Большинство выпускников школ-интернатов испытывают многочисленные трудности при вливании в самостоятельную жизнь и сталкиваются с социальными, психологическими, юридическими и профессиональными проблемами.
Исследования показывают, что большинство детей-сирот отстают в своем физическом развитии и имеют хроническую патологию (в основном ЦНС). И только менее пяти процентов считаются здоровыми.
Специфика физического и интеллектуального развития у детей-сирот влечет за собой эмоционально-волевую незрелость и нарушения в социально-психологической сфере, такие как завышенная или заниженная самооценка, слабый внутренний контроль, иждивенчество, инфантилизм, подчиняемость, доверчивость, некритичность, непрактичность, неадекватное восприятие социума за стенами школы-интерната. Как следствие возникают сложности в постинтернатной адаптации.
Основными проблемами постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений являются:
- Разрыв между представлениями о жизни и реальностью.
- Профессиональное самоопределение.
- Трудоустройство.
- Правовая некомпетентность.
- Трудности в ориентации служб социальной поддержки.
- Самостоятельной организации быта и досуга.
Исходя из вышеизложенного, надо отметить, что постинтернатное сопровождение призвано создать такие условия, которые способствовали-бы успешной интеграции воспитанника в общество. Сегодня для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей уже не достаточно разработанных принципов и концептуальных установок. Необходима разработка целостностной системы постинтернатного сопровождения выпускников школ-интернатов, как особого важного компонента адаптации в социум. И как следствие этого, постинтернатное сопровождение стало приоритетным направлением государственной социальной политики.
В связи с этим в ГБОУ СКШИ № 53 г. Москвы под руководством директора Медведевой Н.В. была разработана программа по постинтернатному сопровождению “Я – не один”. Программа была одобрена комиссией ДСМП по отбору организаций, по осуществлению постинтернатного сопровождения выпускников сиротских учреждений в возрасте от 18 до 23 лет и была опубликована в научно-практическом журнале “Социальная педагогка” № 1 за 2012 год. Цель программы создание системы постинтернатной адаптации выпускника в социум. Задачами программы являются:
- Обеспечение комплексного сопровождения выпускника-“Социальный педагог, педагог психолог, воспитатель”;
- Оказание целевой профессиональной поддержки выпускнику с учетом особенностей;
- Проведение мониторинга постинтернатного сопровождения выпускника
Сущностной характеристикой сопровождения является создание условий для перехода, сопровождаемого от помощи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе постинтернатного сопровождения воспитатель создает условия, оказывает необходимую поддержку выпускнику для перехода от позиции “Я не могу” к позиции “Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями”. Поддержка, с одной стороны, предваряет педагогическое сопровождение, а с другой – следует за ним по запросу ребенка (Л.Г Субботина).
Программа по постинтернатному сопровождению выпускников состоит из двух этапов: основное и целевое.
1. Основное сопровождение.
Формирование социального опыта воспитанников в условиях школы-интерната. Данное сопровождение рассматриваем как систему социализации воспитанников до постинтернатного сопровождения выпускников. Мы полагаем, постинтернатное сопровождение не может быть успешным без подготовительной, целенаправленной системы формирования социального опыта воспитанников в условиях школы-интерната.
Основное сопровождение включает в себя вариативно-программный подход, обеспечивает развитие и коррекцию воспитанников в различных видах деятельности. Личностно-ориентированные, коррекционно-развивающие, личностно-деятельностные технологии позволяют достичь положительных результатов в социальной адаптации детей-сирот с особенностями развития.
В своей работе воспитатели по формированию социального опыта воспитанников школы-интерната № 53 используют следующие программы:
Направления |
Цель |
Название программ |
Гражданско-патриотическое воспитание | Формирование гражданской позиции | “Я – гражданин” “Палитра души” |
Социально-правовое воспитание | Формирование социально-правового самосознания | “Я среди людей” “Я и закон” |
Духовно-нравственное воспитание | Формирование духовно-нравственных ценностей | “Народные традиции” “Палитра души” |
Спортивно-оздоровительное воспитание | Формирование здорового образа жизни | “Мое здоровье” |
Художественно-эстетическое воспитание | Формирование нравственно-эстетической культуры | “Кукольный театр” “Театральная студия” “Хореография” “Вокал” “ИЗО” “Тестопластика” “Глинопластика” “Роспись по ткани” |
Трудовое воспитание. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение | Формирование профессионального самоопределения | Профессиональное
самоопределение: “Я в мире профессий” |
Основы безопасности жизнедеятельности. | Формирование безопасности жизнедеятельности | “Школа безопасности” “Безопасная дорога” |
Семейное воспитание | Формирование позитивной модели семейной жизни | “СемьЯ” |
Совместно с ГОУ СПО колледжем архитектуры и менеджмента № 17 и с учебными центрами благотворительного фонда “Цвет жизни”, проводятся экскурсии и мастер-классы по творческому представлению профессий: маляр-штукатур, столяр строительного дела, парикмахерское дело, компьютерная графика, основы кулинарного дела и др. для учащихся 9-х классов.
Воспитанники 10-х классов продолжают углубленное трудовое обучение (один год) в условиях производственной практики ФГУП “НПЦ газотурбостроения “Салют” по рабочим специальностям: столяр, швея, маляр-штукатур, профессии: уборщица.
Социальная адаптация воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната проходит успешно. Целевым фактором является то, что выпускники получают опыт в профессиональном самоопределении, трудовой деятельности, построении новых социальных отношений, общения.
2. Целевое сопровождение
– обеспечить профессиональную комплексную поддержку выпускнику в социуме самостоятельного жизнеобеспечения.
Комплексная профессиональная поддержка включает:
- Социально-правовую – осуществляет помощь выпускнику в защите прав и законных интересов;
- Психолого-педагогическую – обеспечивает консультативную, психологическую помощь в разрешении социальных, межличностных проблем;
- Социально-педагогическую – содействует в оказании помощи выпускнику в разрешении жизненных и социально-бытовых проблем.
В зависимости от личностных особенностей выпускника разрабатывается индивидуальная программа постинтертного сопровождения, которая содержит дифференцированный подход и может меняется в зависимости от возникших проблем, конкретных ситуаций выпускника:
– поддержка в разрешении сложной жизненной ситуации;
– поддержка в разрешении конкретной ситуации;
– поддержка в разрешении текущих жизненных запросов.
Результатом успешной реализации программы становится создание благоприятных условий жизни выпускника, трудоустройства, а также наличие личностной зрелости выпускника. Создание развитой социально-поддерживающей сети, которая включает в себя школу-интернат, ЦСО, родственников, друзей (с положительным опытом социализации) и людей, значимых для данного выпускника.
Таким образом, постинтернатное сопровождение – это совместные действия “система, процесс, виды деятельности” и взаимодействие различных субъектов в отношениях.
Такой подход открывает новые перспективы в совершенствовании постинтернатного сопровождения выпускников с особенностями развития.