Связь слов в словосочетании

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ:

  • Продолжить обучение выделять главные и зависимые слова в словосочетании.
  • Учить составлять словосочетания по данным схемам.
  • Учить сравнивать словосочетания типа гл. + из чего? Р.п. и сущ. + из чего? Р.п.
  • Учить уточнять, конкретизировать с помощью зависимого слова значение главного слова со стороны его признака, объекта действия, места, времени действия и др.
  • Дать представление (пропедевтика), что с однокоренными именами существительными зависимые слова часто сохраняют ту же падежную форму, что и с глаголами.
  • Повторить орфограммы написания корня.
  • Способствовать развитию коммуникабельности, формированию устойчивых навыков самостоятельной работы

Оборудование: опорные схемы, сигнальные карточки

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.

-Будем учиться составлять словосочетания по схемам, уточнять значение главного слова с помощью зависимого. Повторим орфограммы корня. Увидим, что с однокоренными именами существительными зависимые слова часто сохраняют ту же падежную форму, что и с глаголами

3.Словарная работа

Запись на доске (если есть проектор, то на экране)

СЧАС(?)ЛИВЫЙ СЛУЧАЙ,

РАДОС(?)НОЕ ЧУ(?)СТВО,

ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗ(?)НИК,

ЧУДЕС(?)НОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ,

МЕС(?)НОЕ ВРЕМЯ

(два последних в зависимости от подготовленности класса)

-Вставить пропущенную букву (один ученик работает у доски). Проверка (сигнальные карточки).

-На какую орфограмму корня подобраны слова? (непроизносимая согласная)”.

Цепочка” 1-го ряда подбирает проверочные слова. Остальные сигналят: правильно-неправильно.

-Можно ли назвать пары слов словосочетаниями? Почему? (слова связаны между собой по смыслу)

-Покажите графически главное и зависимое слово. Укажите части речи.

-Какое значение предмета уточняет зависимое слово? (значение признака)

-Составьте схему к этим словосочетаниям. (прилаг.+сущ.)

4.Работа по теме урока

1. Работа со схемами (схемы записаны на доске или (если есть проектор)на экране)

а) ПРИЛАГ.+СУЩ. В Д. п.

б) ГЛ.+СУЩ. В П. п.

в) СУЩ.+ИЗ +СУЩ.

-Рассмотрите схемы словосочетаний. Что по ним можно узнать о значении и составе словосочетания? Приведите примеры.(а) предмет и признак предмета; б)действие и предмет, которым совершается это действие; в)предмет из чего сделан).

2. Работа в паре

-Запишите словосочетания под диктовку партнера. В каких формах согласуется главное и зависимое слово?

Проверка выборочных пар.

3.Работа с учебником: упр.26,с.39 (по заданию учебника)

1-2 словосочетание с комментированием у доски (учитель);

3-4 словосочетание – комментирует у доски ученик, остальные в тетради;

5-6 –самостоятельно в тетради. Проверка.

Пропедевтика:

-Что объединяет словосочетания? (Зависимые слова)

Какую падежную форму имеют зависимые слова? (Одинаковую)

В чем разница? (Главные слова – однокоренные, но выражены разными частями речи)

-С.40 в учебнике. Прочитать сообщение Помощника! Что интересного сообщил вам Помощник?

5. Итог урока

-Чему учились? (Выделять главные и зависимые слова в словосочетании; читать схемы словосочетаний; задавать вопросы от главного слова к зависимому слову)

-Что нового узнали? (С однокоренными именами существительными зависимые слова часто сохраняют ту же падежную форму)

Оценка работы учащихся на уроке.