Тип урока: повторение и обобщение.
Форма: дидактическая игра.
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Цель урока: повторить и систематизировать сведения по теме “Имя числительное”.
Задачи.
Обучающие:
- проверить умение учащихся определять числительные разных разрядов и верно склонять их;
- проверить знания основных грамматических категорий числительного.
Развивающие:
- продолжить развитие внимания, памяти и логического мышления учащихся;
- продолжить развитие культуры речи учащихся (письменной и устной).
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- повысить общую языковую культуру.
Подготовительная работа: класс разбивается на 3 группы.
Оформление: компьютер, проектор, экран; сигнальные карточки для каждого участника; билеты с теоретическими вопросами.
Ход урока
I. Организационный момент. (1 слайд)
Учитель знакомит с целью урока. (2 слайд) Представление групп.
II. Повторение изученного по теме.
1. Разминка. Словарный диктант. (3 слайд)
Учащиеся пишут под диктовку слова, которые потом появляются на слайде.
Миллион, миллиард, километр, центнер, одиннадцать, девяносто, двести, триста, четыреста
Проходит самопроверка. Оценивается каждый ученик и группа в целом.
2. Экзамен. Теоретический конкурс. (4 слайд)
- Представители групп отвечают на теоретические вопросы.
- Определение разряда числительных (отвечает каждый ученик по порядку).
Учитель называет числительное, ученик - разряд числительного.
3. Работа с текстом. (5 слайд)
Записываются ключевые слова из текста. Каждая группа составляет по ним текст. После озвучивания всех вариантов на слайде демонстрируется изначальный, выбранный учителем. Учащиеся находят имена числительные, обосновывают свой выбор.
4. Физкультминутка (6 слайд)
5.
1) Конкурс сильнейших. (7 слайд)
Предлагается поставить имена числительные в родительный, творительный падежи:
11,37 (для представителя первой группы), 16,42 (для представителя второй группы), 12, 34 (для представителя третьей группы).
2) Конкурс “В мире книг”. (Конкурс для остальных учеников).
Вспомнить названия книг с употреблением имени числительного. Какая из групп напишет больше.
Например, “Два капитана”, “Двенадцать стульев”.
(8 слайд)
6. Работа с сигнальными карточками. (Повторение орфограммы “Правописание Ь в именах числительных”).
Учитель называет имена числительные. Каждый учащийся поднимает ту или иную сигнальную карточку. На слайде (9 слайд) появляются правильные ответы.
7. Конкурс “В мире крылатых выражений”.
Необходимо вспомнить фразеологизмы, в которых встречаются числительные (какая из групп напишет больше).
(10 слайд)
III. Рефлексия. Игра “Звонок маме”. (11 слайд)
Представьте, что вы позвонили маме. Расскажите, чем запомнился наш урок, что удалось, что надо повторить.
IV. Домашнее задание (на выбор). (12 слайд)
- вариант. Издание сборника, куда войдут загадки, пословицы, поговорки с употреблением имён числительных.
- вариант. Составление лингвистической сказки по теме “Имя числительное”. (13 слайд)