Цели урока:
- познакомить с рассказом А.П.Гайдара “Совесть”;
- учить анализировать произведение и пересказывать по плану;
- развивать речь учащихся;
- отрабатывать навыки чтения (умение интонацией передавать свои отношения);
- воспитывать честность и отзывчивость.
Оборудование: портрет А.П.Гайдара, выставка книг, презентация, мультимедийная установка.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Постановка целей урока.
Сегодня мы познакомимся с рассказом А.Гайдара “Совесть”, подумаем, проанализируем и постараемся понять позицию автора и высказать своё отношение к прочитанному.
Гайдар написал много хороших добрых книг, которые с удовольствием читали ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. Вот настал ваш черёд открывать для себя мир повестей и рассказов Гайдара. (Презентация биографии А.П.Гайдара).
III. Новый материал.
Актуализация знаний.
- Скажите, слышали ли вы когда-нибудь от людей такие слова “Совсем совесть потерял”.
- Когда так говорят?
- Какого человека считают бессовестным? Совестливым?
- О ком говорят: “Люди с чистой совестью”?
- Когда говорят: “Совесть загрызла”?
Сейчас я прочитаю вам рассказ, он очень маленький, но автор сумел многое в нём рассказать.
Чтение рассказа.
Почему вернувшись, Нина села и заплакала?
IV. Физминутка.
V. Работа над произведением.
Словарная работа:
- рабочий день
- болтаться по городу
- украдкой
- смекнула
- вышмыгнула
- беспощадный
Чтение текста по цепочке.
Беседа по содержанию.
- Кто главный герой рассказа?
- Прочитайте, где и почему оказалась Нина в рабочее время?
- Какая встреча произошла в роще?
- Что случилось с мальчиком?
- Прочитайте, как Нина решила подшутить над мальчиком?
- Почему она не подняла книг? Почему заплакала?
- Как вы думаете, повторит она свой поступок? Почему?
- Каким вы представляете себе мальчика? Что можете сказать о его совести?
- Как вы понимаете слова: “Грызла беспощадная совесть”?
VI. Физминутка.
VII. Закрепление.
Чтение рассказа учащимися и деление его на части. (5 частей)
- О чём говорится в каждой части рассказа?
Составление плана:
1. Нина не приготовила урок.
2. Встреча с малышом.
3. Шутка Нины.
4. Нина помогла малышу.
5. Возвращение Нины в рощу.
- Чтение 3 части по ролям.
Пересказ по плану.
VIII. Обобщение.
Беседа.
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?
- Чему он учит?
- Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? Осуждает ли Нину?
- Словарь настроений (на доске) - выбрать те слова, которые показывают, какое настроение вызвал у вас этот рассказ? Почему?
Работа с пословицами.
Объясните смысл пословиц.
- “На обмане далеко не уедешь”.
- “Счастлив тот, у кого совесть спокойна”.
- “Совесть без зубов грызёт”.
IX. Итог урока. Рефлексия.
Закончи предложения.
- Сегодня на уроке я узнал ...
- На уроке мы говорили, о таких человеческих качествах, как ...
- Мне урок ....
X. Домашнее задание.