Урок по теме: “Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приёмов”.
Триединая дидактическая цель:
1. Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся применять различные способы разложения многочлена на множители и их комбинации.
2. Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
3. Побуждать учеников к само-, взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обоснованности своих высказываний.
I. Этап организации урока
Показатели выполнения дидактических задач | Класс и оборудование полностью готовы к уроку. |
Условия достижения положительных реальных результатов | Проверена подготовка учащихся к уроку, организовано внимание. |
II. Этап проверки знаний
Выполнение заданий в парах.
1. Соединить линиями соответствующие части определения.
2. Завершить утверждение.
3. Восстановить порядок действий при разложении многочлена на множители способом группировки.
Проверка и комментирование выполненных заданий.
Показатели выполнения дидактических задач | Учителем проверен не только объем знаний, но также их глубина, осознанность, умение использовать знания на практике. Ставились дополнительные вопросы для проверки прочности знаний, обнаружены и ликвидированы типичные ошибки. |
Условия достижения положительных реальных результатов | Создана атмосфера значительности, серьезности и важности работы учащихся на данном этапе. Все учащиеся были привлечены к активному слушанию ответов. |
III. Этап постановки цели урока
Показатели выполнения дидактических задач | |
Условия достижения положительных реальных результатов | Учитель четко и однозначно определил цель урока, чему должны научиться ученики в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть. |
IV. Этап усвоения новых знаний, умений и навыков
1. Провести классификацию данных многочленов по способу разложения на множители (работа в парах).
2. Соединить линиями многочлены с соответствующими им способами разложения на множители (тест).
3. Дать характеристику каждому перечисленному приему.
4. “Математическая эстафета” (групповая работа).
Показатели выполнения дидактических задач | Учащиеся правильно отвечали на вопросы. Класс активно выполнял все задания. |
Условия достижения положительных реальных результатов | Самостоятельная работа учащихся сочеталась с объяснением учителя. Применялись различные способы активизации мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение и сопоставление. Организовано осмысление, первичное обобщение и систематизация вновь сообщаемых знаний. |
V. Этап проверки понимания учащимися нового материала
Выработка плана последовательного применения комбинации различных приёмов.
1. Разложите многочлен на множители и укажите какие приёмы при этом использовались (у доски одни и те же примеры выполняют несколько учащихся с последующей проверкой учащимися класса).
Комбинировали приёмы:
- группировку;
- формулы сокращенного умножения;
- вынесение общего множителя за скобки;
- предварительное преобразование
- выделение полного квадрата.
Показатели выполнения дидактических задач | На данном этапе учитель добился устранения пробелов в понимании учащимися нового материала, выявил уровень глубины его осмысления |
Условия достижения положительных реальных результатов | Задавались вопросы требующие мыслительной активности, самостоятельной мыслительной деятельности |
VI. Этап закрепления нового материала
Самостоятельная работа. Самопроверка и самооценка знаний
Показатели выполнения дидактических задач | Умение воспроизводить основные идеи нового материала. |
Условия достижения положительных реальных результатов | На этом этапе в памяти учащихся закреплены знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. |
VII. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Показатели выполнения дидактических задач | Правильное выполнение домашнего задания. |
Условия достижения положительных реальных результатов | Учитель подвёл итоги урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся (коме основных приёмов разложения на множители (вынесение общего множителя за скобки, группировки, использование формул сокращенного умножения) учащиеся познакомились еще с двумя способами: методом выделения полного квадрата и предварительным преобразованием; дал короткие методические указания учащимся как они должны готовить домашнее задание. |
Время урока было рационально распределено на этапы, и четко прослеживалась связь между ними, хотя как недостаток можно отметить отсутствие этапа проверки домашнего задания. Учитель играл на уроке направляющую роль.
Работоспособность учащихся обеспечивалась за счет высокого темпа и четко поставленных целей.
Урок прошел плодотворно. Цель достигнута, задачи, поставленные на уроке, удалось решить на оптимальном уровне.