Программа внеурочной деятельности "Мы вместе"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Развитие современного цивилизованного общества основано на коллективной деятельности людей. Самосохранение цивилизации во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед ними жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу.

Одной из важнейших задач образования в современном мире становится развитие у учащихся навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Поэтому особая роль в этом процессе отводится периоду обучения в начальной школе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным опытом и опытом коммуникативной деятельности. Ведь именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного развития.

Задача учителя заключается в том, чтобы направлять учащихся на коллективную творческую деятельность через организацию сотрудничества. Только в совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность сформировать навыки общения. Взаимодействие между учащимися является основой успешного развития классного коллектива. Выстраивая систему деятельности на каждом этапе программы, реализуется арсенал содержания, технологий, приемов и форм.

И все это - вместе с детьми.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создать условия, способствующие формированию у младших школьников навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству;
  • развивать навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;
  • способствовать формированию толерантного общения, оптимизировать внутригрупповое сотрудничество;
  • формировать умения общаться и вырабатывать позитивный эмоциональный тон общения; развивать социальное доверие и воспитывать новые способы поведения;
  • формировать умения равноправного взаимодействия; развивать эмоции сочувствия, сопереживания;
  • формировать представления о товариществе и дружбе;
  • активизировать творческий потенциал детей, развивать навыки презентации;
  • воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов.

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ

Данная программа ориентирована на обучающихся начальных классов.

В этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству и самостоятельности. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка. Он учится общаться со сверстниками, жить по правилам, сотрудничать в команде.

Младший школьный возраст — это возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности. В этом возрасте идёт активное познание окружающего мира, приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Программа “Мы вместе” предлагает каждому ребенку свободный выбор деятельности, возможность реализоваться в разнообразном творчестве, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности.

Организация жизнедеятельности школьников во внеурочное время предоставляет им широкие возможности самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов высокой культуры, нравственности, духовности, позитивного взаимодействия человека с окружающей средой.

Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности младших школьников, направленной на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.

Программа рассчитана на систематическую работу. Предполагается, что дети выполняют хотя бы одно групповое задание в неделю. Темы и содержание работ могут быть любыми: они определяются общими целями образовательного и воспитательного процесса в школе.

Программа построена с учётом следующих принципов:

  • добровольность;
  • общественная направленность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
  • учет интересов ребенка;
  • содружество и сотворчество детей и взрослых.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок реализации программы - 4 года.

Данная рабочая программа рассчитана на 135 часов по 1 занятию в неделю.

1 класс – 33 часа, 2 – 4 классы по 34 часа.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. В учебном плане на эту программу отводится 1 час в неделю. Он является обязательным и предусматривает участие всех учащихся класса.

Внеурочная деятельность осуществляется через организацию КТД и позволяет использовать групповые и индивидуальные творческие занятия, выездные мероприятия, экскурсии, праздники, тренинги, социальные акции, походы, проекты, конференции, конкурсы и т.д.

Формы организации учебного процесса:

  • совместная (групповая) деятельность обучающихся;
  • игры и тренинги;
  • самостоятельная деятельность;
  • практикумы;
  • беседы;
  • деловые игры и др.

Занятия проводит классный руководитель. Классный руководитель обеспечивает условия для проведения учебной и воспитательной работы в тесном контакте с коллегами:

  • учителя-предметники, работающие в классе, отвечают за организацию работы и содержание учебной деятельности, за проведение мероприятий в рамках программы;
  • библиотекарь оказывает практическую помощь классному руководителю;
  • социальный педагог помогает в работе с детьми группы риска и социально неблагополучными семьями.

В реализации программы по обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству в групповой деятельности “Мы вместе”, родители играют активную роль, показывая пример организованного общения:

  • входят в состав малых групп вместе с детьми (2-3 человека) в процессе различных мероприятий и праздников;
  • образуют отдельную группу-команду из нескольких родителей, соревнуясь с детьми в различных состязаниях;
  • оказывают разнообразную помощь детям – членам группы-команды по подготовке к различным мероприятиям (декорации, костюмы, музыкальное оформление, составление сценариев, репетиции и т.д.)
  • выступают в роли руководителей при подготовке групповых творческих работ, проектов учащихся (помощь в поиске необходимой информации в дополнительной литературе, Интернете, оформлении работ и т.д.);
  • инициативная группа, выбранная родителями, выступает в роли экспертов при оценке деятельности групп-команд учащихся;
  • групповая организация детей совместно с родителями применяется на родительских собраниях для разыгрывания и разрешения предложенных ситуаций, встречающихся в жизни детей и родителей;
  • групповые тренинги детей совместно с родителями и т.д.

Классный руководитель реализует следующие функции:

  • взаимодействие с семьями учащихся;
  • создание нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями воспитанников;
  • создание воспитывающей среды в классе для формирования у учащихся ценностных отношений

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения;
  • о правилах конструктивной групповой работы;
  • об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
  • о способах организации взаимодействия людей и общностей;
  • о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  • развитие ценностных отношений учащихся к школе, окружающим людям, к природе, Отечеству;
  • стремление к коллективной творческой деятельности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

  • приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;
  • опыта волонтерской деятельности;
  • опыта творческой деятельности в социальном пространстве.

В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:

Личностные универсальные учебные действия

  • Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
  • Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
  • Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
  • Выделение нравственного содержания своих поступков

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения
  • Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
  • Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
  • Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
  • Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
  • Умение адекватно оценивать свою деятельность
  • Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
  • Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
  • Формирование основ оптимистического восприятия мира
  • Формирование готовности к преодолению трудностей

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

Месяц № п/п Тема занятия
сентябрь   Здравствуй, школа!
1 1 Беседа “Школьнику на память. Правила поведения в школе”
2 2 Работа с портфолио “Знакомьтесь. Это Я”
3 3 Экскурсия в природу “Здравствуй, осень золотая”
4 4 Концерт “Мы теперь – ученики”
октябрь   В гостях у Светофора
1 5 Акция “Добро в твоём сердце”
2 6 Игровая программа “Красный, жёлтый, зелёный”
3 7 Экскурсия “Безопасный путь домой”
4 8 Откровенный разговор “Законы школьной жизни. Традиции моего класса” Работа с портфолио “Мой класс”
5 9 Праздник “Мы школьниками стали”
ноябрь   Всё умею делать сам
1 10 Устный журнал “Когда мы едины…” (ко Дню единства России)
2 11 Сбор-разбор “Мы – хозяева класса” (о бережном отношении к школьному имуществу, о чистоте и порядке в классе)
3 12 Встреча семейных команд “Трудимся вместе”
декабрь   Я и мои друзья
1 13 Концерт “Вместе весело шагать… Песни В. Шаинского”

Работа с портфолио “Мои друзья”

2 14 Экскурсия “Идёт волшебница-зима”
3 15 Мастер-класс “Скоро праздник Новый год”
январь   Учиться – всегда пригодится
1 16 Блиц-турнир “Я теперь считать умею”
2 17 Работа с портфолио “Что я умею… Мои школьные достижения”
3 18 Конкурс чтецов “По страницам учебника”
февраль   Родной свой край люби и знай
1 19 Музейный урок “Сказание о славном граде Александрове”
2 20 Работа с портфолио “Я – гражданин своей Родины”
3 21 Наш вернисаж “Мой край родной”
март   Вслед за солнышком
1 22 Мастер-класс “Вслед за солнышком”
2 23 Экологическая игра “Мы – защитники природы”
3 24 Праздник “Спасибо тебе, БУКВАРЬ”
4 25 Работа с портфолио “Доброе чтение”
апрель   Береги здоровье смолоду
1 26 7 апреля – Всемирный день здоровья. Весёлые старты
2 27 Досуговая программа “Космические старты”
3 28 Работа с портфолио “Здоровье – это здорово!”
4 29 Концерт “Живи, Земля” (к международному Дню Земли)
май   Когда все вместе
1 30 Вахта памяти “Мы этой памяти верны”
2 31 Встреча в семейном клубе “Когда все вместе” (к международному Дню семьи)
3 32 Работа с портфолио “Как я отношусь к людям”
4 33 Праздник “Прощай, любимый первый класс!”

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс

Месяц № п/п Тема занятия
сентябрь   Здравствуй, школа!
1 1 Информационный час “Как учись наши предки”
2 2 Работа с портфолио “Знакомьтесь. Я - второклассник”
3 3 Библиотечный час “Библиотека, книжка, я – вместе дружная семья”
4 4 Праздник первой оценки
октябрь   В гостях у Светофора
1 5 Праздник “У нас в гостях бабушки и дедушки”
2 6 Досуговая программа “Осень, осень, в гости просим”
3 7 Встреча с сотрудниками ГИБДД
4 8 Работа с портфолио “Школьная мозаика”
5 9 Спортивно-развлекательная программа “ В гостях у Светофора”
ноябрь   Всё умею делать сам
1 10 Фестиваль “Я, ты, он, она – вместе дружная семья” (ко Дню единства России)
2 11 Мастер-класс “Содержи в порядке книжки и тетрадки”
3 12 Мастер-класс “В гостях у русских мастеров”
декабрь   Я и мои друзья
1 13 Работа с портфолио “Законы школьной жизни”
2 14 Акция “Покормите птиц зимой”
3 15 Мастер-класс “Скоро праздник Новый год”
январь   Учиться – всегда пригодится
1 16 Сбор-разбор “Как живёшь, дневник?”
2 17 Работа с портфолио “Что я умею… Мои школьные достижения”
3 18 Рыцарский турнир вежливости
февраль   Родной свой край люби и знай
1 19 Библиотечный час “Страна, в которой я живу”
2 20 Спортивный праздник “Защитники Отечества”
3 21 Работа с портфолио “Моя родина Россия. Я – гражданин России”
4 22 Викторина “Символы моей Родины”
март   Вслед за солнышком
1 23 Играем в народные игры
2 24 Прогулка-наблюдение “Первые вестники весны. Герасим – грачевник”
3 25 Праздник “Идёт-поёт Весна”
4 26 Работа с портфолио “Доброе чтение”
апрель   Береги здоровье смолоду
1 27 Защита проекта “На зарядку становись”
2 28 Мастер-класс “Космический фестиваль”
3 29 Работа с портфолио “Я здоровье сберегу, сам себе я помогу”
4 30 Мастер-класс “Игры наших мам и пап, бабушек и дедушек”
май   Когда все вместе
1 31 Вахта памяти “Мы этой памяти верны”
2 32 Семейный праздник “Тепло родного очага” (к международному Дню семьи)
3 33 Работа с портфолио “Под крышей дома моего”
4 34 Презентация достижений “Моя школьная жизнь”

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио первоклассника. – М.: Планета, 2012
  2. Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио второклассника. – М.: Планета, 2012
  3. Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио школьника. Методические Рекомендации. 1-2 классы – М.: Планета, 2012
  4. Антропова Н.В. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. - М., 2004
  5. Газман О.С. Неклассическое воспитание. - М., 2002
  6. Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. - М., 2001
  7. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М., 2005
  8. Мушинский В.О. Азбука гражданина. - М., 1997
  9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000
  10. Селевко Г.К. Концепция самовоспитания. - Ярославль, 2000
  11. Соловьева Т.А., Рогалёва Е.И. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде. – М.: Вако, 2008
  12. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. - М., 2005
  13. Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе. - М., 2004
  14. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М., 2003
  15. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М., 1997
  16. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 1998