Развитие современного цивилизованного общества основано на коллективной деятельности людей. Самосохранение цивилизации во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед ними жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу.
Одной из важнейших задач образования в современном мире становится развитие у учащихся навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Поэтому особая роль в этом процессе отводится периоду обучения в начальной школе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным опытом и опытом коммуникативной деятельности. Ведь именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного развития.
Задача учителя заключается в том, чтобы направлять учащихся на коллективную творческую деятельность через организацию сотрудничества. Только в совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность сформировать навыки общения. Взаимодействие между учащимися является основой успешного развития классного коллектива. Выстраивая систему деятельности на каждом этапе программы, реализуется арсенал содержания, технологий, приемов и форм.
И все это - вместе с детьми.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создать условия, способствующие формированию у младших школьников навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству;
- развивать навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;
- способствовать формированию толерантного общения, оптимизировать внутригрупповое сотрудничество;
- формировать умения общаться и вырабатывать позитивный эмоциональный тон общения; развивать социальное доверие и воспитывать новые способы поведения;
- формировать умения равноправного взаимодействия; развивать эмоции сочувствия, сопереживания;
- формировать представления о товариществе и дружбе;
- активизировать творческий потенциал детей, развивать навыки презентации;
- воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ
Данная программа ориентирована на обучающихся начальных классов.
В этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству и самостоятельности. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка. Он учится общаться со сверстниками, жить по правилам, сотрудничать в команде.
Младший школьный возраст — это возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности. В этом возрасте идёт активное познание окружающего мира, приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Программа “Мы вместе” предлагает каждому ребенку свободный выбор деятельности, возможность реализоваться в разнообразном творчестве, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности.
Организация жизнедеятельности школьников во внеурочное время предоставляет им широкие возможности самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов высокой культуры, нравственности, духовности, позитивного взаимодействия человека с окружающей средой.
Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности младших школьников, направленной на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.
Программа рассчитана на систематическую работу. Предполагается, что дети выполняют хотя бы одно групповое задание в неделю. Темы и содержание работ могут быть любыми: они определяются общими целями образовательного и воспитательного процесса в школе.
Программа построена с учётом следующих принципов:
- добровольность;
- общественная направленность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
- учет интересов ребенка;
- содружество и сотворчество детей и взрослых.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы - 4 года.
Данная рабочая программа рассчитана на 135 часов по 1 занятию в неделю.
1 класс – 33 часа, 2 – 4 классы по 34 часа.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. В учебном плане на эту программу отводится 1 час в неделю. Он является обязательным и предусматривает участие всех учащихся класса.
Внеурочная деятельность осуществляется через организацию КТД и позволяет использовать групповые и индивидуальные творческие занятия, выездные мероприятия, экскурсии, праздники, тренинги, социальные акции, походы, проекты, конференции, конкурсы и т.д.
Формы организации учебного процесса:
- совместная (групповая) деятельность обучающихся;
- игры и тренинги;
- самостоятельная деятельность;
- практикумы;
- беседы;
- деловые игры и др.
Занятия проводит классный руководитель. Классный руководитель обеспечивает условия для проведения учебной и воспитательной работы в тесном контакте с коллегами:
- учителя-предметники, работающие в классе, отвечают за организацию работы и содержание учебной деятельности, за проведение мероприятий в рамках программы;
- библиотекарь оказывает практическую помощь классному руководителю;
- социальный педагог помогает в работе с детьми группы риска и социально неблагополучными семьями.
В реализации программы по обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству в групповой деятельности “Мы вместе”, родители играют активную роль, показывая пример организованного общения:
- входят в состав малых групп вместе с детьми (2-3 человека) в процессе различных мероприятий и праздников;
- образуют отдельную группу-команду из нескольких родителей, соревнуясь с детьми в различных состязаниях;
- оказывают разнообразную помощь детям – членам группы-команды по подготовке к различным мероприятиям (декорации, костюмы, музыкальное оформление, составление сценариев, репетиции и т.д.)
- выступают в роли руководителей при подготовке групповых творческих работ, проектов учащихся (помощь в поиске необходимой информации в дополнительной литературе, Интернете, оформлении работ и т.д.);
- инициативная группа, выбранная родителями, выступает в роли экспертов при оценке деятельности групп-команд учащихся;
- групповая организация детей совместно с родителями применяется на родительских собраниях для разыгрывания и разрешения предложенных ситуаций, встречающихся в жизни детей и родителей;
- групповые тренинги детей совместно с родителями и т.д.
Классный руководитель реализует следующие функции:
- взаимодействие с семьями учащихся;
- создание нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями воспитанников;
- создание воспитывающей среды в классе для формирования у учащихся ценностных отношений
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
- приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения;
- о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- о способах организации взаимодействия людей и общностей;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
- развитие ценностных отношений учащихся к школе, окружающим людям, к природе, Отечеству;
- стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
- приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;
- опыта волонтерской деятельности;
- опыта творческой деятельности в социальном пространстве.
В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:
Личностные универсальные учебные действия
- Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
- Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
- Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
- Выделение нравственного содержания своих поступков
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения
- Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
- Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
- Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
- Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения
Регулятивные универсальные учебные действия
- Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
- Умение адекватно оценивать свою деятельность
- Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
- Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
- Формирование основ оптимистического восприятия мира
- Формирование готовности к преодолению трудностей
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
Месяц | № п/п | Тема занятия |
сентябрь | Здравствуй, школа! | |
1 | 1 | Беседа “Школьнику на память. Правила поведения в школе” |
2 | 2 | Работа с портфолио “Знакомьтесь. Это Я” |
3 | 3 | Экскурсия в природу “Здравствуй, осень золотая” |
4 | 4 | Концерт “Мы теперь – ученики” |
октябрь | В гостях у Светофора | |
1 | 5 | Акция “Добро в твоём сердце” |
2 | 6 | Игровая программа “Красный, жёлтый, зелёный” |
3 | 7 | Экскурсия “Безопасный путь домой” |
4 | 8 | Откровенный разговор “Законы школьной жизни. Традиции моего класса” Работа с портфолио “Мой класс” |
5 | 9 | Праздник “Мы школьниками стали” |
ноябрь | Всё умею делать сам | |
1 | 10 | Устный журнал “Когда мы едины…” (ко Дню единства России) |
2 | 11 | Сбор-разбор “Мы – хозяева класса” (о бережном отношении к школьному имуществу, о чистоте и порядке в классе) |
3 | 12 | Встреча семейных команд “Трудимся вместе” |
декабрь | Я и мои друзья | |
1 | 13 | Концерт “Вместе весело шагать… Песни
В. Шаинского” Работа с портфолио “Мои друзья” |
2 | 14 | Экскурсия “Идёт волшебница-зима” |
3 | 15 | Мастер-класс “Скоро праздник Новый год” |
январь | Учиться – всегда пригодится | |
1 | 16 | Блиц-турнир “Я теперь считать умею” |
2 | 17 | Работа с портфолио “Что я умею… Мои школьные достижения” |
3 | 18 | Конкурс чтецов “По страницам учебника” |
февраль | Родной свой край люби и знай | |
1 | 19 | Музейный урок “Сказание о славном граде Александрове” |
2 | 20 | Работа с портфолио “Я – гражданин своей Родины” |
3 | 21 | Наш вернисаж “Мой край родной” |
март | Вслед за солнышком | |
1 | 22 | Мастер-класс “Вслед за солнышком” |
2 | 23 | Экологическая игра “Мы – защитники природы” |
3 | 24 | Праздник “Спасибо тебе, БУКВАРЬ” |
4 | 25 | Работа с портфолио “Доброе чтение” |
апрель | Береги здоровье смолоду | |
1 | 26 | 7 апреля – Всемирный день здоровья. Весёлые старты |
2 | 27 | Досуговая программа “Космические старты” |
3 | 28 | Работа с портфолио “Здоровье – это здорово!” |
4 | 29 | Концерт “Живи, Земля” (к международному Дню Земли) |
май | Когда все вместе | |
1 | 30 | Вахта памяти “Мы этой памяти верны” |
2 | 31 | Встреча в семейном клубе “Когда все вместе” (к международному Дню семьи) |
3 | 32 | Работа с портфолио “Как я отношусь к людям” |
4 | 33 | Праздник “Прощай, любимый первый класс!” |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс
Месяц | № п/п | Тема занятия |
сентябрь | Здравствуй, школа! | |
1 | 1 | Информационный час “Как учись наши предки” |
2 | 2 | Работа с портфолио “Знакомьтесь. Я - второклассник” |
3 | 3 | Библиотечный час “Библиотека, книжка, я – вместе дружная семья” |
4 | 4 | Праздник первой оценки |
октябрь | В гостях у Светофора | |
1 | 5 | Праздник “У нас в гостях бабушки и дедушки” |
2 | 6 | Досуговая программа “Осень, осень, в гости просим” |
3 | 7 | Встреча с сотрудниками ГИБДД |
4 | 8 | Работа с портфолио “Школьная мозаика” |
5 | 9 | Спортивно-развлекательная программа “ В гостях у Светофора” |
ноябрь | Всё умею делать сам | |
1 | 10 | Фестиваль “Я, ты, он, она – вместе дружная семья” (ко Дню единства России) |
2 | 11 | Мастер-класс “Содержи в порядке книжки и тетрадки” |
3 | 12 | Мастер-класс “В гостях у русских мастеров” |
декабрь | Я и мои друзья | |
1 | 13 | Работа с портфолио “Законы школьной жизни” |
2 | 14 | Акция “Покормите птиц зимой” |
3 | 15 | Мастер-класс “Скоро праздник Новый год” |
январь | Учиться – всегда пригодится | |
1 | 16 | Сбор-разбор “Как живёшь, дневник?” |
2 | 17 | Работа с портфолио “Что я умею… Мои школьные достижения” |
3 | 18 | Рыцарский турнир вежливости |
февраль | Родной свой край люби и знай | |
1 | 19 | Библиотечный час “Страна, в которой я живу” |
2 | 20 | Спортивный праздник “Защитники Отечества” |
3 | 21 | Работа с портфолио “Моя родина Россия. Я – гражданин России” |
4 | 22 | Викторина “Символы моей Родины” |
март | Вслед за солнышком | |
1 | 23 | Играем в народные игры |
2 | 24 | Прогулка-наблюдение “Первые вестники весны. Герасим – грачевник” |
3 | 25 | Праздник “Идёт-поёт Весна” |
4 | 26 | Работа с портфолио “Доброе чтение” |
апрель | Береги здоровье смолоду | |
1 | 27 | Защита проекта “На зарядку становись” |
2 | 28 | Мастер-класс “Космический фестиваль” |
3 | 29 | Работа с портфолио “Я здоровье сберегу, сам себе я помогу” |
4 | 30 | Мастер-класс “Игры наших мам и пап, бабушек и дедушек” |
май | Когда все вместе | |
1 | 31 | Вахта памяти “Мы этой памяти верны” |
2 | 32 | Семейный праздник “Тепло родного очага” (к международному Дню семьи) |
3 | 33 | Работа с портфолио “Под крышей дома моего” |
4 | 34 | Презентация достижений “Моя школьная жизнь” |
ЛИТЕРАТУРА
- Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио первоклассника. – М.: Планета, 2012
- Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио второклассника. – М.: Планета, 2012
- Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио школьника. Методические Рекомендации. 1-2 классы – М.: Планета, 2012
- Антропова Н.В. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. - М., 2004
- Газман О.С. Неклассическое воспитание. - М., 2002
- Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. - М., 2001
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М., 2005
- Мушинский В.О. Азбука гражданина. - М., 1997
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000
- Селевко Г.К. Концепция самовоспитания. - Ярославль, 2000
- Соловьева Т.А., Рогалёва Е.И. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде. – М.: Вако, 2008
- Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. - М., 2005
- Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе. - М., 2004
- Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М., 2003
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М., 1997
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 1998