Разделы: История и обществознание


Политика – это форма общественного сознания, выражения и обеспечение коренных интересов общества, социальных и национальных групп в области внутреннего устройства жизни и международных отношений.

Политическое сознание определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления общества. Оно включает в себя совокупность общественно значимых взглядов, убеждений, ценностных ориентацией, формирующих реальные отношения социальных и национальных групп, отдельного человека к другим социальным и национальным группам и людям. Оно направлено на обеспечение коренных интересов людей, достижение общенародных целей. Политическое сознание – это целостное, устойчивое социально-психологическое образование, включающие в себя ряд психологических процессов и состояний человека. Его органической частью является политическая сознательность, которая показывает, насколько овладел человек мировоззренческим политическими установками, проявляет стойкость в их проведении в жизнь.

Политическая сознательность немыслима без развитого политического мышления, способности глубоко осмысливать политические события, давать им оценку, делать правильный тактический и стратегические выводы относительно направления гражданского общественного развития. Политическое гражданское сознание сопровождается политическими переживаниями, эмоциями, политическими чувствами высшего порядка.[1] Активно развивающиеся в процессе общественных отношений политическое мышление и чувства формируют политические потребности. Они проявляются как нужда человека в политическом сознании, текущей информации, как мотивы и стимулы, побуждающие к общественно-политической деятельности. Политические потребности определяют силу и направленность политической воли, такого психологического состояния человека, когда он сознательно и целеустремленно совершает политические поступки, действия, акции. Политическое общегражданское сознание влияет на становление духовных потребностей и интересов, на нравственное, эстетическое, правовое сознание и поведение, на художественные идеалы и вкусы людей. В нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической культуры. Она предполагает высокое развитие политического гражданского сознания во всей его совокупности: политической сознательности, мышления, чувств, потребностей и воли. Показатели политической культуры являются политическая грамотность и активность в политическом самообразовании ;умении вести дискуссию, оценивать общественные явления с общечеловеческих и классовых позиций, отстаивать и пропагандировать свои политические убеждения добиваться единства политической сознательности и действия, слова и дела. Политическая культура требует воспитания в детях целеустремленности и активности, ответственности и организованности, честности и сознательной дисциплинированности.

Главный “механизм” формирования политического сознания заключается в активном участии каждого человека в творческом созидательном труде, выработке политического курса развития общества, в свободном политическом диалоге.[2]Гражданское политическое воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. Оно гражданское потому, что определяется принципиальными общегосударственными, конституционными мировоззренческими позициями, воплощающимися в реальную практику общественных отношений. Оно политическое потому, что обеспечивает уяснения школьниками идеалов и целей, стратегической и тактической линии строительства правового государства по обеспечению коренных интересов большинства народов. Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов. Ей присущи противоречия и “механизмы” их разрешения, обеспечивающие также определенные критерии гражданской воспитанности.

Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие.

Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности.[3]

Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки.[3]

Развивающая функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.[3]

Цели-функции гражданского политического воспитания реализуются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий.[13]Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий.

Использованная литература

[1] Лебедева М. Политико-образующая функция высшего образования в современном мире // Мировая экономика и международные отношения, 2006.

[2] Гончаров С.А., Национальная безопасность: проблемы и пути решения. М., 1999.

[2] Ильинский И. Образовательная революция. М., 2002.

[3] Миронов А.В. Образование как фактор национальной безопасности России//Общество и личность. №3. 2006.