Сценарий мероприятия
Цель:
Познакомить младших школьников с историей Отечественной войны 1812 года и углубить знания старших школьников по истории данного периода, развивать чувство патриотизма, приобщить к духовным и культурным традициям России.
Задачи:
- развитие навыков коллективной, творческой работы,
- формирование умений самоорганизации
- формирование стремления к здоровому образу жизни и физическому самосовершенствованию
- воспитание уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям
Актуальность
Отечественная война 1812 года, несомненно, является примером патриотизма и высокой гражданственности в истории России. Изучение событий войны является важным элементом военно-патриотического воспитания. Но для того чтобы приблизить эту войну к современным школьникам, необходимо интегрировать их в историческую эпоху, создать ощущение присутствия, сопричастности тем далеким событиям. Для выполнения этих задач разработано спортивно-историческое мероприятие “Бородинское сражение”.
Продолжительность мероприятия: 1 час 30 минут
Место проведения: спортивный зал либо спортивная площадка на улице
Этапы проведения мероприятия:
1.Этап. Подготовительный.
Все классы (в гимназии в параллели по одному классу) перед началом мероприятия, методом жеребьевки, получают задание найти и изучить информацию о французском или русском полководце-участнике Бородинского сражения, о его месте и роли в сражении. Так в результате жеребьевки классы делятся на две армии:
Армии:
Русские полководцы:
- М.Б. Барклай де Толли
- П.И. Багратион
- Н.Н. Раевский
- Ф.П. Уваров, М.И. Платов
- Н.А. Тучков
- А.И. Кутайсов
Французские полководцы:
- И. Мюрат
- Л.-Н. Даву
- М. Ней
- Ж.А. Жюно
- Е. Богарне
(Приложение №1 карточки для жеребьевки)
Из учащихся старших классов выбираются главнокомандующие (Кутузов М.И. , Наполеон Б.), а также в каждом классе назначаются командиры отрядов. Командиры получают следующие задания для отрядов:
- подготовить обмундирование, оружие в соответствии с эпохой и родом войск отряда
- отработать строевые приемы (повороты направо, налево, кругом, строевой шаг)
- выучить военную песню начала ХIХ века на русском (французском) языке
- главнокомандующим приготовить вдохновляющую речь, которую они произнесут перед началом сражения
2 этап. Проведение мероприятия.
“Смотр войск”
Перед сражением проходит военный смотр отрядов. Две армии выстраиваются друг напротив друга, и отряды поочередно демонстрируют навыки строевой подготовки. Судьи оценивают каждый отряд по следующим критериям (максимум по каждому критерию 3 балла):
правильность выполнения команд в строю
внешний вид отрядов (использование исторических элементов военного обмундирования, единообразие, наличие оружия)
исполнение песни
четкость и слаженность работы командиров отрядов и главнокомандующего
речь главнокомандующего
(Приложение №2 судейский протокол)
“Бородинское сражение”
Сражение проходит в четыре этапа. На каждом этапе проходят спортивные состязания между отрядами:
1. Село Бородино (5, 10 классы)
2. Багратионовске флеши (3,4 классы)
3. Утицкий курган (1,6,11 классы)
4. Батарея Раевского (2,7,8,9 классы)
Все команды перед началом второго этапа получают военные задачи на карточках:
1 этап. Бой за село Бородино Задание для армии Богарне (10 кл.)Первое состязание за село Бородино проходит между 10 и 5 классом виде игры “Бросание мячей в корзину”. Для проведения игры на площадке обозначается круг, в центре которого размещается стул. На стул становиться участник отряда 10 класса и берет в руки корзину. Остальные учащиеся 10 класса равномерно распределяются за внешней линией круга и получают мячи, которые нужно забросить в корзину. Учащиеся 5 класса становятся внутрь круга, их задача любыми способами помешать противникам забросить мячи в корзину, не касаясь мячей руками. Если команде 5 класса удалось закинуть более половины мячей в корзину, то судьи присуждают победу этой команде.
Следующий этап состязаний бои за Багратионовы флеши. Командиры отрядов получают задания:
2 этап. Багратионовы флеши Задание для армии Нея (3 кл.)Бой происходит в виде игры “Стенка на стенку”. Учащиеся становятся в две шеренги, один класс напротив другого. Учащимся одного класса необходимо взять своих соседей под руки и крепко держать. По команде ведущего классы начинают выдавливать соперника с занимаемой территории, не расцепляя руки. Побеждает та команда, которой большее количество раз удастся вытеснить соперника.
Следующий этап состязаний бои за Утицкий курган. Командиры отрядов получают задания:
3 этап Бой за Утицкий курганЗадание для армии Жюно (11 кл.)
- Занять позицию перед Утицким курганом
- Взять в плен всех русских ополченцев, охраняющих Смоленскую дорогу
- Взять “языка” и отвести в ставку Главнокомандующего
- Укрепиться на Утицком кургане
- Не вступать в бой до атаки на Утицком кургане, сидеть в засаде на правом фланге
- Выступить в атаку против армии Богарне
- Взять в плен французов
- Взять языка и отвести в ставку Главнокомандующего
Бой происходит в виде игры в “Догонялки”. Первый класс выступает в роли ополченцев, которых должны в течение 5 минут ловить и удерживать учащиеся 11 класса. Если после истечение 5 минут остался не пойманным хоть один ополченец, то 11 класс проигрывает соревнования.
Завершающий этап состязаний - бои за батарею Раевского. Командиры отрядов получают задания: 4 этап батарея Раевского Задание для армий Мюрата и Даву (7,8 классы)Задание для армий Кутайсова и Раевского (2,9 классы)
- Занять позицию на батарее Раевского
- Занять оборону, приготовиться к перекрестному огню
- Держать оборону до последнего бойца
Сражение проходит в виде игры “Вышибала”. Отряды русских находятся в поле игры (держат оборону), а отряды французов – за полем, бросают мячи в отряды русских. Затем команды меняются местами. Побеждает та команда, у которой после 5 минут игры останется большее количество участников в поле.
Завершается мероприятие общим построением, на котором судьи оглашают результаты соревнований, награждают победителей.
Список использованных источников:
- http://patrio.ru
- http://www.metodkabinet.eu/uik/1812/2_Istoria_1812_Resurs.html
- http://ria.ru/moscow/20100317/214907757.html
- http://www.1812panorama.ru/virtual/borodino14_07.html
- http://www.borodino2012.net/?p=3822
- http://puzkarapuz.org/uploads/posts/2008-11/1227103047_1812_01.jpg
- http://ikeep.ws/uploads/posts/2010-06/thumbs/1275935139_9761.jpg
- http://www.rulex.ru/rpg/WebPict/fullpic/3017-129.jpg
- http://youedu.ru/uploads/posts/2009-10/1254532247_bagration.jpg
- http://marechal.davout.free.fr/index_fichiers/Davout_7.jpg
- http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/21/Murat2.jpg
- http://s54.radikal.ru/i146/1006/60/6918603d45f7.jpg
- http://www.ote4estvo.ru/uploads/1270821525_f89eadb689e4.jpg
- http://www.megabook.ru/MObjects/data/prev1998/pn7712.jpg
- http://gazeta1812.edusite.ru/images/p29_jyuno.jpg
- http://www.museum.ru/1812/persons/russ/pic/vg_u01a.jpg
- http://www.novocherkassk-gorod.ru/newspap/nved/jurnal/foto/8_1.jpg