Форма проведения: педагогическая мастерская.
Участники: родители, учащиеся 3 класса, учителя начальных классов.
Цель мастер-класса: создание условий для формирования и активизация творческого потенциала учеников и родителей, учителей через технологию тестопластики.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала и его использованием в процессе художественного творчества (лепка).
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике приёма тестопластики.
- Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы ученикам реализовать творческие способности при работе с солёным тестом.
- Заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми.
Материал:
- готовые изделия – образцы;
- фотоматериал;
- технологическая таблица;
- соленое тесто;
- стек для лепки;
- кисть;
- баночка;
- скалка;
- доска;
- влажные салфетки;
- бусины.
Участники мастер класса: учителя начальных классов, родители, обучающиеся 3 класса.
Предварительная работа: личные беседы с родителями.
Ход мастер-класса
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители, коллеги! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Что такое мастер-класс? Плюсов много.
Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками!
Плюс второй - возможность совместного творчества вместе с детьми и родителями. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.
Плюс третий – идет мощное развитие психических процессов, таких как мышление, воображение, речь, способностей по многим направлениям. На мастер-классе вы получите информацию, приобретете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то – как знать – найдет свое призвание или хобби!
II. Вступительное слово. История возникновения лепки из соленого теста.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов — лепка становится любимым занятием на долгие годы....
На протяжении нескольких лет я руковожу кружком “Тестовичок”. Защитила авторскую программу по тестопластики. Каждый год работы детей участвуют в районной выставке декоративно-прикладного творчества, выступают на научно-практических конференциях.
Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.
Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
Существуют основные способы лепки:
- Конструктивный
- Скульптурный (пластический)
- Комбинированный
- А также лепку можно разделить на предметную и сюжетную
Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране.
Древние египтяне, греки, римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.
В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу и благополучие.
В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из соленого теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечки не меняли цвета, считались особенно привлекательными.
На Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и играли свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье.
- Сегодня на мастер-классе присутствуют дети. И я предлагаю им отгадать загадки
III. Отгадывание загадок
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.(Мука)Отдельно – я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна.(Соль)Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук? (Вода)
IV. Практическая часть.
- Сегодня нам предстоит сделать подкову – оберег. Вы ее можете ее оставить себе на память ли подарить друзьям. Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.
А сначала ...
1) Пальчиковая гимнастика.
- Этот пальчик самый толстый
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб указывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый.
Этот пальчик хоть и мал
Очень ловок и удал.
2) Приготовление соленого теста
- Для того чтобы приготовить соленое тесто для лепки, нужно взять 2 стакана муки, 1 стакан соли, и понемногу добавляя холодную воду, замесить крутое тесто. Можно делать цветное тесто, добавляя в него гуашь, пищевые красители. Готовое тесто можно 1 неделю хранить в пакете в холодильнике. Готовые изделия из соленого теста можно оставить на открытом месте до высыхания, а можно выпекать на самом слабом огне в духовке.
3) Беседа учителя.
- Итак, будем учиться делать подкову. Их можно сделать на любой вкус. А я предлагаю сделать подкову с символом будущего года. Согласны?
Подкова - это очень древний символ плодородия и благоденствия, она обладает мощнейшими защитными функциями.
Подковывая лошадей, люди выполняли сразу две задачи: во-первых, защищали копыто от повреждений, во-вторых, предотвращали неприятности в дороге и сделать поездку удачной.
Однако о тайном предназначении подковы-оберега в средние века почти никто не знал, в то время древние символы держались в тайне, процветала охота на ведьм, любое подозрение вело человека на костер. Вот и молчали об этой тайне те, кто знал истинное предназначение подковы. Однако любая информация распространяется все равно и таким образом свойства подковы дошли и до наших дней.
Разные народности по-разному толковали функции подковы. Одни считали, что ее главное предназначение - защитная функция и вешали ее дугой вверх, а концами вниз (по подобию радуги и чтобы она стояла над домом и осеняла его своим покровом). Другие люди нашли сходство между повернутой концами вверх подковой и полной чашей и использовали ее именно в таком положении, чтобы в доме всегда всего было в достатке и изобилии.
Подкову нужно вешать над входной дверью или прямо на дверь внутри жилища. А вот каким образом ее вешать, хозяева должны решать сами. Если в доме много ссор и скандалов - нужно повесить концами вниз. Если в доме все благополучно, и вы ходите сохранить и приумножить свое благополучие, то нужно повесить подкову концами вверх.
4) Показ процесса работы педагогом.
Этапы изготовления изделия.
- Для занятия вам потребуется: солёное тесто, кисточка, стека, скалка, доска.
- Катаем колобок.
- Колобок превращаем в толстую колбаску (брусочек) сворачиваем в дугу и сплющиваем пальцами. Получилась подкова.
- Обратной стороной карандаша на концах подковы делаем отверстие для шнурка.
- Теперь начинаем украшать подкову.
- Делаем ветки ели: катаем шарик, придаем форму овала, расплющиваем. Затем края листика разрезать стекой. Приклеиваем ветку на подкову с помощью воды. Всего выполнить четыре ветки.
- Делаем змею: катаем колобок, из колобка колбаску. Один край колбаски делам тоньше – это хвост змеи. С другого конца – голова змеи. Стекой делаем рот. Из шариков делаем глаза. Все детали скрепляем при помощи воды.
- Подкову кладем на бумагу (картон), пластиковую тарелочку.
Вот наша подкова!
В процессе работы производится текущий инструктаж.
5) Как обращаться с подковой.
Подкову - оберег нужно вешать особым способом:
1) подкову всегда вешают только на один гвоздь;
2) в этом процессе желательно, чтобы участвовали и хозяин и хозяйка дома вместе;
3) перед тем как повесить подкову хозяин и хозяйка вместе должны взяться за дужки подковы и произнести такие слова:
Подкову на дверь прибиваем,
Ото всякой беды ограждаем,
Все плохое за порогом оставляем.
Начало формы
6) С чем подкова сочетается.
Подкова отлично сочетается с любыми деревянными предметами. Ее действие будет усиливаться при ярком освещении, даже при искусственном. Если в прихожей, где она висит, плохое освещение, нужно заботиться, чтобы подкова была максимум подсвечена.
7) С чем подкова не сочетается.
При контакте с пластмассой или другими искусственными материалами действие подковы будет ослабляться. Допустим, если ваша дверь сделана из пластика, то можно подкову прибить на деревянную дощечку, а потом уже прикрепить ее к двери.
V. Рефлексия
- Уважаемые родители, коллеги, ребята, я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями.
- Какие чувства вы испытывали при лепке изделия со своим ребенком?
- Вам было уютно, комфортно, вы испытали чувство гордости и радости за себя и своего ребенка?
- Послужило ли выполнение лепки изделия средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций?
- Нужны ли такие мастер-классы?
- Что взяли полезного?
Ваши подковы оставьте себе на память, и они будут напоминать вам о нашей встрече и приносить счастье в дом.