Внеклассное занятие по русскому языку. Тема: "Час занимательного русского языка". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3


Цель: развитие интереса к изучению литературы и русского языка, его фонетики и орфографии, обогащение словарного запаса учащихся , развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности; укрепление и сплочение детского коллектива.

Оборудование: карточки с буквами, иллюстрации, таблички со словами из пословиц, волшебный сундучок, портреты русских писателей, предметные картинки с изображением людей разных профессии.

В мероприятии принимают участие две команды.

1. Волшебный сундучок.

Учитель.

Дорогие зрители.
Дети и родители.
Вот волшебный сундучок.
На дверях его замок,
В нем живут отгадки,
На все мои загадки.
Ключ волшебный вставим в щель
И откроем в сказку дверь.

Сундучок открывается. Из него (по одной карточке) учитель вынимает загадки. Ребята, отгадавшие загадки первыми, становятся участниками команды ,,Заяц,,. Им вручают таблички с заглавными буквами (синего цвета) ответов на загадки.

1. Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус.) А

2. Полон хлевец белых овец. (Зубы.) З

3. Всегда во рту ,а не проглотишь.(Язык.) Я

4. Какой колокольчик не звенит? (Цветок полевой.) Ц

Из ребят отгадавших другие загадки, образуется команда ,,Лиса,,.

1.Чист и ясен, как алмаз.
Дорог не бывает,
Он от матери рожден,
Сам ее рождает. (Лед) Л

2.Конь стальной,
Хвост льняной. (Игла) И

3. В середине алый, сахарный,
А кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз) А

4. Бел как снег,
В чести у всех. (Сахар) С

Угадавшим загадки вручаются карточки с заглавными буквами красного цвета.

Задание командам. Из четырех букв составьте слово – название животного.

Постройтесь в одну шеренгу так, чтобы по буквам на табличке можно было прочесть это название. Получится названия команд – ..Заяц,, (буквы синего цвета) и ,,Лиса,, (буквы красного цвета).

Жюри учитывает правильность и быстроту выполнения задания.

2. Продолжите стихотворение.

– Я буду читать отрывки из разных стихотворении, но только две-три строчки, а вы будете продолжать все вместе хором вслед за мной.

Предлагаю детям получить дополнительный балл за правильное название автора стихотворения. В помощь на экране телевизора появляются портреты поэтов, их имена.

1. У лукоморья дуб зеленый…
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом. (А .Пушкин)

2. Унылая пора! Очей очарованье!...
Приятно мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)

3. Вороне где-то бог послал кусочек сыру…
На ель ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась.
Да призадумалась, а сыр во рту держала. (И.Крылов)

4. Люблю грозу в начале мая…
Когда весенний первый гром.
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ф.Тютчев)

5. Буря мглою небо кроет.
Вихри снежные крутя…
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя. (А.Пушкин)

6. Вот моя деревня…
Вот мой дом родной.
Вот качусь я в санках
По горе крутой. (И.Суриков)

7. По небу голубому…
Проехал грохот грома.
И снова все молчит. (С.Маршак)

8. Черемуха душистая
С весною расцвела…
И ветки золотистые .
Что кудри завила. (С.Есенин.)

3. Составьте слова.

– Каждая команда составляет слова, используя имена существительные, в которых есть одна гласная буква о.две гласных о.три гласных о.

Побеждает команда, быстрее и правильнее составившая три столбика слов. Жюри подводит итоги.

Слова могут быть такие:

О
Мост
Ток
Рот
Воз
 оо
мороз
окно
остров
холод
ооо
молоток
молоко
огород
болото

– Что такое имя существительное?

4. Буква заблудилась.

Неизвестно как случилось.
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква-озорница.
Очень странные дела
Начали твориться.

– Я буду читать стихи, а вы, если заметите букву – путешественницу, хором назовете нужное слово с буквой, соответствующей, нужному звуку, взамен неверного.

1. Закричал охотник:,,Ой!
Двери гоняться за мной!..

2. На виду у дктворы
Крысу красят маляры.

3. Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.

4. Миша лров не напилил
Печку кепками топил.

5. Жучка кадку не доела.
Неохота. Надоела.

6. Синеет море перед нами
Летают майки над волнами.

5. Угадайте глагол.

– Каждая команда придумывает четыре глагола и пытается их изобразить движениями: делает вид, что летает, пишет, спит, читает, рисует.

Глаголы игроки угадывает с помощью болельщиков.

– Что такое глагол? (Игроки получают дополнительный балл за ответы на этот вопрос.)

6. Назовите профессию.

– На экране появляется четыре рисунка с изображением людей разных профессии. Назовите того ,кто изображен на рисунках. Почему вы так вы решили?(На рисунках изображены: учитель, врач, продавец, печник.)

7. Составьте фразу.

– Каждый игрок из команды напишет по одному слову на доске, чтобы получилась фраза. Последним игрокам разрешается дописывать 2–3 слова, чтобы завершить фразу.

Побеждает команда, которая сумеет подобрать слова так, чтобы получилась законченная и осмысленная фраза.

8. Ставьте под ударение.

Если буква гласная
Вызвала сомнение.
Ты немедленно ее
Ставь под ударение.

– Я буду называть слова с сомнительными безударными гласными ,а вы дружно подберете и назовете к нему проверочное слово. Слова могут быть такие:

Тропа, трава, стена, холода, молоток, река, холмы, поля, голова, борода.

9. Дежурная буква.

– Я буду про себя читать алфавит, а кто-то остановит меня. Буква еа которой произойдет остановка, мы назовем дежурной.

Каждая команда по очереди называет имена существительные, которые начинается с этой буквы.

Выигрывает та команда, которая не ошибалась и не повторяла имена существительные.

10. Придумайте веселый рассказ.

– Каждая команда через две минуты должна нам рассказать веселый рассказ по заданной картинке,которой появится на экране.

Жюри комментирует результаты этого конкурса.

11. Подскажите словечко.

– Я буду читать стихотворение, а вы дружно хором подхватываете ответ.

Нет конца у строчки,
Где стоят три точки…
Кто придумает конец,
Тот и будет …(молодец!)

1. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка.
Можешь и нарисовать,
Называюсь я …(тетрадь!)

2. Я с собой ее ношу.
Не макаю, не пишу.
Замечательная штучка
Самопишущая …(ручка!)

3. Чтобы я тебя повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину.
И тогда ,поднявши пыль,
Побежит…(автомобиль!)

4. Без вагона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляется в полет
Наш проворный …(вертолет!)

5. Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился…(парашют!)

6. Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И едут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой…(велосипед!)

12. Соберите пословицу.

– Напоследок наш волшебный сундучок припас для вас сокровища народной мудрости-пословицы. (Вручаю командам конверты с четырьмя частями пословицы, по количеству игроков.)

Задание. Постарайтесь составить пословицу так, чтобы ее можно было прочесть.

Должны получиться пословицы: Ум хорошо, а два лучше.

Не спеши языком, торопись делом.

Жюри подводит итоги.

– Вот мы и закончили наш веселый урок. Много интересного вы сегодня показали, да и сами на себя посмотрели со стороны,  поэтому правильно говорится: Учиться – всегда пригодится.