Магнитные плакаты на уроках английского языка в начальной школе

Разделы: Иностранные языки


Качественное обучение иностранным языкам в школе приобретает в наши дни особую важность и значение, т.к. современное поколение школьников отличается высокой потребностью в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Коммуникативно-игровое изучение иностранного языка в начальной школе способствует формированию у младших школьников изначально положительной мотивации по отношению к этому предмету, а также развитию у них коммуникабельности, а средней школе – созданию положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Широкое использование эффективных современных технологий обучения и использование соответствующего иллюстративно-наглядного материала позволяет интенсифицировать учебный процесс и сделать его более увлекательным.

На уроках иностранного мною используются наглядные пособия нового поколения — магнитные плакаты с иллюстрированными и текстовыми магнитными карточками — которые позволяют организовать интерактивную работу у доски, объяснить материал, провести фронтальную и проектную работу на уроках.

Основу пособия составляют шесть магнитных плакатов различной тематики, которые, в свою очередь, отвечают содержанию курса иностранного языка в начальной школе: “Классная комната”, “Наш новый дом”, “Комната Салли”, “Идем за покупками”, “Выходной день”, “Одежда”.

К каждому из плакатов приложены магнитные карточки-картинки, которые либо развивают тему плаката, либо предлагают родственную тему, а также карточки со словами (на английском и немецком языках) и пустые карточки для надписей и рисунков [1]. Магнитные карточки с иллюстрациями используются для формирования словаря учебной группы любого уровня. С помощью карточек с английскими словами дети усваивают графический образ слов, уже знакомых им по устной работе с плакатом.

Плакаты дополнены двумя игровыми пособиями Memo Game и Spinning Game, построенными на сопоставлении картинок и слов английского и немецкого языков, и тремя лингвистическими пирамидами “How do you do”, “At home”, “At school” [1].

Комплект игры “Мemo Game” (32 карточки 6x6 см с иллюстрациями и соответствующие им 32 карточки со словами) используется для следующего задания: учащиеся должны собрать из перевернутых обратной стороной вверх карточек пары “картина-слово”. Им разрешается по очереди смотреть по две карточки. Нашедший парные карточки громко вслух произносит соответствующее английское слово и только после этого их получает. Практика показывает, что данная игра развивает внимание и память, помогает запомнить графический образ слова и заучить его звучание.

В комплект настольной игры Spinning Game входит вращающийся диск (“spinner”) с четырьмя секторами и 72 карточки с иллюстрациями размером 6x6 см, представляющие собой уменьшенные карточки к магнитным плакатам [1]. На обратной стороне карточек приведены английские и немецкие слова, которые могут быть использованы игроками для самопроверки.

Сначала дети раскладывают карточки в четыре стопки (по темам) картинкой вверх. Затем вращают “spinner”. Выбирается стопка, соответствующая значку, на который указывает стрелка. Тот, кто правильно назовет по-английски изображение на верхней карточке, получает эту карточку. Выигрывает тот, кто к концу игры соберет больше всех карточек [1]. Четко слежу за тем, чтобы количество детей, сидящих за одним комплектом, не превышало 6 человек, чтобы каждый учащийся как можно чаще смог попробовать свои силы (для этого класс делю на 2-3 группы). Следует отметить, что те ученики, которые не могут назвать слово, имеют возможность неоднократно его прослушать, повторить за сильным учеником и запомнить слова. Соревновательный характер игры позволяет развивать быстроту реакции учащихся, способствует отработке произношения и закреплению слов по разным тематикам у сильных учеников и пополнению лексического запаса у слабых.

Лингвистические пирамиды, состоящие из двадцати пяти пластиковых треугольников в прочной коробке, использую для заучивания словаря: чтобы собрать все карточки в "пирамиду", нужно подобрать к каждому английскому слову подходящую картинку.

В своей практике использую данное пособие не только как при введении нового лексического материала, его углублении и закреплении, но также и объяснении некоторого грамматического материала.

При введении лексического материала по определенной теме и первичной его отработке на уроках английского языка в начальной школе можно организовать следующие упражнения:

  • показать картинку-иллюстрацию (можно добавить и картинку-слово) и назвать слово по теме, а дети должны повторить (при зрительном восприятии легче запоминается слово и усваивается его графический образ);

  • описать предметы или людей, а детям предложить показать их у доски (происходит развитие навыков аудирования);

  • назвать картинку, например, an apple, а детям предложить ее описать: “It is fruit / It’s big / It’s red…” (повторяется словарный запас, отрабатываются элементарные грамматические структуры);

  • с магнитного плаката снять некоторый элемент, ученики должны понять, что удалено, и описать это (развивается память, внимание, повторяются изученные слова и выражения);

  • предложить называть на английском языке отдельные предметы, которые поднимают вверх другие ученики (закрепляется лексический материал в игровой форме);

  • назвать звук, а ребята должны показать картинки (и называют слова) с данным звуком (отрабатываются звуки и произношение слов).

Упорядочивание английских магнитных карточек со словами на доске, как правило, проводятся после того, как завершится этап устной работы со словами:

  • учитель прочитывает все английские слова на карточках, а дети прикрепляют рядом со словами соответствующие карточки с иллюстрациями;

  • карточки в беспорядке располагаются на одной стороне доски, ученики должны составить из них рифмующиеся слова;

  • наклеить карточки со словами на копию плаката;

  • выстроить слова в алфавитном порядке;

  • из предложенных слов по разной тематике вычитать только те, которые являются продуктами/мебелью/школьными принадлежностями…

Рутинное заучивание слов и их графического образа заменяется увлекательной игровой формой, в результате которой процесс обучения становится динамичным и эффективным.

Для углубления материала в своей практике на уроках английского языка в начальной школе использую задания следующего типа: на столе раскладываю карточки с иллюстрациями по разным тематикам в виде змейки. Дети бросают кости, ставят свою фишку на выпавшую карточку, называют его, находят графическое написание его в отдельной стопке и составляют целое предложение. Задание данного типа предлагаю на среднем этапе обучения вместо речевой зарядки или при введении нового лексического материала. Часто даю задания для разминки в виде следующих игр: ученик выбирает карточку, не указывая на нее ее, дает определение изображенного слова, чтобы другие смогли догадаться, или просто выбирает понравившуюся карточку и дает определение, а остальные проверяют его ответ.

Использование комплекта магнитных плакатов и карточек способствует более эффективному развитию навыков аудирования. На уроках английского языка проводятся задания следующего типа:

  • зачитывается текст, например, “Комната Салли”, а дети должны правильно расположить картинки с иллюстрациями, чтобы изобразить ее комнату.

  • даются команды, а дети их выполняют. Put the pen on the desk/ Put the book under Nikita’s chair…

Для развития монологической и диалогической речи на уроках английского языка предлагается детям выполнить следующие задания:

  • расскажи, что находится в комнате;

  • дети получают рисунок магазина, витрины и вывеска которого еще не оформлены. Все вместе они записывают название магазина и наполняют витрины вещами, которые они сами с удовольствием купили бы: I would like to buy …;

  • укрепляется плакат на доске, но доска раскрывается так, чтобы ученики не могли ее увидеть, один ученик прикрепляет в одной из комнат карточку с изображением какого-либо предмета. Другие ученики должны отгадать, в каком месте или в какой комнате прикреплена карточка, задавая такие вопросы: Is the … in the living-room?/ Is the … on Sally’s table?...;

  • на доске закрепляются картинки в виде плана к рассказу о Салли. Дети с помощью картинки описывают ее. Например, She is a girl. She is 8. She has a school uniform. The pullover is blue. She likes ice-cream. Sally has a room of her own. There is a sofa, a table and a wardrobe in her room…;

  • вывешивается только часть плаката и предлагается с помощью иллюстрированных карточек добавить те, которые, по их мнению, могут дополнить эту картинку. I think a … is missing.

  • диалоги в “продуктовом магазине” и т.п.

В конце урока при наличии свободного времени практикуются игровые формы работы с магнитными карточками:

  • One, two, three, … pleasе come to me! Карточки с иллюстрациями раздаются всем детям, сидящим в кругу на стульях. Они называют их (по кругу), держа открытыми. Рядом с одним из детей, который ищет себе пару, ставится дополнительный стул. Произносить имя этого ребенка запрещается. Можно только называть английское слово, обозначающее предмет на картинке [1].
  • Cocktail Party. Парные карточки (слово и картинка) раздаются детям. Карточки при этом не открываются. Все дети прогуливаются как гости на вечеринке и ведут простую беседу, цель которой – найти парную карточку. “Hello, nice to meet you! What have you got? – Hello, I’ve got …” – “Fine, you are my partner / Sorry, you are not my partner” [1].

Применение магнитной доски и магнитных плакатов с иллюстрированными и текстовыми карточками, как показывает опыт, имеет положительное значение: во-первых, их применение вызывает интерес к предмету, во-вторых, даёт возможность сократить рабочее время при объяснении, закреплении учебного материала в начальной школе, в-третьих, доступность и более образное восприятие нового учебного материала.

Литература

1. Г.Шульц-Штейнбах, Учебный комплект “Гарри и Салли”. Серия “Английский/немецкий язык”. Методические рекомендации.

2. http://www.int-edu.ru/object.php?m1=1041&m2=2&id=746