Основные направления успешной интеграции в социальную среду выпускников интернатных учреждений

Разделы: Социальная педагогика


Большинство выпускников школ-интернатов испытывают многочисленные трудности при вливании в самостоятельную жизнь и сталкиваются с социальными, психологическими, юридическими и профессиональными проблемами.

Исследования показывают, что большинство детей-сирот отстают в своем физическом развитии и имеют хроническую патологию (в основном ЦНС). И только менее пяти процентов считаются здоровыми.

Специфика физического и интеллектуального развития у детей-сирот влечет за собой эмоционально-волевую незрелость и нарушения в социально-психологической сфере, такие как завышенная или заниженная самооценка, слабый внутренний контроль, иждивенчество, инфантилизм, подчиняемость, доверчивость, некритичность, непрактичность, неадекватное восприятие социума за стенами школы-интерната. Как следствие возникают сложности в постинтернатной адаптации.

Основными проблемами постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений являются:

  1. Разрыв между представлениями о жизни и реальностью.
  2. Профессиональное самоопределение.
  3. Трудоустройство.
  4. Правовая некомпетентность.
  5. Трудности в ориентации служб социальной поддержки.
  6. Самостоятельной организации быта и досуга.

Исходя из вышеизложенного, надо отметить, что постинтернатное сопровождение призвано создать такие условия, которые способствовали-бы успешной интеграции воспитанника в общество. Сегодня для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей уже не достаточно разработанных принципов и концептуальных установок. Необходима разработка целостностной системы постинтернатного сопровождения выпускников школ-интернатов, как особого важного компонента адаптации в социум. И как следствие этого, постинтернатное сопровождение стало приоритетным направлением государственной социальной политики.

В связи с этим в ГБОУ СКШИ № 53 г. Москвы под руководством директора Медведевой Н.В. была разработана программа по постинтернатному сопровождению “Я – не один”. Программа была одобрена комиссией ДСМП по отбору организаций, по осуществлению постинтернатного сопровождения выпускников сиротских учреждений в возрасте от 18 до 23 лет и была опубликована в научно-практическом журнале “Социальная педагогка” № 1 за 2012 год. Цель программы создание системы постинтернатной адаптации выпускника в социум. Задачами программы являются:

  1. Обеспечение комплексного сопровождения выпускника-“Социальный педагог, педагог психолог, воспитатель”;
  2. Оказание целевой профессиональной поддержки выпускнику с учетом особенностей;
  3. Проведение мониторинга постинтернатного сопровождения выпускника

Сущностной характеристикой сопровождения является создание условий для перехода, сопровождаемого от помощи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе постинтернатного сопровождения воспитатель создает условия, оказывает необходимую поддержку выпускнику для перехода от позиции “Я не могу” к позиции “Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями”. Поддержка, с одной стороны, предваряет педагогическое сопровождение, а с другой – следует за ним по запросу ребенка (Л.Г Субботина).

Программа по постинтернатному сопровождению выпускников состоит из двух этапов: основное и целевое.

1. Основное сопровождение.

Формирование социального опыта воспитанников в условиях школы-интерната. Данное сопровождение рассматриваем как систему социализации воспитанников до постинтернатного сопровождения выпускников. Мы полагаем, постинтернатное сопровождение не может быть успешным без подготовительной, целенаправленной системы формирования социального опыта воспитанников в условиях школы-интерната.

Основное сопровождение включает в себя вариативно-программный подход, обеспечивает развитие и коррекцию воспитанников в различных видах деятельности. Личностно-ориентированные, коррекционно-развивающие, личностно-деятельностные технологии позволяют достичь положительных результатов в социальной адаптации детей-сирот с особенностями развития.

В своей работе воспитатели по формированию социального опыта воспитанников школы-интерната № 53 используют следующие программы:

Направления

Цель

Название программ

Гражданско-патриотическое воспитание Формирование гражданской позиции “Я – гражданин”
“Палитра души”
Социально-правовое воспитание Формирование социально-правового самосознания “Я среди людей”
“Я и закон”
Духовно-нравственное воспитание Формирование духовно-нравственных ценностей “Народные традиции”
“Палитра души”
Спортивно-оздоровительное воспитание Формирование здорового образа жизни “Мое здоровье”
Художественно-эстетическое воспитание Формирование нравственно-эстетической культуры “Кукольный театр”
“Театральная студия”
“Хореография”
“Вокал”
“ИЗО”
“Тестопластика”
“Глинопластика”
“Роспись по ткани”
Трудовое воспитание. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение Формирование профессионального самоопределения Профессиональное самоопределение:

“Я в мире профессий”
“Азбука профессий”
“Найди свое признание”

Основы безопасности жизнедеятельности. Формирование безопасности жизнедеятельности “Школа безопасности”
“Безопасная дорога”
Семейное воспитание Формирование позитивной модели семейной жизни “СемьЯ”

Совместно с ГОУ СПО колледжем архитектуры и менеджмента № 17 и с учебными центрами благотворительного фонда “Цвет жизни”, проводятся экскурсии и мастер-классы по творческому представлению профессий: маляр-штукатур, столяр строительного дела, парикмахерское дело, компьютерная графика, основы кулинарного дела и др. для учащихся 9-х классов.

Воспитанники 10-х классов продолжают углубленное трудовое обучение (один год) в условиях производственной практики ФГУП “НПЦ газотурбостроения “Салют” по рабочим специальностям: столяр, швея, маляр-штукатур, профессии: уборщица.

Социальная адаптация воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната проходит успешно. Целевым фактором является то, что выпускники получают опыт в профессиональном самоопределении, трудовой деятельности, построении новых социальных отношений, общения.

2. Целевое сопровождение

обеспечить профессиональную комплексную поддержку выпускнику в социуме самостоятельного жизнеобеспечения.

Комплексная профессиональная поддержка включает:

  • Социально-правовую – осуществляет помощь выпускнику в защите прав и законных интересов;
  • Психолого-педагогическую – обеспечивает консультативную, психологическую помощь в разрешении социальных, межличностных проблем;
  • Социально-педагогическую – содействует в оказании помощи выпускнику в разрешении жизненных и социально-бытовых проблем.

В зависимости от личностных особенностей выпускника разрабатывается индивидуальная программа постинтертного сопровождения, которая содержит дифференцированный подход и может меняется в зависимости от возникших проблем, конкретных ситуаций выпускника:

– поддержка в разрешении сложной жизненной ситуации;
– поддержка в разрешении конкретной ситуации;
– поддержка в разрешении текущих жизненных запросов.

Результатом успешной реализации программы становится создание благоприятных условий жизни выпускника, трудоустройства, а также наличие личностной зрелости выпускника. Создание развитой социально-поддерживающей сети, которая включает в себя школу-интернат, ЦСО, родственников, друзей (с положительным опытом социализации) и людей, значимых для данного выпускника.

Таким образом, постинтернатное сопровождение – это совместные действия “система, процесс, виды деятельности” и взаимодействие различных субъектов в отношениях.

Такой подход открывает новые перспективы в совершенствовании постинтернатного сопровождения выпускников с особенностями развития.