Цели урока:
Образовательные
- На основе анализа архитектурных стилей объектов культурного наследия Cанкт-Петербурга, подвести учащихся к пониманию возникновения нового стиля в искусстве и архитектуре города через их историческую обусловленность;
- Обеспечить освоение учащимися следующих понятий: “модерн”, “эстетический символизм”; терминов: “экстерьер”, “декор”, “орнамент”, “майолика”, “мозаика”, “витраж”, новых строительных технологий начала xx века; дать знания о выдающихся архитекторах этого стиля.
- Выявить и осмыслить причины возникновения нового архитектурного стиля, понять его культурно-эстетическое значение через характерные черты, свойственные “Модерну” и отличие его от других стилей.
Развивающие
- формирование ИКТ компетенции, развитие способности к догадке по иллюстрациям и по контексту, умение анализировать объекты культурного наследия и соотносить их с историческим периодом, развитие монологической речи.
Воспитательные
- Воспитывать любовь к родному городу, как к своей “малой родине” и памятнику культурного наследия России, высокое чувство гражданственности и патриотизма.
- Использовать знания по истории и культуре Санкт-Петербурга в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.
- Формировать способность у учащихся решать творческие задачи, представляя результат своей деятельности через сообщения, презентации, эссе, рефераты, коллажи и другие формы, используя современные источники информации, в том числе и электронные носители.
- Формировать эстетические вкусы учащихся.
Задачи урока:
- Способствовать формированию представления архитектурного стиля “Модерн” и его особенности в Петербурге, как “Северного модерна”.
- Способствовать развитию умения “считывать” информацию с конкретных зданий и сооружений Петербурга начала xx века.
- Создать условия для выражения учащимися собственного впечатления от облика архитектурных сооружений города Санкт-Петербурга в стиле “Северный модерн”.
Используемые педагогические технологии:
- Проблемное обучение
- Педагогика сотрудничества
- Игровые технологии
- Информационно-коммуникативные технологии
- Групповые технологии
- Коллективный способ обучения
- Гуманно-личностные технологии.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока:
- Формирование четкого представления стиля “Модерн” и его особенности в Петербурге как “Северного модерна”.
- Освоение понятий: “модерн”, “северный модерн”, “эстетический символизм”, архитектурные термины (7).
- Умение “считывать” информацию с конкретных зданий и сооружений Петербурга начала XX века и анализировать их через знания характерных особенностей стиля “Северный модерн”.
- Знание о выдающихся архитекторах, создавших великолепные образцы зданий в этом стиле.
- Развитие монологической речи, логическое изложение мыслей; речемыслительных задач: соотнесение, классификация, умение делать предположение, выстраивание очередности, обобщение.
- Умение выразить собственное мнение и впечатление от облика архитектурных сооружений в стиле “Северный модерн”, выполнить творческое домашнее задание.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа проектор, установленное программное обеспечение MS Office PowerPoint, Презентация, раздаточный материал: Приложение 1.
Мотивация учащихся: Различные виды заданий, наглядность способствуют закреплению, запоминанию материала, а также развитию познавательных интересов учащихся.
Ход урока
1. Приветствие учителя и учащихся.
2. Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в Петербург конца XIX- начала XX века. Слайды 2-3. На слайдах вы видите здания и декор. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Предположите тему нашего урока.
Предположительные ответы:
- мы познакомимся с интересными зданиями и известными деятелями, которые возможно жили или работали там;
- возможно это новый архитектурный стиль;
Учитель: “Вы правы, сегодня мы познакомимся с новым архитектурным стилем но, прежде, мы разделимся на команды по 5-6 человек и проведем небольшой “Блиц - турнир”. (Каждая команда по 4 изображениям (Приложение 1; в Презентации Слайды 4-7) угадывает иллюстрации архитектурных объектов города, построенных в стиле петровского барокко, елизаветинского барокко, классицизма и эклектики).
Необходимо ответить на вопросы:
1. К какому архитектурному стилю принадлежит данный объект?
2. Назовите объект, архитектора-строителя, его историческое время по векам.
3. Назовите характерные черты представленных стилей.
Каждой команде предлагается узнать следующие объекты культурного наследия Петербурга:
- Дворец Петра I в Летнем саду;
- Строгановский дворец;
- Здание Александринского театра;
- Церковь святых Петра и Павла (евангелическо-лютеранская церковь Невский проспект дом 22-24);
На каждый слайд командам дается на размышление не более минуты. За каждый правильный ответ команда получает жетон, за добавления к ответу другой команды - дополнительный жетон. Все набранные жетоны – очки позволят в конце урока подвести итог и выявить команду – победительницу. Призом будут служить красочные наклейки с изображением известных архитектурных сооружений и памятников города Санкт – Петербурга.
Предполагаемые ответы команд:
1. Петровское барокко, Дворец Петра I, архитектор Доменико Трезини, начало XVIII века, строгий декор фасада здания, рустованные лопатки, тяга, мелкая расстекловка окон. Возможные добавления к ответу: скатная крыша, флюгер.
2. Елизаветинское барокко, Дворец Строгановых, архитектор Ф.Б. Растрелли, середина XVIII века, пышность и изящество в украшении фасада здания, скульптурные детали, красивые кованые решетки, рельефные и лепные украшения. Возможные добавления к ответу: 2-х цветность здания (розовый и белый), родовой герб, этот стиль принято называть еще “русское барокко”.
3. Классицизм, Александринский театр, архитектор Карл Росси, первая половина XIX века, строгость фасада, колоннада, колесница с Аполлоном, покровителем искусств и поэзии. Возможные добавления к ответу: квадрига (четыре) Аполлона, в нишах статуи муз.
4. Неороманский стиль, церковь, архитектор …, XIX век, башни, арочный портал, лоджия с арками, барельефы, скульптуры. Возможное добавление к ответу: смешанный стиль – эклектика.
Учитель: архитектор – А. Брюллов, брат знаменитого живописца К. Брюллова, автора картины “Последний день Помпеи”. Это немецкая лютеранская церковь святого Петра, расположенная на Невском проспекте. Вы неплохо справились с блиц – опросом, в конце урока лучшая команда будет награждена.
Сегодня мы познакомимся с архитектурным стилем, который в Петербурге называли “мимолетным”.
Слайд 8. К началу XX века возможности стиля “эклектика” были исчерпаны. Русская архитектура переживала кризис. Сложная и напряженная духовная жизнь русского общества в начале XX века заставляла искать деятелей культуры и искусства новые формы выражения, новые приемы синтеза искусств. Так появляется “Модерн” (“новый стиль”). Модерн обобщил весь художественный опыт человечества. Вместо смешения разнородных стилей (эклектика), возник цельный архитектурный стиль, пронизанный общей идеей. Модерн основан на эстетике символизма: здания – это не просто жилище, общественное здание, а символ единения с природой, символ красоты, заключенной в природе.
Слайд 9. Основные особенности стиля:
- свободная планировка зданий, отвечающая его функциям. Наиболее ярко эта особенность отражена в частных домах и особняках.
Примером может служить Особняк С.Н. Чаева, улица Рентгена дом № 9.
Слайд 10. Кроме оригинальной планировки зданий стиля “Модерн”, выделяется
- ассиметрия основных и второстепенных объемов зданий.
Приведем пример: Дом Капустина набережная реки Фонтанки, дом № 159. 1910 – 1912 гг., архитектор А.Ф. Бубырь.
Слайд 11. - Использование грубо обработанного камня “скальной фактуры” в облицовке фасадов зданий. Это прекрасно смотрится с серым питерским небом, сливаясь с окружающим ландшафтом. Такие дома напоминали средневековые замки.
Дом Е.К. Барсовой, Кронверкский проспект дом № 23 архитектора Е.Л.Морозова выложен в нижнем этаже серым гранитом, а порталы и арки кажутся “выломанными” в скале. Связь со стихийными силами природы подчеркнута разной высотой “скальной” кладки.
Слайд 12. - Орнаменты, содержащие элементы флоры и фауны.
На фасадах новых домов и особняков водоросли переплетались с длинными волосами русалок, а болотные камыши часто передавали дуновение ветра. В растительные орнаменты вплетались звери, птицы, рыбы. Стебли растений на фасадах извивались, зацветали дивными цветами. Все это в “Модерне” символизировало живой и изменчивый поток жизни и противостоялось прямой линии застывшей неподвижности и смерти.
Ярким примером является Жилой дом Первого Российского страхового общества, построенного на Каменноостровском проспекте дом № 26-28 архитекторами Ю.Ю. Бенуа, Л.Н. Бенуа, Н.Н. Бенуа.
Слайд 13. - Использование символов в декоративном оформлении фасадов зданий (экстерьера) и органичное “перетекание” их в интерьер (узоры витражей, стен, мебели).
Назовем наиболее распространенные символы:
- подсолнух – солнце, жажда жизни;
- колокольчик – желание;
- тюльпан, орхидея, лилия – трагедия, гибель;
- роза, нарцисс – чистая красота;
- мак – сон;
- лебедь – обреченность;
- лев – власть, сила;
- павлин – экзотика;
- сова – мудрость;
- дерево – знак рая;
Слайд 14. - Для декора фасадов и интерьеров домов и особняков применялась различная техника: лепка, резьба по камню, керамика, майолика, мозаика, витражи.
Балконные решетки и ограды домов делались из кованого и гнутого металла, применялись металлические конструкции. Примерами могут служить детали рельефов, витражи, ограды домов и особняков, кованые решетки балконов, арочные проемы с освещением фонарями.
Учитель: “Ребята! Попробуйте на примерах следующих слайдов, после небольшого обсуждения в командах(30 секунд на каждый пример), определить основные черты стиля “Модерн” и назвать их. Свои ответы письменно вы сдадите мне, а в конце урока мы подведем итог.
- Дом М.В.Воейковой Невский проспект , 72, 1909 – 1910 гг., архитектор С.И. Минаш.
Слайд 15. - Особняк Матильды Кшесинской Кронверкский проспект, дом № 1, 1904-1906гг., архитектор А.И.фон Гоген.
Слайды 16, 17. - Особняк В.Э. Бранта, улица Куйбышева дом № 4, 1909-1910гг., архитектор Р.Ф. Мельцер.
Слайды 18, 19, 20, 21. - Витебский вокзал, Загородный проспект дом № 52, 1902-1904гг., архитекторы С.А. Бржозовский и С.И. Минаш.
Предполагаемые ответы: ассиметричность здания, разные объемы помещений, витражи с характерным орнаментом, металлические конструкции над платформой, балконные декоративные решетки, мозаика, майолика, керамика, ограды особняка с украшением, символика.
Слайд 22. - Еще одной характерной чертой этого стиля является тесная связь экстерьера с интерьером зданий. Посмотрите, как великолепен витраж дома С.В.Муяки, улица Восстания дом № 18, построенный в 1902-1903гг. архитектором А.С. Хреновым. Растительный орнамент витража великолепным образом “перетекает” в изящную решетку лестницы и круглую решетку лифта.
Эпоха “Модерна” длилась всего 10 – 15 лет, но он так ярко блеснул в Петербурге, что его господство называют “веком”. В этом стиле работали такие известные архитекторы, как:
Слайд 23. Г.В.Барановский. Торговый дом купцов Елисеевых, Невский проспект дом № 56, 1901- 1903.
Слайд 24. П.Ю.Сюзор. Здание компании “Зингер” ( Дом книги), Невский проспект дом № 28, 1902 – 1904гг.
Слайд 25. Одним из ведущих архитекторов петербургского модерна является Федор Иванович Лидваль. В его творчестве можно выделить два периода:
- 1897 - 1907гг. – доходные дома (слайды26, 27, 28).
Слайд 29. - 1907 – 1918гг.- общественные здания (банки, гостиница, шведская церковь).
Доходные дома – самые незаурядные его работы.
Интересными примерами зданий стиля “Модерн” в Петербурге являются:
Слайды 30, 31. Дом Захаровых, Клинский проспект дом № 17, 1912 – 1913гг., архитектор А.А.Захаров.
Слайды 32, 33. Дом с колоннадой, Большой проспект Петроградской стороны дом № 77, 1912 – 1914 гг., по проекту А.Е. Белогруда.
Слайд 34. Здание Нового Пассажа, Литейный проспект дом № 57, 1912 – 1913гг., архитектор Н.В. Васильев.
Слайд 35. Черты модерна просматриваются в облике католической церкви, построенной в 1906 – 1909гг. архитекторами Л.Н.Бенуа и М.М. Перетятковичем. Несимметрические объемы здания, вырубленные из скальной породы, как бы “вросли” друг в друга.
3. Заключительная часть урока.
Сегодня мы познакомились с интересным и своеобразным архитектурным стилем, на формирование которого большое влияние оказала архитектура скандинавских стран. В Петербурге его называют “Северным Модерном”. Романтические образы суровой северной природы архитектурного стиля обогатили город зданиями, красотой которых мы любуемся и восхищаемся их неповторимостью, а музыка Концерта для фортепьяно с оркестром норвежского композитора Эдварда Грига созвучна ему.
Слайд 36. Звучит отрывок I части Концерта: тема вступления и главной партии).
4. Рефлексия.
Слайд 37. Учитель: “Прошу на листах каждой команде выразить свои мнения об уроке:
- что запомнилось, что понравилось?
- какие здания (объекты культурного наследия) были знакомы? О каких узнали на уроке?
- какие особенности стиля “Модерн” запомнились?
- какие архитекторы внесли особый вклад в этом стиле?
Учитель подсчитывает количество баллов каждой команды, награждает победившую команду.
5. Домашнее задание:
Слайд 38. Найти и представить иллюстрацию одного здания нашего города в стиле “Северный Модерн” и составить о нем небольшой рассказ (сообщение, небольшую презентацию). Подумать и подобрать (по желанию) музыкальную иллюстрацию, созвучную данному архитектурному сооружению.
Оценка работы учащихся.
Прощание с учащимися класса со звонком с урока.
Список используемой литературы.
- Е.В.Дмитриева Санкт-Петербург. Пособие по истории города. Издательство: Санкт-Петербург. Корона принт. 2001 год.
- Е.В.Дмитриева Санкт-Петербург. Век XX. Пособие по истории города. Издательство: Санкт-Петербург. Корона принт. 2001 год.
- М.С.Зимина Санкт-Петербург. Архитектурные стили. Пособие по истории города. Издательство: Санкт-Петербург. Корона принт. 2004 год.
Используемые интернет-ресурсы.
- http://www.citywalls.ru/ - Архитектурный сайт Санкт-Петербурга.
- http://petersburg-history.narod.ru/ - История и Архитектура Санкт-Петербурга, Сайт Виталия Минченко.
- spbfoto.spb.ru
- templespiter.ru
- piter.onfoot.ru
- Авторские фотографии