Урок литературного чтения по теме "А.П. Гайдар «Совесть»"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с рассказом А.П.Гайдара “Совесть”;
  • учить анализировать произведение и пересказывать по плану;
  • развивать речь учащихся;
  • отрабатывать навыки чтения (умение интонацией передавать свои отношения);
  • воспитывать честность и отзывчивость.

Оборудование: портрет А.П.Гайдара, выставка книг, презентация, мультимедийная установка.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Постановка целей урока.

Сегодня мы познакомимся с рассказом А.Гайдара “Совесть”, подумаем, проанализируем и постараемся понять позицию автора и высказать своё отношение к прочитанному.

Гайдар написал много хороших добрых книг, которые с удовольствием читали ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. Вот настал ваш черёд открывать для себя мир повестей и рассказов Гайдара. (Презентация биографии А.П.Гайдара).

III. Новый материал.

Актуализация знаний.

- Скажите, слышали ли вы когда-нибудь от людей такие слова “Совсем совесть потерял”.

- Когда так говорят?

- Какого человека считают бессовестным? Совестливым?

- О ком говорят: “Люди с чистой совестью”?

- Когда говорят: “Совесть загрызла”?

Сейчас я прочитаю вам рассказ, он очень маленький, но автор сумел многое в нём рассказать.

Чтение рассказа.

Почему вернувшись, Нина села и заплакала?

IV. Физминутка.

V. Работа над произведением.

Словарная работа:

  • рабочий день
  • болтаться по городу
  • украдкой
  • смекнула
  • вышмыгнула
  • беспощадный

Чтение текста по цепочке.

Беседа по содержанию.

- Кто главный герой рассказа?

- Прочитайте, где и почему оказалась Нина в рабочее время?

- Какая встреча произошла в роще?

- Что случилось с мальчиком?

- Прочитайте, как Нина решила подшутить над мальчиком?

- Почему она не подняла книг? Почему заплакала?

- Как вы думаете, повторит она свой поступок? Почему?

- Каким вы представляете себе мальчика? Что можете сказать о его совести?

- Как вы понимаете слова: “Грызла беспощадная совесть”?

VI. Физминутка.

VII. Закрепление.

Чтение рассказа учащимися и деление его на части. (5 частей)

- О чём говорится в каждой части рассказа?

Составление плана:

1. Нина не приготовила урок.

2. Встреча с малышом.

3. Шутка Нины.

4. Нина помогла малышу.

5. Возвращение Нины в рощу.

- Чтение 3 части по ролям.

Пересказ по плану.

VIII. Обобщение.

Беседа.

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

- Чему он учит?

- Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? Осуждает ли Нину?

- Словарь настроений (на доске) - выбрать те слова, которые показывают, какое настроение вызвал у вас этот рассказ? Почему?

Работа с пословицами.

Объясните смысл пословиц.

  • “На обмане далеко не уедешь”.
  • “Счастлив тот, у кого совесть спокойна”.
  • “Совесть без зубов грызёт”.

IX. Итог урока. Рефлексия.

Закончи предложения.

  • Сегодня на уроке я узнал ...
  • На уроке мы говорили, о таких человеческих качествах, как ...
  • Мне урок ....

X. Домашнее задание.