Цели:
- Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек, техническими условиями.
- Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда.
- Сформировать навыки по выполнению прямых, косых стежков.
- Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, образцы стежков и строчек, набор ручных инструментов, хлопчатобумажные лоскутки, нитки, ПК, проектор.
На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, сметать, наметать, заметать, пришить.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Регистрация учащихся в классном журнале.
- Проверка готовности к уроку.
II. Повторение.
Вопросы:
-Для чего надо знать свойства ткани?
-Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится?
- Назовите положительные и отрицательные свойства хлопчатобумажных тканей?
-Какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?
-Что относится к приспособлениям?
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы урока.
Как вы думаете? От чего зависит качество готового изделия?
(Ответы учащихся) учитель демонстрирует прихватку - игрушку или другое изделие.
Качество изделий зависит от многих факторов: от хорошо подобранной ткани, правильно построенной выкройки и т. д. Но, если все вышеназванные операции сделаны безошибочно, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить. Чаше всего в таком случае изделие безвозвратно испорчено. Чтобы такого нее случилось с вашими изделиями, будем сегодня учиться выполнять ручные швы ровными и аккуратными.
Сведения о ручных стежках и строчках.
При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала сметывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обметывание петель и срезов, пришивание пуговицы. С ручными работами вы познакомились в начальной школе. Чтобы приступить к выполнению машинных работ, нужно повторить все, что вы изучали раньше.
Качество и безопасность работы, а также производительность труда во многом зависит от правильно подобранных инструментов и приспособлений и правильных приемов работы.
Шов - это место соединения деталей.
Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную. (слайд 2)
Строчка - это ряд повторяющихся стежков.
Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.
Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки.
По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные. (слайд 3)
Рассмотреть таблицу №3 в учебнике на стр. 22-23. «Виды ручных стежков и строчек»
Рис.1 Виды стежков: прямые, петельные, петлеобразные.
Виды строчек: сметочные, заметочные, выметочные, наметочные, копировальные, обметочные.
К ручным операциям относятся такие операции, которые выполняются ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, а также работы по удалению из деталей или изделий стежков временного назначения.
Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ.
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
- Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой или булавкой;
травма руки ножницами;
травма глаз. - Что нужно сделать до начала работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
положить инструменты и приспособления в отведённое для них место. - Что нужно делать во время работы:
быть внимательной к работе;
надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;
вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд. - Что нужно сделать по окончании работы:
посчитать количество игл и булавок в игольнице;
убрать рабочее место.
Организация рабочего места для выполнения ручных работ.
При ручных работах используют следующие инструменты: иголки, наперсток, ножницы, сантиметровая лента. (Слайд 4 )
К приспособлениям относятся: булавки, манекен, лекала, колышек, резец, линейки, угольники, мелок. Таблица 1, стр. 17
- Ручные швейные иголки выпускаются под номерами от 1 до 12. Иголки нечетных номеров - тонкие и длинные. В школьной практике используют в основном иголки № 3. Они должны быть прямыми, острыми, хорошо отшлифованными и соответствовать виду ткани и выполняемой работе.
- Нитки подбирают в соответствии с тканью и видом выполняемой работы. Самые тонкие выпускают под № 100, а самые толстые - под № 10. В школе чаще всего используют № 50 и № 40. Для отделочных швов на шелковых шерстяных тканях применяют нитки № 65, 75.
Для проталкивания иголки в ткань и предохранения при этом пальца от уколов служит наперсток. Наперстки бывают четырех номеров (2, 3, 4, 5) и двух видов: с донышком и без него. Наперсток должен соответствовать размеру среднего пальца правой руки.
- Булавки (с колечком или головкой) применяются для накалывания выкроек на ткань при временном соединении деталей изделия, а также во время примерки. Острый конец булавки должен быть без заусенцев, чтобы прокалывании не затянуть или разорвать нити ткани.
- Ножницы подразделяются на портновские, закройные и хозяйственные. Портновскими ножницами раскраивают тяжелые шерстяные ткани, закройными — легкие шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные, хозяйственными — шелковые, бельевые и хлопчатобумажные ткани.
Учащимся рекомендуются хозяйственные ножницы длиной 175 - 200 мм. Один конец у них узкий, другой широкий.
- Швейный мелок представляет собой небольшие плитки особо приготовленного белого или цветного мела. Край его затачивают так, чтобы при проведении им по ткани оставался след шириной 0,5—1,5 мм. Для нанесения линий на ткань можно использовать также сухое с тонким краем мыло.
Терминология ручных работ. Таблица № 2 стр.21.
Практическая работа.
Выполнение ручных стежков и строчек при изготовлении игрушки. (слайд 6-16)
Учитель показывает учащимся приемы выполнения ручных швов, обращая их внимание на аккуратность в работе, соблюдение правил безопасности работы.
Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ:
- Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.
- Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.
- Сметывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После сметывания нитки копировальных стежков удаляют.
- Нитку закрепляют в начале и в конце строчки: в начале—с помощью узелка на конце нитки, в конце — двумя-тремя стежками одной длины.
- Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.
- Отделку на изделие пришивают нитками в цвет отделки.
- Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани
Текущий инструктаж
I. Повторить правила по технике безопасности и санитарно - гигиенические требования.
НЕЛЬЗЯ:
• перекусывать нитку зубами — от этого портится эмаль и можно поранить губу; 1
• пороть швы и прорезать петли бритвой, так как можно порезать руки;
II. Пользование основными инструментами для шитья.
Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения
учащимися самостоятельной работы):
- разбор типичных ошибок
- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.
Правила безопасной работы
Во-первых, все иголки свои собери
И маленький домик для них смастери.
Открою тебе интересный секрет:
Ты другу расскажешь, а может, и нет.
У нас у иголок имеются ушки,
Ушки, конечно же, любят подушки.
Иголкам подушку скорей подари,
На ней все иголки свои собери.
Поверь, они счастливы будут безумно,
А мы- то с тобой поступили как умно!
Не будешь иголки искать где попало,
Ну вот, и от мамы тебе не попало…
Игла в работе весела,
Она тонка и так мила!
Не будешь класть ее на место,
Вдруг потеряется в отместку.
И затаится в беспорядке…
А тебе потом воткнется в пятку.
Иголки надо сосчитать,
Когда садишься за работу,
Потом внимательно собрать,
Хотя бывает неохота.
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передай.
Лишь окончена работа-
Ножницам нужна забота.
Не забудь их закрыть
И на место положить.
Напомнить хочу про рабочее место-
Диван или кресло?
Усядемся лучше с тобою за столом,
И ткань здесь разложи, и мыло найдем,
Коробку достанем, где все инструменты.
Сошьем все детали, набьем элементы,
Те из, которых игрушка родиться,
Рабочее место тебе пригодится!
Все правила эти обязан ты знать
И неуклонно их выполнять!
IV. Итог урока.
Анализ выполненной работы учащимися.
Вопросы для повторения:
- Какие нитки используют для выполнения ручных работ?
- Какие требования предъявляют к выполнению ручных работ?
- Где применяют прямые стежки?
- Где применяют петельные стежки?
V. Домашнее задание § 3,4
VI. Уборка рабочих мест.
VII. Подведение итогов урока учителем.
Оценка работы.
Использованная литература.
- Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль, “Академия развития”, 1997г.
- Юдина Е.Н., Евтушенко М.А. “Шейте сами”, “Культ-информ-пресс”, 2000г.
- Гильман Р.А. “Иголка и нитка в умных руках”, М.: Легпромбытиздат, 2002г.
- Симоненко В.Д. “Технология 5 класс”, Москва Издательский центр “Вентана-Граф”, 2007г.
- Рудакова И. «Уроки бабушки Куми.» ,Москва, «АСТ-ПРЕС»,1994г.
- Путятина Е. «Учимся шить мягкие игрушки.» Ростов на Дону, «Феникс», 2003г.