Суффикс. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: познакомить учащихся с понятием “суффикс” и его словообразовательной функцией

Задачи:

  • дать определение понятия “суффикс”;
  • уточнить понятия “корень”, “приставка”, “окончание”;
  • учить выделять части слова, образовывать новые однокоренные слова при помощи суффикса и приставки;
  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность.

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

На доске текст. Прочитайте про себя и найдите словарные слова.

Москва – столица России. В центре Москвы – Кремль. В Москве много памятников, музеев, парков. Любят москвичи свой город! Самая лучшая подземная дорога – московское метро.

1) - Назовите новое словарное слово. (Кремль)

- До 14 века название городских укреплений в Древней Руси. Город, окруженный стеной с башнями и бойницами.

Московский Кремль – древнейшая часть Москвы. Резиденция Президента.

- Почему не будем ставить в этом слове ударение? Что запомним?

- Как перенесем с одной строки на другую? Почему?

- Сколько в этом слове букв? Звуков?

2) Прочитайте текст еще раз и запишите по памяти словарные слова, которые здесь есть. (доска закрыта)

3) Проверка: Кремль, Россия, Москва, город, дорога, метро, столица.

На какие две группы можно разделить эти слова? (собственные и нарицательные)

III. Актуализация знаний.

- Напомните тему предыдущих уроков. ( части слова)

- Назовите части слова.

- Как по другому их можно назвать? (морфемы)

- Назовите главную морфему.

- Что называется корнем?

- Что называется приставкой? Окончанием?

- Какая из этих морфем служит для образования новых слов?

- Какая для изменения формы слова?

Вернемся к тексту. Выпишите в один столбик формы слова, а в другой однокоренные слова.

Проверка:

Москва Москва
Москвы москвичи
В Москве московское

- Докажите, что в первом столбике форма слова. А во втором однокоренные слова.

- Обозначьте в однокоренных словах окончание и корень.

- Как же образовались эти однокоренные слова? (с помощью суффиксов –ич-, -ск-)

- А кого называют москвичами?

- А нас можно назвать москвичами?

- А как еще нас можно назвать? (зеленоградцы)

- Почему? (живем в Зеленограде)

Запишем в третий столбик:

  • Зеленоград
  • зеленоградцы
  • зеленоградские

- Обозначим в этом слове окончание и корень.

- Как называются слова у которых два корня? (сложные)

- Обозначим сначала окончание, потом корень.

- При помощи чего мы образовали эти однокоренные слова. ( при помощью суффикса)

- Какие суффиксы нам помогли это сделать? ( -ц-, -ск-)

- А как мы нашли эти суффиксы?

- Кто попробует сказать, что же такие суффикс?

- Откройте учебник стр. 89-90 и прочитайте правила.

- Верно ли мы его сформулировали?

- В русском языке много суффиксов и мы будем с ними постепенно знакомиться.

IV. Работа в парах.

1) У каждого на столе лежит текст.

Прочитайте и подчеркните однокоренные слова.

Елочка

В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.

- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих – нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.

- Почему, - спрашивала Елочка у бабушки – старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка.

- Назовите однокоренные слова. Напишем на доске и в тетради: ельник, елочка, ель, елка.

- Почему они однокоренные?

- Как образовались? ( суффиксы –ник-, -очк-, -к-)

-Что изменилось с помощью суффикса? (лексическое значение слов)

2) Составь пару.

Взять себя в руки Очень быстро
В ежовых рукавицах Держать в строгости
Не покладая рук Успокоиться
Не успел глазом моргнуть Много работать

- Как называются эти выражения? (фразеологизмы)

- Выпишите 2 любых с однокоренными словами. ( суффикс – авиц-)

Проверка.

V. Таблица суффиксов. (рассматривание и чтение)

VI. Тест проверь себя. (презентация)

- Поднимите руку у кого получилось слово “друг”.

- Придумайте к нему однокоренные слова.

VII. Таблица “Части слова”.

- Итак, назовите морфемы, которые служат для образования новых слов.

- А какая морфема служит для изменения формы слова?

VIII. Сказка “Кто главнее и важнее? ” (чтение по ролям)

- Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное – суффиксы. Иногда могут звенеть, как колокольчики: оньк, еньк, знь; стучать каблучками: ек, ик, чик, ник; петь, как птички: чив, лив, чив, лив! Суффиксы и приставки поначалу очень дружили и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.

Приставки. Ну как вы не понимаете?! Возьмём слово выиграть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой – это вам не списать у кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого ещё какие-нибудь слова?

Суффиксы. Конечно, нужны и очень много (выступают вперёд) Мы привели сюда целую семью слов: лесок, лесовик, лесник.

Смотрите, как могущественны в этих словах мы – суффиксы! Захотим - и лес превращается в лесок. А вот и человек, который охраняет лес. И все эти превращения совершили мы – суффиксы.

Прист. Зато, если захотят сказать что-то просто очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный, прелестный, и вообще: не хорошенький, а прехорошенький, не огромный, а преогромный! Так что да здравствуем мы, приставки!

Суф. Зато мы можем приласкать! И сказать не мама, а мамочка, не Оля, а Оленька!

Уч. Спорили приставки и суффиксы, спорили – чуть не подрались! Спасибо, вовремя корень вмешался – встал между ними.

Корень. Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без корня, сказать!

Уч. Приставки и суффиксы пробовали- пробовали, старались-старались, и так и эдак – ничего у них не вышло. С тех пор корень как главный в слове решил так.

Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, – слева, а вы, суффиксы, - справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок вот такие: , а у суффиксов – совсем другие: . А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую: .

Уч. Тут всем спорам конец пришёл. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.

К.

В корне смысл, но не весь
Главный, но не полный.

Пр.

Потому приставка есть-
Смысл она дополнит.

Суф.

- Рад я в этом ей помочь.
После корня встать не прочь!
Ну и что ж, что после корня, -
Всё равно я всех проворней!

Уч. А о какой морфеме ни слова не было сказано в сказке?

Дети. – Об окончании.

Уч. –А вот спешит к нам уже и окончание.

Окон.

И на род укажу,
И про время скажу,
И слова все свяжу, хоть и временно.
Ведь недаром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени!

Уч. –Вот и сказке конец, а кто слушал ...

(МОЛОДЕЦ)

IX. Оцени себя.

- Нарисуй на полях в тетради:

  • Если все понял – солнышко;
  • Не совсем все – солнышко с тучкой;
  • Плохо понял – туча.

Презентация.