Театр для детей – это сказочное действие, раскрашенное яркими красками художника и озвученное живой многогранной музыкой. Сказка оживает, становится выразительной, если в ней есть место художественному оформлению и музыкальному сопровождению.
Детские спектакли приобретают особую окраску, благодаря использованию в них музыки. Песни и танцы, а также и музыкальные фоны в некоторых спектаклях играют не менее важную роль, чем слово. Являясь фоном, музыка украшает спектакль, помогает создать яркие выразительные образы.
В спектаклях, насыщенных звуками и музыкой, мир, окружающий героев спектакля оживает. Герои таких представлений оказываются всесторонне развитыми личностями. Музыкальное сопровождение естественно и гармонично вписывается в действие сказки.
Спектакли, в которых музыка, если не является основой представления, но во многом определяет драматургию театрального действия, называется мюзиклами. Инсценированные песни, сменяющиеся массовыми и индивидуальными танцами, перемежаются стихотворными и прозаическими текстами, и – снова сольное пение, и пение в дуэте, в ансамбле. Каждый из детей точно знает, где и когда ему находится и что делать.
Действующие лица:
- Солнце
- Сорока
- Воробей
- Крокодил
- Медведь
- Баран
- Баран
- Зайчиха
Декорации и атрибуты:
- Два стула, замаскированные камышами, деревьями нарисованными.
- Пеньки для спящих зверей и птиц: зайчихи, сороки, воробья, медведя.
- Мячики, шар для крокодила.
- Елочки искусственные.
- Барабаны.
Ход спектакля
Справа на заднем плане два стула, замаскированные кустами (можно камышами), там прячется Крокодил. Слева – пень, на котором сидит и спит Медведь.
На переднем плане слева сидят спящие Воробей, Сорока и Зайчиха. В центре на корточках сидит солнце.
Звучит музыка («Одинокий пастух», композитор Георге Замфир, из репертуара оркестра под управлением Джеймса Ласта).
Солнце медленно поднимается, танцует, касается впереди сидящих зверей, которые по очереди просыпаются, улыбаются.
Музыка меняется. Начинает звучать мелодия «Мусорной песни» (композитор Александр Усачёв). Выбегает Крокодил и, обхватив Солнце руками, тащит его в свое логово.
Звери, испугавшись, обхватив лицо руками, качают головами, всхлипывают.
Воробей (с носовым платком) встает, всхлипывая, выходит в центр, поет
(мелодия песни «Ах, какая женщина», из репертуара гр. «Фристайл»):
Наступила темнота,
Наступила темнота,
Не ходи за ворота!
Кто на улицу попал,
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал…
2 раза
На мелодию припева плачет в голос, навзрыд.
Подбегает сорока.
Сорока поёт (мелодия песни «Ветер с моря дул», композиторы Н. Рудина, Ю. Малышев, из репертуара Натали):
Горе, горе мне, о-е-е-е-ей!
Горе, горе всем, о-е-е-е-ей!
Жадный Крокодил, страшный Крокодил
Солнце утащил, Солнце утащил!
Наступила тьма, наступила тьма,
Беспроглядная -я-я-я-я-я.
Как без солнца жить,
Как без солнца быть,
Вести разносить?
Вести разносить?
К Воробью и Сороке подбегает Зайчиха, начинают петь (мелодия песни «Выйди, солнышко» Р. Паулса):
Сорока и зайчиха:
Выйди, солнышко,
Выйди, красное!
Плачет Воробей:
Воробей: Выйди по-быстрей!
Сорока, Зайчиха и Воробей:
Поднимись скорей
В небо чистое,
Освети, согрей
Землю-матушку!
2 раза
Звучит вступление и 1-ый куплет песни «Атас» ( композитор И. Матвиенко, из репертуара гр. «Любэ»).
Воробей, Сорока, Зайчиха отходят в сторону. Выходят два барана с барабанами, маршируют и барабанят, на мелодию припева поют:
Скорей! Скорей вставай, звериный класс!
Не спите зайчики, не плачьте, белочки.
Вперед! Давай вперед, звериный класс,
Идем за солнышком сейчас!
Бараны отходят в сторону. В центр выходят Воробей, Сорока, Зайчиха. Воробей и Сорока поют (мелодия песни «Лаванда», музыка В. Матецкого, из репертуара С. Ротару):
Крокодила все боятся (2 раза)
Как нам с этаким сражаться?
Он и грозен и зубаст.
Крокодила все боятся (2 раза)
Как нам с этаким сражаться?
Он нам солнце не отдаст!
Зайчиха поёт на мелодию песни «Малиновка» (композитор Э. Ханок, из репертуара гр.»Верасы»):
Ох, стыдно, стыдно, звери нам реветь!
И где же самый главный наш Медведь? (подходит к Медведю будит его)
Эй, хватит, спать!
И лапу сосать!
Ведь солнце надо выручать.
Крокодил живот набил.
Наше солнце проглотил.
Медведь просыпается, встает, качает головой.
Звери (хором):
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти!
Звучит тема Медведя (пьеса «Медведь», муз. В. Ребикова).
Медведь переваливаясь, подходит к Крокодилу и грозно произносит на фоне музыки:
Ишь, разбойничья порода!
Цапнул Солнце с небосвода.
И с набитым животом
Завалился под кустом!
Пропадает целый свет,
А тебе и горя нет!
Звучит мелодия песни «Мальчик хочет в Тамбов» (муз. Б. Лима, из репертуара Мурата Насырова).
Выходит Крокодил, танцует грозный танец: топает, наступает угрожающе то на Зайчику, то на баранов, то на Воробья, то на Сороку! Звери отступают, пугаются.
Крокодил поет на мелодию припева:
Если я захочу, чики-чики-чики-чики-та,
И луну проглочу, чики-чики-чики-чики-та! (продолжает торжествующе танцевать).
Зайчиха, не дав Крокодилу закончить, произносит:
Миша, к нам ты подойди
И злодея победи!
Все звери:
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти!
Звучит тема Медведя. Звери окружают Крокодила. Он ругается, бросается то в одну, то в другую сторону, поднимает руки вверх, быстро наклоняется, достает кистями пол и убегает, пробежав на руках и ногах.
Звучит тема Солнца. Звери выводят Солнце, обнимаются, встают в одну линию.
Звучит вступление к песне «Стою на полустаночке» (муз. И. Катаева, репертуара В. Толкуновой).
Звери (поют):
Чтоб мир всегда был солнечным,
Чтоб мир всегда был солнечным,
Понятно стало нам сегодня всем.
Держаться вместе надо нам,
Держаться вместе надо нам.
Тогда не будет никаких проблем!
Звери танцуют общий танец на мелодию 2,3 куплетов, на 4-ый – поют, повторяют слова 1-ого куплета и выполняют поклон.