Животные Арктики - медведи и тюлени. Полярное сияние. Рисование акварелью и восковыми мелками с элементами обрывной аппликации

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


Возраст: младшие школьники (7-9 лет)

Продолжительность занятия: 60 - 90 мин.

Цель занятия: научить работать восковыми мелками во взаимодействии с акварелью, выполнить в смешанной технике работу “Животные Арктики и полярное сияние”.

Задачи:

  • учить работатьс восковыми мелками и акварелью;
  • продолжить освоение передачи объема с помощью обрывной аппликации;
  • развивать чувство цвета,формы и композиции;
  • воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями и отражать впечатления в изобразительном творчестве.

Предварительная работа:Наблюдения за небом на прогулке (прозрачное, разного цвета в разное время суток), по возможности наблюдение заката. Рассматривание неба на репродукциях, художественных открытках, слайдах и пр.

Материалы и оборудование:бумага для акварели А4 – А3, восковые мелки, акварель, кисти, тонкая белая бумага, цветная бумага, ножницы, клей, иллюстрации, компьютер с оборудованием для просмотра слайдов, с возможностью воспроизводить звук.

Литературный ряд: стихотворения о полярном сиянии.

Музыкальный ряд: звуки природы (метель, вьюга, хруст снега), песенка про медведей.

Зрительный ряд: электронная презентация “Животные Арктики и полярное сияние. Рисование акварелью и восковыми мелками с элементами обрывной аппликации”.

План занятия

  1. Организационный момент, постановка цели урока.
  2. Теоретическая часть урока. Знакомство учащихся с новой темой.
  3. Физкультминутка.
  4. Практическая часть урока. Объяснение последовательности самостоятельной работы. Выполнение практической работы.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Рефлексия

(Подготовить презентацию, включить её с самого начала занятия)

Слайд 1

Тема занятия.

 Слайд 2

Знаком ли нам персонаж замечательного мультфильма Умка? Кем он был?

- Белым медведем

Слайд 3

Совершенно верно, Умка и его мама – белые медведи, которые живут в приполярных областях на Северном полушарии Земли. Мир для этих животных ограничен ледяными полями островов в Северном Ледовитом океане и прибережий материков. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы. Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими.

Давайте сейчас вместе с Умкой отправимся к нему в гости, и побываем на Северном полюсе, в Арктике.

(Отправляемся в гости к Умке, выполняя упражнения физкультминутки под музыку)

Слайд 4

Физкультминутка

Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

Слайд 5

В гостях у Умки мы сможем познакомиться с удивительным явлением! А как оно называется? Угадаем загадку!

Полюс Северный снега
Полюбили навсегда.
Даже летом снег не тает -
Солнцу силы не хватает!
КНебо радугой цветной
Наряжается порой!
Что за чудо-одеяние? -

Это - ... (северное сияние)Верно, северное сияние, или полярное сияние.

А восьмиклассник Женя Зимин, из города Мурманска, написал замечательное стихотворение:

Полярное сияние увидишь ты –
И, кажется, что сбудутся все, все твои мечты!
Оно то вроде хмурится, то будто слезы льет,
То улыбнется, кажется, и вдруг – совсем уйдет.
Оно прекрасней радости, красивей, чем мечты,
Оно – сестренка радуги и дочка темноты.

Итак, какое же световое явление мы сможем с вами увидеть на Северном полюсе?

- Полярное сияние.

Молодцы!

Слайд 6

Словно искусный мастер кистью, смешивая краски, Вселенная рисует захватывающие дух картины на ночном небе планеты Земля. Молочно-розовый, зеленый, синий, ярко-красный, люминесцентно-белый — палитра Великого художника бесконечна и ни одна его картина не повторяет сюжет предыдущей.

Слайд 7

А теперь ребята давайте изобразим полярное сияние. Для этого нам сначала понадобится чистый лист белой бумаги, восковые мелки и акварельные краски.

Мы уже знаем, что акварель – уникальный, можно сказать, волшебный художественный материал, который отличается от гуашевых красок своей прозрачностью, легкостью, но и сложностью работы с ним. Вы помните, что акварель “не терпит” больше 3-х слоев краски и поэтому работать с ней нужно очень аккуратно, осознанно, зная точно, какой цвет надо нанести!?

- Молодцы!

А вот восковые мелки – это графический художественный материал, который позволяет создавать своеобразные по своей фактуре, то есть следу, который мелок оставляет на листе, яркие композиции. А сочетание акварели и восковых мелков может дать совершенно неожиданный эффект, но какой - мы увидим позже! Это сюрприз!

Северное сияние может охватить всё небо, а выглядеть редкими сполохами (зарницами) где-то в вышине. Простым карандашом, слегка нажимая, на белом листе изобразим границы каскадов северного сияния, внутри которых потом будем работать восковыми мелками.

- Справились? Замечательно!

Теперь начнем рисовать полярное сияниецветными палочками - восковыми мелками, готовим мелки цветов полярного сияния (белый, розовый, голубой, зеленый, желтый). Начнем работать мелком белого цвета: положим мелок боковой стороной и начнем широко тушевать “туда-сюда”, не отрывая мелок от бумаги, получился первый каскад света, который спускается с неба на землю. Добавляем каскад желтого цвета, тушуем так, чтобы мелки смешивались – накладываем слегка один цвет на другой.Также доделаем каскады света розовым, голубым и зеленым цветами, иногда штрихую, можно наносить короткие линии, иногда можно растирать пальцем, иногда оставлять яркие штрихи чистым цветом. Попробуем также вести линии каскада снизу вверх.

- Молодцы! Справились с изображением полярного сияния с помощью восковых мелков.

Слайд 8

Полярное сияние можно увидеть только глубокой ночью (в отличие от радуги, которую мы наблюдаем днём при выглядывающем из-за дождевых туч солнышке). Поэтому все остальное пространство листа нужно покрыть черным, темно-синим или темно-фиолетовым цветом. Теперь возьмем акварельные краски, и с помощью цветовой растяжки, как мы уже умеем, заполним все пространство листа, работаем красками даже поверх каскадов полярного сияния, вы увидите, как акварельная краска поможем восковым мелкам показать во всей своей красоте!Лишнюю краску мы можем аккуратно убрать кистью.

Теперь, когда мы сделали замечательный фон с помощью восковых мелков и акварельной краски, давайте завершим композицию “Животные Арктики и полярное сияние”. Для этого нам понадобится белый лист бумаги, клей. Мы приклеим льдины и айсберги из равно смятой бумаги, по желанию можно сделать и не из смятой бумаги. Приступаем к равномерному смятию бумаги, не спешите, выполняйте работу аккуратно. Теперь приклеиваем льдины, айсберги на подготовленный фон.

Слайд 9

Для завершения работы, нам осталось “посадить” на льдины и айсберги – арктических животных. Нам понадобится цветная бумага, ножницы и клей. С помощью простых геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги, можно сложить тюленя, моржа и приклеить на льдине. Белого медведя обязательно приклеивать на темном фоне неба, не забываем о контрастах в живописи. Мордочки, пятнышки на спинке тюленей и другие детали можно дорисовать красками. Приступаем к выполнению. Вырезаем, приклеиваем, дорисовываем детали. Успехов!

Слайд 10

Подведем итоги нашего занятия. Давайте сейчас все вместе ещё раз посмотрим на чудесное явление – полярное сияние, с которым нас познакомил житель Арктики – белый медвежонок Умка. (Смотрим видеофрагмент).

Слайд 12

В заключение занятия дети рассматривают получившуюся композицию на тему “Животные Арктики и полярное сияние” и делятся своими впечатлениями: Что они узнали нового? Понравилось им занятие или нет?

(Слайд 11 наглядно демонстрируют этапы выполнения работы).

Литература.

  1. И.А. Лыкова. Изобразительное творчество детей. 2010.