ЦЕЛЬ:
- Продолжить обучение выделять главные и зависимые слова в словосочетании.
- Учить составлять словосочетания по данным схемам.
- Учить сравнивать словосочетания типа гл. + из чего? Р.п. и сущ. + из чего? Р.п.
- Учить уточнять, конкретизировать с помощью зависимого слова значение главного слова со стороны его признака, объекта действия, места, времени действия и др.
- Дать представление (пропедевтика), что с однокоренными именами существительными зависимые слова часто сохраняют ту же падежную форму, что и с глаголами.
- Повторить орфограммы написания корня.
- Способствовать развитию коммуникабельности, формированию устойчивых навыков самостоятельной работы
Оборудование: опорные схемы, сигнальные карточки
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.
-Будем учиться составлять словосочетания по схемам, уточнять значение главного слова с помощью зависимого. Повторим орфограммы корня. Увидим, что с однокоренными именами существительными зависимые слова часто сохраняют ту же падежную форму, что и с глаголами
3.Словарная работа
Запись на доске (если есть проектор, то на экране)
СЧАС(?)ЛИВЫЙ СЛУЧАЙ,
РАДОС(?)НОЕ ЧУ(?)СТВО,
ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗ(?)НИК,
ЧУДЕС(?)НОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ,
МЕС(?)НОЕ ВРЕМЯ
(два последних в зависимости от подготовленности класса)
-Вставить пропущенную букву (один ученик работает у доски). Проверка (сигнальные карточки).
-На какую орфограмму корня подобраны слова? (непроизносимая согласная)”.
Цепочка” 1-го ряда подбирает проверочные слова. Остальные сигналят: правильно-неправильно.
-Можно ли назвать пары слов словосочетаниями? Почему? (слова связаны между собой по смыслу)
-Покажите графически главное и зависимое слово. Укажите части речи.
-Какое значение предмета уточняет зависимое слово? (значение признака)
-Составьте схему к этим словосочетаниям. (прилаг.+сущ.)
4.Работа по теме урока
1. Работа со схемами (схемы записаны на доске или (если есть проектор)на экране)
а) ПРИЛАГ.+СУЩ. В Д. п.
б) ГЛ.+СУЩ. В П. п.
в) СУЩ.+ИЗ +СУЩ.
-Рассмотрите схемы словосочетаний. Что по ним можно узнать о значении и составе словосочетания? Приведите примеры.(а) предмет и признак предмета; б)действие и предмет, которым совершается это действие; в)предмет из чего сделан).
2. Работа в паре
-Запишите словосочетания под диктовку партнера. В каких формах согласуется главное и зависимое слово?
Проверка выборочных пар.
3.Работа с учебником: упр.26,с.39 (по заданию учебника)
1-2 словосочетание с комментированием у доски (учитель);
3-4 словосочетание – комментирует у доски ученик, остальные в тетради;
5-6 –самостоятельно в тетради. Проверка.
Пропедевтика:
-Что объединяет словосочетания? (Зависимые слова)
Какую падежную форму имеют зависимые слова? (Одинаковую)
В чем разница? (Главные слова – однокоренные, но выражены разными частями речи)
-С.40 в учебнике. Прочитать сообщение Помощника! Что интересного сообщил вам Помощник?
5. Итог урока
-Чему учились? (Выделять главные и зависимые слова в словосочетании; читать схемы словосочетаний; задавать вопросы от главного слова к зависимому слову)
-Что нового узнали? (С однокоренными именами существительными зависимые слова часто сохраняют ту же падежную форму)
Оценка работы учащихся на уроке.